28 октября в России отмечается День армейской авиации. Накануне праздника «Лента.ру» отправилась в 344-й Центр боевой подготовки и переучивания летного состава в Торжке, где мы узнали о новшествах российской системы обучения военных вертолетчиков, для чего боевой винтокрылой машине нужен экипаж из двух человек и почему в воздушной схватке вертолетов бесполезна мертвая петля.
Армейская авиация в Вооруженных силах России состоит исключительно из вертолетов. Сегодня ее значение ощутимо выросло. Главные функции армейской авиации — обеспечение мобильности сухопутных войск, их снабжение и огневая поддержка с воздуха. Весной этого года в ходе операции по поддержанию мира и спокойствия на Крымском полуострове в период острого кризиса на Украине подразделения армейской авиации успешно выполняли десантно-транспортные и разведывательные задачи. К счастью, до огневого подавления дело не дошло.
Участие летчиков армейской авиации в подобных операциях невозможно без предварительной подготовки. 344-й Центр боевой подготовки и переучивания (ЦБПП) летного состава в Торжке уникален — других таких в России просто нет. Он работает по двум основным направлениям: повышение квалификации летного и руководящего состава армейской авиации и переучивание летчиков на новые типы вертолетов.
В первом случае летчики проходят теоретическую подготовку, а на практике применяют приобретенные знания, уже возвратившись в свои войсковые части. Однако если речь идет о переучивании пилотов на новый тип вертолета, то применяется целый комплекс теоретических и практических занятий. В последние годы существенно усилилась материально-техническая база центра, обучение вертолетчиков проходит с применением разных компьютерных технологий, интерактивных обучающих программ. Как рассказал «Ленте.ру» начальник цикла «Тактика» курсов переобучения майор Виктор Соколов, одно время даже рассматривался вопрос о переводе слушателей центра на компьютерную теоретическую подготовку без участия преподавателя, однако позже от этой идеи отказались.
Программа переобучения заметно изменилась, отметил Виктор Соколов. Боевые возможности российских вертолетов Ка-52 «Аллигатор» и Ми-28 «Ночной охотник» расширились благодаря оснащению этих машин современной электроникой. Если раньше тактическая подготовка экипажей строилась на применении оптико-механических и аналоговых прицельно-навигационных комплексов, то сейчас обучают работе с цифровыми автоматизированными системами ведения боя.
К примеру, обновленная аппаратура «Аллигатора» позволяет наблюдать и захватывать наземную цель на удалении десяти километров, а дальность ее поражения ракетами увеличилась до семи, что превышает средний радиус поражения средствами противовоздушной обороны противника. Новая техника сделала возможным круглосуточное применение боевых вертолетов и еще на шаг приблизила их ко всепогодному использованию. Кроме того, в ударных подразделениях армейской авиации внедряется так называемая автоматизированная система управления оперативно-тактическим звеном, когда экипаж ударного вертолета получает координаты цели для уничтожения и распознает ее уже на подходе. По мнению специалистов, эта система в разы сократила время на корректировку действий боевых машин и повысила их эффективность.
Также эволюционировал и курс тактики воздушного боя. Помимо стандартных действий при огневом контакте с противником в воздухе слушатели учатся тому, как поражать беспилотные летательные аппараты. Виктор Соколов подчеркнул, что новые российские вертолеты при должной квалификации летчика способны уничтожать как малоразмерные и низколетящие беспилотники, так и дроны, барражирующие на высоте свыше пяти тысяч метров. «Аллигатор» и «Ночной охотник» поднимаются на высоту пяти с половиной километров, а остальное — дело ракет «воздух-воздух».
Примечательно, что переобучение летчиков в торжокском ЦБПП не всегда включает в себя практическую летную подготовку. Почти все вертолетные полки армейской авиации, оснащенные новой техникой, располагают собственными летчиками-инструкторами, выпускниками центра. После завершения теоретического курса авиатор выполняет полеты на новых типах винтокрылых машин у себя в части. Таким образом, ведется летная подготовка пилотов «Аллигаторов» на авиабазе «Черниговка» в Приморье и «Ночных охотников» из Кореновского авиаполка в Краснодарском крае.
А ведь совсем недавно ситуация выглядела по-иному. Так, в рамках программы перевооружения на базу «Остров» в Псковской области была поставлена партия Ка-52 и Ми-28, однако летчиков, способных пилотировать 52-е, там не оказалось. По рассказам преподавателей центра, пока псковские летчики постигали летное мастерство на «Аллигаторах» в Торжке, ЦБПП одалживал островские машины для парада Победы в Москве. Сейчас там появились свои инструкторы, которые натаскивают коллег на пилотирование новой техники, как выразился майор Соколов, «размножают летчиков почкованием». В данный момент центр занимается подготовкой инструкторов для полков в Новосибирской области.
Число новых вертолетов в войсках постоянно растет: только по действующим контрактам, армейская авиация должна получить более 250 вертолетов Ми-28 и Ка-52. Если ранее Ка-52 рассматривались в качестве перспективной машины огневой поддержки спецназа, то теперь очевидно, что эти вертолеты станут основой армейской авиации наряду с Ми-28. Кроме того, в серии находится вертолет Ми-35 — развитие отработанной платформы Ми-24, задача которого — облегчить переход на машины нового поколения.
Темпы производства новых ударных вертолетов — около 50 машин в год, и можно ожидать, что перевооружение боевых частей армейской авиации завершится в течение ближайших 4-5 лет.
Помимо теоретической и, по необходимости, летной подготовки большое внимание в ЦБПП уделяется переучиванию офицеров на новые типы вертолетов с помощью электронных тренажеров. В центре оборудован компьютеризированный комплекс, имитирующий кабину вертолета Ми-8. Как пояснил «Ленте.ру» его оператор капитан Владимир Костюк, основное назначение тренажера — отработка экипажем вертолета определенных алгоритмов действий в различных ситуациях, в первую очередь тех, которые слишком опасны для тренировки на реальной машине.
Все начинается с изучения авионики, или, как принято говорить у российских авиаторов, БРЭО — бортового радиоэлектронного оборудования. Летчик осваивает последовательность включения приборов перед взлетом и при запуске двигателей. Потом — отработка различных ситуаций в режиме имитации полета. На круговом панорамном экране тренажера воспроизводится изображение окружающей местности, а оператор с поста управления вводит различные параметры. Пилот на тренажере оказывается в условиях нулевой видимости, выводит виртуальный вертолет из снеговых и дождевых зарядов, отрабатывает посадку при отказе двигателей.
Все параметры полета и управления, даже вой турбин при перегрузке и стрекот лопастей на виражах, такие же, как и в реальности, за единственным исключением — кабина тренажера неподвижна. Оборудовать тренажер гидравлической системой имитации крена технически возможно, но, как сообщил «Ленте.ру» один из офицеров ЦБПП, это почти в два раза увеличивает его стоимость. По окончании курса обучения на тренажере слушатели сдают на нем практический экзамен, по итогам которого комиссия инструкторов ЦБПП принимает решение о допуске к полетам.
Применение электронных тренажеров будет расширяться, отмечают в ЦБПП. До конца этого года в Торжок поступят тренировочные комплексы ударного вертолета Ми-35 и военно-транспортного Ми-171. В начале 2015-го центр ожидает тренажеры для Ка-52 и Ми-28, оба готовы, специалисты ЦБПП провели на них испытательные и пуско-наладочные работы. Их доставка с завода-изготовителя в Торжок — лишь вопрос времени. Также в недалеком будущем в центре построят новый учебно-тренировочный комплекс, который будет включать в себя по два тренажера «Аллигатор» и «Ночной охотник» для отработки действий в составе звена. Открытым остается вопрос, какими будут эти тренажеры — статичными или на отклоняемой гидроплатформе.
Кроме переучивания и повышения квалификации летчиков армейской авиации ЦБПП активно занимается научной работой. Вся информация по этому направлению засекречена, однако что-то у торжокских авиаторов удалось узнать. Так, начальник центра полковник Андрей Попов упомянул, что с 2010 года 344 ЦБПП активно участвуют в разработке макетной комиссии российского боевого вертолета нового поколения, который сможет летать со скоростью до 500 километров в час. Не раскрывая деталей, полковник Попов пояснил, что сейчас пилоты-исследователи центра привлекаются к проектированию компоновки кабины новой винтокрылой машины, а также прорабатывают различные варианты вооружения «вертолета будущего».
Специалисты торжокского центра немного поделились результатами предыдущих научных изысканий. Оказывается, летчики-исследователи поставили точку в многолетнем споре авиаконструкторов и военных о возможности пилотирования боевого вертолета и применения вооружения по наземным целям одним человеком. Знаменитый «летающий танк» Ка-50, «старший брат «Аллигатора», он же «Черная акула», в свое время произведший фурор на международных авиасалонах и ставший героем одноименного художественного фильма, так и не пошел в серию. Испытания показали, что при имеющейся и перспективной бортовой аппаратуре пилот не может «разорваться на две части». Несмотря на все усилия и доводы, практика диктует свои требования — при скоростном полете на высотах от 25 до 100 метров поиском, захватом и уничтожением цели должен заниматься отдельный член экипажа. В будущем автоматика его заменит, но тогда, лет через 30, вся ударная составляющая армейской авиации России, по мнению начальника 344 ЦБПП Андрея Попова, уже перейдет на беспилотные летательные аппараты.
Еще один миф, развенчанный авиаторами Торжка, связан с феноменальной способностью вертолета Ми-28 выполнять «мертвую петлю». Безусловно, этот маневр демонстрирует высокие летные и прочностные характеристики «Ночного охотника», однако для воздушного боя он неприменим. Падение скорости и потеря визуального контакта с противником превращают воздушную машину в легкую добычу для вражеских средств поражения.
Сегодня 344-й Центр боевой подготовки и переучивания летного состава армейской авиации переживает подъем. За последние годы на авиабазу в Торжке поступили несколько новых Ми-28, модернизированные «крокодилы» Ми-35, Ка-52, а также военно-транспортные Ми-8 в модификациях МТВ5 и АМТШ. В ближайшее время центр ожидает поставки полноценной учебной версии «Ночного охотника» Ми-28УБ (учебно-боевой) со спаренным управлением. Вырос и общий налет часов пилотов в ЦБПП: по словам начальника центра полковника Попова, еще в 2009 году он не превышал 6000 часов, а к октябрю этого года достиг 9000. Принцип «когда вертолет появляется над полем боя, победа сама падает в руки пехоты» своей актуальности не потерял.