Российская элита — одна из самых неизученных в мире. Сразу после распада СССР класс имущих только складывался, потом в стране прошло несколько переделов собственности. В итоге, рассуждая сейчас об элите, мы зачастую плохо представляем, о ком именно ведем речь. Этой публикацией «Лента.ру» начинает серию статей о российской элите. Предлагаем вашему вниманию инфографику об этнической принадлежности самых богатых россиян.
Одним из ключевых идентифицирующих человека признаков была и остается этническая принадлежность, несмотря на все попытки создания каких-то внеэтнических общностей вроде советского народа и т.д. Это подтверждают результаты переписи населения России 2010 года — из 142,8 миллиона человек свою национальность указали 137,2 миллиона, то есть 96 процентов. Людям важна их национальная принадлежность. Изменение национального состава за счет внешней и внутренней миграции по линии север-юг — серьезнейший вопрос для россиян, особенно для жителей крупных городов.
Не менее интересен вопрос этнического состава правящей элиты — хотя бы потому, что, в конце концов, от этого многое в стране зависит. В США, например, известны генеалогическое древо и религиозная принадлежность каждого представителя элиты. Мы изучили рейтинг журнала Forbes «200 богатейших бизнесменов России-2014» и проанализировали его, так сказать, этническую структуру.
Являются ли участники рейтинга элитой? Безусловно — их совокупный капитал оценивается в 481,15 миллиарда долларов. Много это или мало? К примеру, доходы федерального бюджета России на 2014 год — 13,571 триллиона рублей, или, по нынешнему курсу, 339 миллиардов долларов, верхний предел государственного внешнего долга — 71,9 миллиарда долларов, экспорт товаров из России в 2013 году — 526 миллиардов. Сумма личных состояний этих людей весьма велика даже относительно макроэкономических показателей. А ведь они контролируют намного больший капитал, чем их персональное богатство. Последние социологические исследования российской элиты (прежде всего таких ученых, как Ольга Крыштановская и Оксана Гаман-Голутвина) публиковались довольно давно, и ситуация с тех пор заметно изменилась.
Мы проанализировали биографии, интервью, различные сайты этнических объединений, где опубликован как список попечителей, так и список достойных членов диаспоры. Однако отметим, что в любом случае данные в таком деликатном вопросе могут быть только приблизительные, особенно по самым большим этносам. Многие свою национальность не афишируют и о ней не говорят.
Всего среди богатейших бизнесменов России насчитывается 22 этноса, что, в принципе, довольно представительно. Суммарная численность этих этносов в России составляет 126,4 миллиона, то есть большинство населения страны.
Среди богатейших бизнесменов России в 2014 году выделим следующие группы этносов:
1. «Большая тройка» — количество представителей исчисляется десятками: русские, евреи и украинцы.
2. «Средний состав» — татары, армяне, горские евреи, азербайджанцы, ингуши, чеченцы, осетины, узбеки.
3. «Единичные представители» — аварцы, арабы, белорусы, греки, грузины, кабардинцы, казахи, курды, лезгины, литовцы, молдаване.
Как видно из инфографики, зачастую представительство в списке богатейших бизнесменов не совпадает с долей этого этноса в населении России. Лидируют горские евреи: из 762 граждан России этой национальности шесть человек попали в список Forbes. Ну а доля русских, хоть и самая большая в целом, почти в два раза меньше их доли в населении страны.
Любопытен и весомый вклад украинцев: по количеству миллионеров они занимают третье место с огромным отрывом от следующей этнической группы — татар. Очевидно, это восходит к временам, когда Украина считалась братской республикой и (при Хрущеве и Брежневе) активно продвигала свою элиту в Москву.
Когда у кого-то из отечественных миллионеров среди предков оказывались представители различных этнических групп, предпочтение отдавалось тому этносу, с которым себя идентифицирует участник списка Forbes публично.
В целом из представленного рейтинга хорошо видно, как в многонациональной стране различные этнические группы, используя корпоративную солидарность и реакцию на начало «эры капитализма», сумели включиться в экономическую и политическую жизнь принципиально нового типа. Но самое интересное здесь — существенная разница между этнической структурой Российской Федерации и национальной структурой списка богачей.