Полицейские задержали предполагаемых членов банды, в течение нескольких месяцев терроризировавшей Подмосковье. В состав группировки, известной как банда ГTA, входили 8 мужчин и 6 женщин. Однако Следственный комитет России пока не комментирует эту информацию. Сколько человек пали от рук бандитов, до сих пор точно неизвестно. В интернете уже говорят о двух десятках погибших. «Лента.ру» вспоминает жертв бандитов и ход расследования.
Собственно, до сих пор неясно, когда именно банда ГТА совершила первое преступление. Информация о расправах над водителями на трассе М-4 поступила в мае 2014 года, когда открылся дачный сезон. Первыми жертвами убийц стали супруги из Москвы 64-летний Анатолий Лебедев и 62-летняя Татьяна. Они мирно ехали на Кia Сeed, когда напоролись на ловушку: машина проколола колесо, налетев на пластины с шипами («куриные лапы»). Анатолий вышел из автомобиля, увидел прокол, достал домкрат и взялся за колесо. Тут и объявились убийцы. Лебедева и его супругу, сидевшую в салоне, расстреляли из двух пистолетов. Машину с включенной аварийкой и лежащим рядом телом заметил дальнобойщик. Колонна фур передала информацию по своей внутренней радиосвязи, водители вызвали полицию. Из автомобиля ничего не пропало. Правда, затем прошла информация, что у Лебедева был планшетный компьютер, который не обнаружили.
Летом — еще два преступления. На 45-м километре той же трассы «Дон» был убит 53-летний Алексей Цыганов, житель Тульской области. Его Chevrolet Cruze тоже напоролся на ленту с шипами. Цыганов, выйдя из авто, увидел нападавших и побежал в лес, но бандиты его расстреляли. Из автомобиля ничего не взяли.
18 августа в 2 часа ночи Альберт Юсупов, бывший танцор Ансамбля имени Моисеева, следуя по Малому бетонному кольцу, сообщил по телефону своему другу о проколотом колесе. Как только он вышел из машины, бандиты открыли огонь. Юсупов был убит несколькими выстрелами в спину и голову. Спустя 3 часа 50 минут на пульт дежурному полицейскому Раменского района Московской области поступило сообщение о мужчине, лежащем рядом с автомобилем «Опель-Вектра» на Рязанско-Каширском участке этой трассы. Тело обнаружили дальнобойщики.
В ночь на 1 октября, в Подмосковье рядом с Бронницами водитель грузовика по характерному хлопку понял, что у его автомобиля пробито колесо. Мужчина не стал останавливаться, так как знал, что на Малом бетонном кольце орудуют убийцы. Подозрения дальнобойщика подтвердились — «на хвосте» завис серебристый ВАЗ 15-й модели. Именно на этом автомобиле, по предположению сыщиков, перемещаются убийцы. Преследование длилось около часа.
Днем ранее похожий эпизод имел место в Ногинском районе. Только там в роли преследователя выступила красная «девятка». А до того еще примерно пять машин напоролись на раскинутые по дороге железные пластины с шипами и так же, не останавливаясь, проследовали до ближайшего поста ДПС.
Еще одно убийство, стоящее особняком, произошло 4 июня 2014 года. Неизвестные застрелили руководителя подразделения участковых уполномоченных полиции ОМВД России по району Ново-Переделкино Олега Толмачева. По данным следствия, его расстреливали в упор четверо, сделав более десятка выстрелов и трижды попав в голову. О числе нападавших и их приметах стало известно от случайного свидетеля, а также от знакомого погибшего, находившегося в это время неподалеку в собственном автомобиле вместе с женой Толмачева.
Встреча состоялась в 1:30 ночи на отшибе. Это, по мнению сыщиков, свидетельствует о том, что Толмачев пытался о чем-то поговорить со своими убийцами или его вызвали туда под каким-то предлогом. Но в любом случае исход встречи был предопределен преступниками заранее: по словам свидетеля, выстрелы раздались сразу же, как только полицейский подошел к убийцам.
Была отработана и версия, связанная с профессиональными успехами участкового Толмачева. За год до трагедии он раскрыл жестокое убийство с расчленением. Но эта нить пока не привела сыщиков к преступникам. Были ли это члены ГТА — неизвестно.
Расследованием убийств на трассе «Дон» занимается Следственный комитет России. С самого начала дело характеризовалось практически полным отсутствием каких-либо зацепок. Имеющиеся материальные улики — выпущенные из пистолетов (по некоторым сведениям, травматических, переделанных под боевые) пули и следы слюны — долгое время не могли ни к кому привести. А появившуюся в сентябре долгожданную новость о поимке подозреваемых вскоре опровергли. Кроме того, расследование осложнялось отсутствием мотивов для убийств.
Правоохранительные органы практически не давали никакой информации о расследовании.
Версий было много. В частности, предполагалось, что убийства совершает банда маньяков. Однако эксперты заявили, что это невозможно. Елена Лысенко, адвокат, старший лейтенант юстиции в отставке, бывший руководитель следственного отдела по расследованию экономических преступлений Норильского РОВД, заметила, что маньяки не собираются в группы. «Они действуют поодиночке. В то же время, судя по всему, тут какой-то психопат — если эти убийства совершает один человек. Возможно, у убийцы что-то связано с трассой М-4. Допустим, произошло ДТП, наезд на близкого человека, или же он сам пострадал», — уточнила Лысенко. Кроме того, проходила версия, что преступник совершает убийства во вменяемом состоянии и тем самым кому-то мстит.
Экс-сотрудник Управления собственной безопасности ФСБ РФ, бывший руководитель следственного отдела Управления налоговой службы по Московской области Михаил Трепашкин заявил, что использованное оружие можно найти с помощью гильз и пуль. «Когда оружие выходит с завода, поступает в правоохранительные органы или торговые точки, а затем потребителям — проводится контрольный отстрел и регистрация, а все данные вводятся в компьютер. Даже если преступник использовал нелегальное оружие, все можно вычислить», — сказал Трепашкин.
Однако, расследование показало, что убийцы использовали в основном травматическое оружие, стреляющее резиновыми пулями, что затрудняет установление конкретного образца оружия, из которого велась стрельба. Кроме того, стреляли очень метко. Это позволило предположить, что в банде ГТА могут орудовать бывшие сотрудники правоохранительных органов.
Наряды оперативников скрыто патрулировали опасные районы. Вооруженные сыщики в бронежилетах скрытого ношения передвигались на гражданских автомобилях, выступая в качестве «живцов». Рации не применялись — у преступников могут быть специальные сканеры, перехватывающие сообщения на их рабочих радиочастотах. По данным источника из подмосковного ГИБДД, в распоряжении штаба, расследующего дело, есть и сделанная видеорегистратором запись, на которой зафиксированы лица преступников.
Сообщение о поимке бандитов пока не подтверждено — впрочем, и не опровергнуто. Вопрос, однако, заключается в том, насколько правоохранительная система готова предотвратить появление новых банд подобного рода?