Конституционный суд (КС) счел незаконным бессрочный запрет на замещение должностей государственной гражданской службы для тех граждан, которые по разным причинам не служили в армии. Это новое положение в законе оспаривали чеченские парламентарии, многие из которых при отсутствии призыва на территории Чечни не выполнили свой воинский долг. КС частично признал правоту претензий парламента республики.
Чеченские депутаты были вынуждены поднять вопрос о конституционности некоторых нововведений в законодательстве, поскольку это затронуло интересы республики. Дело в том, что в Чечне с 1992 года не было призыва в российскую армию: сперва там велись военные действия, а потом власти опасались межэтнических конфликтов. Призыв в Чечню потихоньку начал возвращаться только с 2012 года — тогда это был эксперимент. В 2014 году в Чечне планировалось призвать в армию 500 человек из 80-тысячного призывного контингента.
Во время действия моратория на призыв в российском законодательстве произошли изменения. В одном из пунктов федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты РФ в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности службы по призыву» появилось добавление. Теперь, если гражданин не прошел воинскую службу безосновательно, он не может поступить на государственную гражданскую службу, а уже действующий чиновник должен освободить должность. Эта норма применяется с января 2014 года.
По мнению депутата чеченского парламента Хамзата Дадаева, представлявшего в Конституционном суде РФ интересы заявителей, данное нововведение нарушает принцип равенства всех перед законом. Поправка к закону «ограничивает право граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и выбор профессии». Дадаев особо подчеркивал, что хотя парламент Чечни беспокоится о госслужащих своей республики, в Конституционный суд он обратился в интересах всех молодых чиновников России.
Кроме того, авторы жалобы в КС обращали внимание на то, что в Уголовном кодексе РФ уже есть статьи (47 и 328), карающие за уклонение от воинской службы, где одним из видов наказания и указано лишение права занимать определенные должности. При этом уголовное законодательство лишает уклониста такого права на срок от 5 до 20 лет. А изменения в законодательстве, призванные повысить привлекательность службы в армии, и сам закон о госслужбе ограничивают граждан в этом праве бессрочно.
То есть, если выяснится, что чиновник избежал службы в армии, он больше никогда не сможет работать на госслужбе, не сможет вернуться на свою должность. По мнению чеченских парламентариев, это явное несоответствие Конституции.
«Возможно, в оспариваемой норме о запрете находиться в государственной должности тем, кто не прошел воинскую службу без оснований, доработки требует тот момент, который определяет, кто вообще имеет право признавать законность или незаконность отказа от воинской службы», — считает Антон Соничев, адвокат компании «Налоговик».
По мнению эксперта, такую функцию не может выполнять призывная комиссия — ее нужно возложить на суд. Но отменять саму норму, полагает адвокат Соничев, не стоит: она действительно поднимает престиж военной службы, к тому же благодаря ей госаппарат защищается от лиц, которые незаконными способами уклонились от обязанности проходить военную службу, чем, по большому счету, нанесли урон обороне и безопасности своей Родины. Тем более что под оспариваемый запрет не попадут люди, не служившие в армии по независящим от них обстоятельств, а значит, и в том числе граждане Чечни: ведь они не виноваты, что в республике не было призыва.
Действительно, отметил Конституционный суд, по Конституции труд свободен. Граждане России имеют равный доступ к любым видам деятельности, в том числе и к госслужбе. Но эта деятельность осуществляется в публичных интересах, поэтому госслужащие обладают особым статусом — у них есть свои преференции, но и требования к ним тоже предъявляются повышенные. И касаются эти требования не только профподготовки и деловых качеств, но и моральных качеств тоже. Репутация у чиновника должна быть безупречной.
Отказ служить в армии, считал законодатель, внося свои изменения в закон, — свидетельство неуважительного отношения к своему государству, к правопорядку, установленному в государстве. Как такой человек может служить государству? Есть сильные сомнения в допуске подобного гражданина к госслужбе.
Вынося 30 октября 2014 года свое решение по жалобе чеченских парламентариев, Конституционный суд учел все эти посылы законодателя. И все же прислушался и к мнению заявителей.
Судьи КС сочли соответствующей Конституции саму новую норму закона о том, что безосновательный отказ гражданина пройти службу в армии является дисквалифицирующим препятствием для доступа к государственной гражданской службе, которая «сопряжена с повышенными репутационными требованиями».
А вот бессрочность такого запрета Конституционный суд признал незаконной. Теперь законодатель обязан внести в закон изменения и «при сохранении баланса публичных и частных интересов устранить имеющее место в настоящее время рассогласование правовых предписаний, касающихся негативных последствий неисполнения гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву». Несоразмерное ограничение прав граждан должно быть исключено.
Как же отныне поступать с теми гражданами, которые все же в силу объективных обстоятельств не смогли пройти воинскую службу? Ведь именно таким обстоятельством можно считать, в том числе, и отсутствие призыва в Чечне долгие годы.
«Конституционный суд истолковал закон следующий образом: уважительность причин, по которым человек не служил в армии, оцениваются призывной комиссией», — пояснил журналистам заместитель председателя Конституционного суда Сергей Маврин.
Однако, подчеркнул Маврин, уважительные причины не исчерпываются теми, что указаны в законе. Отсутствие призыва в Чечне тоже нужно признать законным основанием того, что граждане не попадали на воинскую службу — значит, нельзя отказывать им в государственных должностях. «Если призывная комиссия не воспримет наши аргументы, то госслужащий может обратиться в суд», — отметил Сергей Маврин.
Правда, Хамзат Дадаев в интервью корреспонденту «Ленты.ру» рассказал, что пока у призывной комиссии Чечни еще не было времени, чтобы выявить, уклонялся ли кто-то из республиканских чиновников от службы в армии или нет.
«Все эти годы, и даже этой весной, призывные комиссии у нас не работали. Вот только сейчас ожидаем первый призыв. Однако я отмечу, что эти новшества в законодательстве не должны коснуться тех, кто не отслужил ранее 1 января 2014 года. Кроме того, я еще раз акцентирую внимание на то, что мы защищали в Конституционном суде интересы не граждан Чечни, а всех россиян, ведь эти изменения в законе затронули каждого», — заметил Дадаев.
По словам Дадаева, хоть сама норма и осталась в силе, очень важно, что теперь по решению Конституционного суда изменится пункт о бессрочности лишения права занимать государственную должность не служившим в армии: «Это главное, на чем мы делали акцент. Ведь по Уголовному кодексу даже лицо, имевшее судимость, в том числе за тяжкие преступления, может потом, через какой-то срок, пойти на госслужбу, а человек, не отслуживший в армии, пусть и по незаконным обстоятельствам, лишался такого права на всю жизнь. Теперь эти несоответствия будут устранены».