Арбитражный суд Москвы изъял акции «Башнефти» у Акционерной финансовой корпорации «Система» в пользу государства. Решение суда вступит в силу через месяц, а в случае подачи апелляции — после вердикта вышестоящей инстанции, если она согласится с мнением судьи столичного арбитража. На подачу жалобы закон дает месяц с момента получения сторонами текста постановления.
Судебная баталия
Генпрокуратура России не выдвинула дополнительные претензии к АФК «Система» и ее «дочкам» в рамках процесса по «Башнефти», хотя ранее такая возможность не исключалась. Представитель Генпрокуратуры вновь заявил, что акции «Башнефти» были приватизированы незаконно, так как Росимущество не принимало решения о приватизации предприятий ТЭК в Башкирии. Поскольку подобная процедура предусматривалась законом, оспариваемое госимущество вышло из-под контроля государства помимо его воли.
По мнению «Системы», ущерб по акциям «Башнефти» следует взыскать с правительства Башкирии. Представитель компании отметил, что Генпрокуратура не может ссылаться на уголовное дело против экс-главы «Башнефти» Урала Рахимова для обоснования своих требований. Он напомнил прокурорам о презумпции невиновности, указав на то, что суд может признать Рахимова как виновным, так и невиновным. Кроме того, по его мнению, несостоятельна и точка зрения прокуратуры о том, что компания должна быть уведомлена о всех движениях ценных бумаг в большей степени, чем следственные и надзорные органы.
Неожиданно для всех представитель «Башнефти» заявил в суде, что у компании нет контраргументов на истребование генпрокуратурой 71 процента ее акций у АФК.
Претензии следствия
Следственный комитет имел к АФК «Система» сразу несколько претензий, которые, по его мнению, позволяют говорить о нарушении законодательства при покупке предприятий башкирского ТЭК.
Первая претензия заключается в том, что структуры АФК «Система» в лице компании «Система-Инвест» еще до приватизации получили полномочия управлять операционной деятельностью «Башнефти». В частности, был назначен подконтрольный «Системе» генеральный директор. Соответствующий договор оформили в 2008 году. Соответственно, по мнению следователей, «Система» имела техническую возможность подготовить предприятия башкирского топливно-энергетического комплекса к приватизации в свою пользу. Однако по факту компания юридически смогла начать действовать в рамках этого договора только в феврале 2009 года, когда поступило соответствующее одобрение от Федеральной антимонопольной службы.
Второе значимое обвинение следствия — в том, что цена, по которой продавался актив, существенно занижена. Конечная стоимость, по которой была приобретена «Башнефть» составила 2 миллиарда долларов. При этом в процессе подготовки сделки обсуждалась цена в 2,5 миллиарда. Опираясь на данный факт, следствие делает вывод о том, что конечная цена нефтяной компании занижена как минимум на 500 миллионов долларов. По информации от участников сделки, максимальная цена в 2,5 миллиарда долларов действительно обсуждалась в ходе переговоров. Но в соответствии с условиями соглашения последние 500 миллионов долларов фигурировали в качестве отсроченного возможного платежа.
Следствие считает, что владелец «Системы» — Владимир Евтушенков — знал заранее, что «Башнефть» приватизирована с нарушениями. Однако, как указывалось в отчете инвестиционной компании «Открытие», приобретение башкирских активов осуществлялось АФК «Система» через кредитную поддержку ВТБ. А тот, в свою очередь, потребовал в качестве обеспечения кредита заложить не только акции «Башнефти», но и 17 процентов акций МТС, входящей в группу АФК. Это говорит о том, что в случае возникновения проблем в банке не рассчитывали на возвращение кредита только за счет продажи акций нефтяной компании и им требовалось дополнительное обеспечение.
По информации самой «Системы», «Башнефть» была куплена по цене, на 80 процентов превосходящей рыночную, — за 2 миллиарда долларов. В компании подчеркивали, что она не участвовала в приватизации предприятий башкирского ТЭК, а выступала «добросовестным покупателем активов у третьей стороны».
Следствие также указывает на то, что сделка по продаже «Башнефти», состоявшаяся 30 марта 2009 года, совпала день в день со снятием ареста акций нефтяной компании из-за подозрения в неуплате налогов. По мнению следственных органов, это свидетельствует о том, что Евтушенков мог оказывать административное воздействие на налоговые органы.
История вопроса
Уголовное дело по факту незаконной продажи акций нефтяной компании «Башнефть» было возбуждено в апреле 2014 года. В августе по нему заочно предъявили обвинение бывшему главе компании Уралу Рахимову, сыну бывшего президента Башкирии Муртазы Рахимова.
16 сентября глава «Системы» Владимир Евтушенков был помещен под домашний арест. Бизнесмена обвинили в хищении акций «Башнефти».
26 сентября столичный арбитраж по заявлению Генпрокуратуры наложил арест на обыкновенные и привилегированные акции «Башнефти», принадлежащие АФК «Система» и ее дочерней компании «Система-Инвест». В общей сложности под арестом оказалось 74 процента акций нефтяной компании.
После этого заседание арбитражного суда два раза переносилось. В частности, заседание, назначенное на 23 октября, было перенесено на 30 октября — чтобы ответчик мог подготовиться к защите. Нужно отметить, что представители «Системы» просили перенести заседание на две недели. Суд пошел навстречу, сократив отсрочку заседания на неделю.