Красная гидра и белый пароход

Гражданская война в плакатах идеологических противников

Харьков, изд. Политуправления Юго-Западного фронта, 1920
Изображение: предоставлено ГЦМСИР

Выставка плаката гражданской войны «Брат на брата. Правда на правду», открывшаяся в Музее современной истории России перед длинными выходными, программная для нового тренда в политике бывшего Музея революции. Агитпродукция противоборствующих сторон представлена на равных. А потому, хорошо видно, что художники-пропагандисты как белых, так и красных стремились воздействовать на массы сходным образом.

Внутри бывший Английский клуб, давно превращенный в Музей революции, мало изменился за последние годы: все те же красноречивые реликвии побед первого на планете государства рабочих и крестьян на внешних и внутренних фронтах. Но переэкспозиция не за горами. Судя по выставкам, проводимым новой командой музея (в июле сменился директор), революции в России закончились.

Богатый спецхран, хранивший плакаты Добровольческой армии, открывался для широкой публики лишь однажды, в 1991 году. Тогда на выставке «Красное и белое» вместе с хорошо известными шедеврами политической пропаганды большевиков — плакатами Моора и «Окнами РОСТА» — были показаны листовки и плакаты ОСВАГа (Осведомительное агентство Добровольческой армии) и ДОНОТОСа (Донской отдел осведомления). Посыл был очевиден: открытие забытых страниц истории.

Вскоре были изданы книги Солоневича и Ильина, мемуары Деникина, Врангеля и Корнилова. Гражданскую войну уже мало кто оценивает односторонне — по фильму «Красные дьяволята». Но все же выставка плаката гражданской войны «Брат на брата», открывшаяся перед длинными выходными, программная для нового тренда в политике музея. Агитационная продукция обеих противоборствующих сторон представлена на равных. И хорошо видно, что художники белых и красных используют одни и те же образы для воздействия на массы. Часто это мифологические сюжеты, и, бывает, только лозунг позволяет отличить агитационную задачу: против красных чертей или против гнилого офицерья. Лицо на знаменитом плакате «Ты записался добровольцем?» работы Моора точно такое же, как на плакате «Я — доброволец», напечатанном в Ростове в 1919 году. Красный витязь лупит супостата молотом, рядом белый разит мечом гидру революции. Спустя почти 100 лет разница между ними основательно стерлась. Страну, которую белые потеряли после пяти лет борьбы (остатки Белой армии покинули Приморье в 1922 году), красные потеряли после пяти лет агонии, в 1991-м.

Правда, даже по плакатам видно, что участь Белого движения была предрешена. Основные полиграфические мощности контролировала советская власть, качество печати плакатов Добровольческой армии заметно хуже. Сюжеты примерно одинаковые: массы оповещались о зверствах противника и призывались на защиту Отечества. Схожа и стилистика, в основном апеллирующая к лубку, если не принимать во внимание революционную агитацию авангардистов (на выставке есть знаменитый супрематический плакат «Клином красным бей белых» работы Лисицкого), имевшую узкую аудиторию, и редкие мирискуснические мотивы. Но белым нечего было противопоставить главному лозунгу большевиков из Декрета о земле: «Вся земля... обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней», — кроме восстановления старого порядка. После метаний государя, которые привели его на станцию Дно, в старый порядок никто уже не верил.

«Лента.ру» представляет своим читателям возможность оценить работу коллектива выставки, подобравшего уникальную коллекцию агитплакатов противоборствующих сторон. Часть из них публикуется впервые.

Культура00:0618 августа

«Почти касался его ноздрей и ждал»

Он написал одну из самых скандальных книг в истории: последний роман Жозе Сарамаго