Патриоты из «Единой России», вдохновившись валдайской речью президента Владимира Путина, призвали серьезно усилить государственную пропаганду в СМИ и активнее бороться с либералами. Это, по их мнению, убережет Россию от украинского сценария. Но наибольшие усилия единороссы сосредоточат в сфере школьного образования: надо написать единый патриотический учебник истории и ввести обязательный ЕГЭ по этому предмету.
Накануне Дня народного единства, который празднуется 4 ноября, патриотическая платформа «Единой России» под руководством председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой обозначила основные направления работы по укреплению единства нации.
«В этом году 4 ноября будет наполнено дополнительным смыслом, потому что это первый День народного единства вместе с Крымом и Севастополем и … первый День народного единства, когда наша страна на международной арене открыто противостоит современному фашизму, — заявила Ирина Яровая в пятницу, 31 октября, на заседании патриотической платформы партии в Госдуме. «Мы разных национальностей, но мы все русские», — добавила она, призвав всех в праздник принять участие в шествии по Тверской.
Защищать суверенитет страны нужно на всех фронтах, и прежде всего на идеологическом, уверена глава думского комитета по безопасности. Это вопросы и школьного образования, и воспитания молодежи в правильном духе, и СМИ, и пропаганды традиционных семейных ценностей, и борьбы с пропагандой нацизма.
Всеми этими вопросами единороссы и их единомышленники — общественники и представители науки — готовы заняться основательно. Последние порекомендовали руководству ЕР активнее бороться с либералами. Например, приглашенный на заседание главный научный сотрудник Института российской истории РАН Юрий Жуков основную угрозу увидел именно в них.
Историк призвал «немедленно принять меры» против радиостанции «Эхо Москвы», правозащитного общества «Мемориал» и ряда других организаций, которые, по его мнению, являются пятой колонной. «Пора уже их обуздать, — заявил Жуков. — Должна наступательной быть наша политика, пора идти нам в бой, если не хотим, чтобы то, что [произошло на Украине], пришло сюда».
Просвещать российских граждан нужно иначе, а именно, издать «в гигантских тиражах» и раздавать бесплатно брошюры с мюнхенской речью президента Владимира Путина и с его речью на прошедшем в конце октября в Сочи заседании валдайского клуба. В последней президент подверг резкой критике США за то, что они «пытаются перекроить весь мир под свои интересы», и дал понять, что Россия не допустит вмешательства в свои внутренние дела.
Идеи Жукова оказались востребованы, и Ирина Яровая предложила историку возглавить рабочую группу по подготовке концепции духовно-нравственного воспитания, которая разрабатывается уже несколько лет.
В рамках политики по укреплению единства россиян единороссы предлагают ввести единые учебники истории, литературы и русского языка — соответствующий законопроект был внесен в первой половине октября семью депутатами партии во главе с Ириной Яровой. По их задумке, единые базовые учебники должны разрабатываться по итогам открытого конкурса и общественной экспертизы. «У нас 86 учебников истории, — сказал председатель комитета ГД по делам национальностей Гаджимет Сарафалиев. — В некоторых из них война 1812 года названа как русско-французский конфликт». Сарафалиев также настаивает на том, что необходимо сделать обязательным ЕГЭ по истории наряду с русским языком и математикой. Накануне такую же идею высказал ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий, выступая на X съезде Российского союза ректоров.
Либерализма приглашенные на патриотическую платформу «Единой России» эксперты не приемлют не только у журналистов и правозащитников, но и у историков. Например, присутствовавший на заседании историк Евгений Спицын призвал перестать приглашать на российское телевидение академика Юрия Пивоварова, который, по словам Спицына, «несет полную ахинею» о генерале-фельдмаршале Михаиле Кутузове и других видных исторических деятелях. «Как такие люди могут носить звание академика?» — возмущался Спицын.
Академик Пивоваров про идею единых учебников высказывался неоднозначно, отмечая в своих интервью, что в российской истории «всякого рода попытки унификации приводили к полицейщине» и высказывая опасения, что инициатива депутатов — «элемент общего похолодания и сокращения пространства свободы».
По мнению Спицына, неправильные учебники — это оружие идеологической войны, а то, что творится сейчас с учебниками истории, — катастрофа. Он добавил, что в борьбе с этим безобразием готов «не пожалеть своей головы». Ведущие вузы РГГУ и ВШЭ, в которых Спицыну, по-видимому, не нравится, как преподают историю, он, не выбирая выражения, назвал «двумя либеральными гадюшниками».
Другой фронт работы патриотов ЕР — это средства массовой информации, в которых, по их мнению, надо усиливать государственную пропаганду. Журналист и телеведущий Константин Семин (ему Ирина Яровая предложила возглавить рабочую группу по вопросам информационного суверенитета страны), заявил, что в «военных обстоятельствах» необходима санация всей пропагандистской машины. «В стране 30 миллионов пользователей Facebook уже сейчас, массовое внедрение широкополосного доступа в интернет — это хорошо, с одной стороны, но через два-три года мы можем столкнуться с ситуацией, когда монополия государства на распространение смыслов будет утрачена и перейдет к нашим международным партнерам», — заявил Семин.
У некоторых сторонников президента и «Единой России» был столь воинственный настрой, что создалось впечатление, будто они забыли или не поняли: президент в своей валдайской речи вовсе не призывал к войне и отгораживанию России от всего мира. Напротив, он говорил о важности создания международной кооперации стран и поиска нового консенсуса между ними. Военную риторику коллег попытался охладить директор Института новейших государств Алексей Мартынов. «Дискурс войны — это смысловая ловушка, в которую мы попадаем», — предупредил он. Но перевести дискуссию в мирное русло Мартынову не удалось, и собеседники постепенно перешли на крик.