Россия
16:04, 31 октября 2014

Тыквы у печки стоят Русский Хэллоуин — сладость или гадость?

Тимофей Шевяков
Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ»

С приближением кануна католического Дня всех святых, более известного как Хэллоуин, в России традиционно развернулась широкая общественная дискуссия. На сей раз спор про тыквы и ряженых обрел еще и политическую окраску. 30 октября глава комитета Государственной думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов заявил, что запрещать Хэллоуин нецелесообразно.

«Что же нужно делать? Сегодня развивать наши традиционные праздники, и лишь через несколько лет при активном государственном и общественном участии мы сможем добиться результата: чтобы у нас появились свои "хеллоуины", свои "дни влюбленных"», — заметил депутат. Такова была реакция на обращение члена Общественной палаты РФ Георгия Федорова. Последний неделю назад обратился к министру культуры Владимиру Мединскому с письмом, основанным на жалобах обеспокоенных граждан из регионов.

В частности, россияне жаловались, что в «Хэллоуин на улицах можно встретить пьяных молодых людей, разодетых в костюмы мертвецов и монстров, которые пугают добропорядочных граждан, в том числе детей». Также были сигналы о том, что так называемые «гулянья» в ночных клубах «культивируют низменные чувства и переходят в настоящие оргии».

Разумеется, член Общественной палаты не мог остаться в стороне от этой проблемы. «В связи с напряженными отношениями с США кроме продовольственной безопасности необходимо еще учитывать и идеологическую. На мой взгляд, помимо коммерческой составляющей этот праздник ничего хорошего не несет. К сожалению, с 1990-х годов нам очень активно навязывают совершенно не свойственные нашим культурным традициям образ жизни и поведение. К тому же ряд экстремистов использует подобные "праздники" в своих пропагандистских целях», — заявил Георгий Федоров.

Он попросил министра повлиять на развлекательные заведения, замеченные в праздновании Хэллоуина, и «возможно, при поддержке профильных органов власти даже предусмотреть систему поощрения, в том числе финансовую, для тех, кто прислушается и прекратит расставлять тыквы и бутафорских мертвецов в своих учреждениях». Пресс-служба Минкульта отреагировала вполне оперативно и ожидаемо, заявив, что кафе и рестораны, где обычно празднуют канун Дня всех святых, находятся вне их компетенции. А в музеях, театрах, филармониях и библиотеках проведение Хэллоуина не планируется.

Предложения общественника Федорова также вызвали негативную реакцию у замглавы комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Константина Добрынина. По его словам, отечественная культура всегда подпитывалась из разных источников. «Что касается Хэллоуина, то это просто радостный памятный день, не несущий никакой политико-идеологической нагрузки и содержательно сопряженный с изгнанием нечистой силы, что весьма актуально для современной России, особенно в сфере коррупции. Возможно, стоило бы обсудить придание Хэллоуину статуса официального дня борьбы с коррупцией», — заметил сенатор.

Тем не менее в регионах по-прежнему предпочитают бороться с тыквами, а не с коррупцией. В Белгородской области Хэллоуин запретили еще несколько лет назад. Губернатор Евгений Савченко, известный своей приверженностью к традиционным ценностям и православию, в 2009 году выпустил распоряжение «О мероприятиях по обеспечению духовной безопасности». «Не допускать в образовательных, культурных и других подведомственных учреждениях городов и районов области празднование Дня святого Валентина и Хэллоуина. Провести разъяснительную работу в СМИ области об особенностях данных праздников, противоречащих традиционной русской культуре», — указывалось в документе.

Тульская область борется с европейским мракобесием на свой лад. Экзотариум Тульского зоопарка 3 ноября (напомним, что Хэллоуин отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября) проводит акцию «Будь собой, Хэллоуину — бой!». В пресс-релизе в духе антирелигиозных кружков первых лет советской власти всем желающим предлагается «вернуться к истокам, вспомнить, кто мы, где основание наших знаний, предрассудков и страхов; увидеть свет во тьме веков, отделяющей нас от юности цивилизации».

В Приморье Хэллоуин пока не тронули. Директор департамента культуры администрации Приморского края Анна Алеко заявила, что если уж вводить ограничения, то на все праздники, пришедшие к нам из-за рубежа. «В Хэллоуине нет ничего предосудительного, а вводить на него запрет чиновники не в праве», — заметила она. К слову, и Рождество, и Пасха, и Курбан-байрам, и Йом-кипур, и Первое мая — праздники по своему происхождению иностранные.

Имам Закабанной мечети Казани Саид Джаффар Лутфуллин считает иначе. «Хэллоуин — праздник дьявола. Детям с детства прививают страх перед страшной уродливой тыквой, а не перед Богом. Двойственность нашего министерства образования вызывает беспокойство», — так говорится в заявлении имама, размещенном на сайте мечети.

Мусульманскому священнослужителю вторят и кубанские православные священники. По словам протоиерея Александра Игнатова, настоятеля краснодарского храма Рождества Христова, Хэллоуин не праздник, а шабаш. Священник подчеркнул: «У нас есть свои духовные праздники. Принимая участие в бесновании, какими станут будущие невесты, какими вырастут защитники Отечества? Это "Правый сектор" получается!»

Пресс-служба Кубанской епархии также выступила категорически против: «Ни один здравомыслящий человек не станет участвовать в сатанинских пиршествах с нечистой силой. А тем, кто все-таки решится поиграть с нечистью, советуем задуматься о последствиях влияния на собственную душу заигрывания с реально существующими духами злобы поднебесной». Министерство образования Кубани полностью согласно с таким мнением, считая, что празднование Хэллоуина «разрушительно для психического и духовно-нравственного здоровья учащихся» и «противоречит светскому характеру образования». «Руководителям образовательных учреждений не следует допускать проведения в учебных заведениях Краснодарского края Хэллоуина в какой бы то ни было форме», — заявил представитель министерства агентству РИА Новости.

Без тыкв и ряженых останутся и омские школы. В прошлом году бывший министр образования Омской области Сергей Алексеев разослал руководителям образовательных организаций письмо, в котором, в частности, указывалось: «В образовательных организациях Омской области праздники, пропагандирующие экстремистские настроения, проводить не будут». Решение это было принято после обращения в министерство «Омского родительского собрания», ссылавшегося на некое исследование Института педагогических инноваций Российской академии образования (подобной организации с 2004 года не существует). По мнению омичей, празднование Хэллоуина подразумевает культ смерти и потому негативно влияет на учебно-воспитательный процесс и его участников. Решение отставного омского министра в этом году остается в силе.

В ставшем вновь российским Крыму тоже не хотят задаваться вопросом «сладость или гадость?». Православная молодежь Крыма собирает подписи за законодательный запрет Хэллоуина и расклеивает в городах плакаты, «объясняющие антихристианскую сущность западного суррогатного празднества». По мнению активистов, «Хэллоуин — это жертвоприношения, поклонения бесам и суицид». Аналогичной позиции придерживается Симферопольская и Крымская епархия УПЦ. Согласно сообщению, размещенному на сайте епархии, «современный американский по духу вариант дня Хэллоуин тесно связан с … праздником суеверия, который был привезен ирландскими и шотландскими иммигрантами, перебравшимися в США в XIX веке. К началу XX века под их влиянием в городах США стала распространяться мода устраивать на Halloween акции мелкого вандализма... Детские страхи, неврозы, психические нарушения, немотивированная агрессия, ночные кошмары, «голоса», одержимость — вот с чем сталкиваются детские врачи, психиатры, психологи, психотерапевты после проведения Хэллоуина». Такое заключение сделал академик Российской академии образования (РАО), доктор философских наук профессор Г. Филонов». Академик Георгий Николаевич Филонов, на авторитетное мнение которого ссылаются представители епархии, известен, в частности, своими работами «Вопросы идейно-воспитательной работы школы в свете решений XXV съезда КПСС», «XXVI съезд КПСС и воспитательная работа в школе», «XXVII съезд КПСС и воспитание школьника».

Ну и напоследок процитируем кандидата политических наук, заведующую кафедрой журналистики и связей с общественностью Православного института св. Иоанна Богослова, советника председателя синодального информационного отдела Елену Жосул: «Я к этому празднику отношусь как к гей-пропаганде и не могу однозначно ответить, что в большей мере опасно для душ детей и подростков, что на них действует более пагубно: гей-парады и внушение, что однополые отношения — норма или такой, казалось, бы, внешне безобидный, шутливый, скоморошный карнавал, когда твои друзья по классу, по подъезду вдруг надевают костюмы и маски нечистой силы и сил зла». Сладость или гадость? Выбирать вам.

< Назад в рубрику