Вотчина киберспорта — Южная Корея. Электронные игры распространены в стране с 50-миллионным населением повсеместно, и правительство всячески поддерживает это увлечение. В стране даже создано специальное ведомство, Ассоциация киберспорта Кореи, и идет речь о том, чтобы включить киберспортивные дисциплины в программу Олимпийских игр. «Лента.ру» побывала на чемпионатe мира по League of Legends в Сеуле.
Финал чемпионата мира по League of Legends, одной из самых популярных командных игр, проходил на самом большом футбольном стадионе Азии, Seoul World Cup Stadium, или, как его называют корейцы, Sangam Stadium. На трибунах на 60 тысяч человек свободных мест не было — только «слепые» трибуны за экранами, куда билеты не продавались. 40-тысячная толпа собралась здесь, чтобы посмотреть, как десять человек играют в компьютерную игру. На Sangam Stadium убеждаешься, что игры — не игрушка: тысячи людей, от простых фанатов до профессиональных косплееров в костюмах персонажей игры, приехали сюда поддержать любимую команду. Riot Games (издатель LoL) подогревают дух соперничества и раздают каждому зрителю браслеты, горящие цветом одной из команд — красным или синим. Под грохот барабанов — в них непрерывно бьют кореянки в национальных костюмах — группа Imagine Dragons исполняет официальную музыкальную тему Warriors, и чемпионат мира начинается.
В команде пять игроков, все они управляют различными персонажами — «чемпионами». У каждого особые умения и своя роль, а бои ведутся на карте c тремя направлениями атаки. Поверженный «чемпион» спустя некоторое время возрождается, а цель игры — уничтожение главного вражеского строения, «Нексуса». Собственно, вокруг верного выбора чемпионов, своевременного использования умений и контроля над картой и строится вся игра. Здесь важна не только скорость реакции, но и тактическое мышление: несмотря на несложные, как и во всех MOBA-играх, правила, для победы над противником приходится изрядно попотеть.
В финале чемпионата играли корейская Samsung White и китайская Star Royal Horn Club. Для Samsung White это был первый чемпионат мира, да и вообще, в их послужном списке всего лишь шесть оффлайн-турниров. Китайцы опытнее — они принимали участие в гораздо большем количестве состязаний, в том числе и в одном финале ЧМ в прошлом году. Но не все так просто: во-первых, из прошлогоднего состава Star Royal Horn Club остался только один игрок, а во-вторых, средний KDA (kill-death-assist — число уничтоженных вражеских чемпионов, сложенное с числом содействий их уничтожению (помощь засчитывается, если нанес урон вражескому чемпиону в последние 10 секунд его жизни) и поделенное на число смертей чемпиона игрока — прим. «Ленты.ру») у корейцев был около десяти, а у китайцев — всего лишь около трех. Поэтому многим исход поединка казался предопределенным и большинство прогнозов были не в пользу Star Royal Horn Club.
Так оно и вышло. Samsung White уверенно давили оппонентов, демонстрируя значительное превосходство в слаженности действий, знании тонких аспектов игровой механики, умении оценивать ситуацию и просто в ловкости пальцев и скорости реакции. Первые два матча развеяли всякую надежду на победу Star Royal Horn Club. Корейцы шли впереди по количеству жертв и контролю поля боя, причем их превосходство было настолько тотальным, что схватки завершились с совершенно разгромным счетом по убийствам: 16-1 и 22-7.
Однако китайская команда собралась, сконцентрировалась (или Samsung расслабились, ведь победа была у них почти в руках, оставалось только выиграть один матч) и выдала умопомрачительную по своей слаженности игру, все же победив корейцев, хоть и за существенно большее время и с незначительной разницей в счете: всего 19-14! Уверенность, с которой они это проделали, возродила надежды на некоторую интригу в следующем матче.
Но четвертый матч оказался последним. Китайцы словно выдохлись: их промахи были очевидны даже для людей, незнакомых с боями League of Legends (в Корее настолько популярен киберспорт, что на стадион явились и незнакомые с тонкостями LoL).
И вот под оглушительный рев 40-тысячной толпы пятеро из Samsung White обнимают кубок в половину человеческого роста. Несмотря на свои габариты, главный приз — не кубок, а чек на миллион долларов, вручаемый победителю. На огромном экране стадиона мелькает лицо командира проигравшей команды. На нем написано разочарование и недоумение: в самом деле, как можно было пройти в финал, но оказаться настолько слабее противника? Star Royal Horn Club уходят со сцены с понурым видом, хотя и с чеком на 250 тысяч долларов, а внимание публики вновь приковано к победителям, которые все еще обнимают свой кубок под вспышки фейерверков. На сцену опять выходят Imagine Dragons и завершают турнир несколькими песнями, за свою знаменитую Radioactive срывая не меньше оваций, чем команда победителей.
Рост популярности киберспорта производит впечатление: на стадионе было 40 тысяч человек, и то только потому, что на часть мест билеты не продавались. Для сравнения, на прошлогоднем финале присутствовали всего 12 тысяч, в позапрошлом году Riot Games впервые арендовали собственное помещение для финалов, а три года назад им вообще пришлось проводить финал в рамках другого киберспортивного мероприятия — Dreamhack. И эта аудитория не менее активна, чем футбольные фанаты, хотя до массовых драк пока дело не доходит. Онлайн-трансляцию прошлогоднего чемпионата на сегодняшний день, по статистике Riot games, посмотрели 32 миллиона человек. Сейчас идут разговоры о включении киберспортивных дисциплин в программу Олимпийских игр. А на данный момент Ассоциация киберспорта Кореи добилась добавления вкладки «киберспорт» в национальный корейский поисковик Naver.