Экономика
16:32, 7 ноября 2014

На другом конце трубы Документ дня. Европейцы опасаются прекращения поставок газа из России

Фото: David W Cerny / Reuters

Проблема энергозависимости Европы от российских газовых поставок становится по мере приближения холодов все острее. Что говорят в Европе о России, «Газпроме» и ценах за российский газ для Европы? Предлагаем читателям «Ленты.ру» обзор публикаций на эту тему СМИ таких стран, как Словакия, Польша, Германия и Венгрия.

Словакия

Страны ЕС сильно зависят от поставок природного газа из России через Украину. Поэтому они и приняли участие в заключении российско-украинских договоренностей по поставкам газа. Наряду с этим ЕС очень тяготится сырьевой зависимостью от России и стремится ее снизить. Это впоследствии может негативно сказаться на доходах российского бюджета.

Словакия обеспокоена рисками, которые связаны с поставками природного газа из России через Украину. Поэтому страна участвует в проектах, нацеленных на диверсификацию поставок газа, что может в будущем негативно отразиться на российской экономике.

Шефчович: «Мы не платим за газ для Украины. Мы лишь предоставляем ей долгосрочные кредиты»

Марош Шефчович, заместитель председателя Европейской комиссии, заявил, что благодаря подписанию соглашения между Украиной, Россией и Европейским союзом (ЕС) о поставках газа на Украину удалось избежать кризисного сценария, который произошел в 2009 году. Он опроверг утверждение, что украинский долг за газ перед Россией будут оплачивать словацкие граждане. Украина получит кредит со сроком погашения до 15 лет, что обусловлено ситуацией глубоких преобразований в стране. Также Шефчович рассказал, что в новой Европейской комиссии он будет курировать проект «энергетического союза», целью которого являются снижение степени зависимости от российских энергопоставок и увеличение объемов использования высоких технологий.

Новые детали: Словакия уже имеет проект поставок природного газа из Польши

Проект поставок сланцевого газа в Словакию из польского порта Свиноуйсьце позволит снизить степень зависимости энергетических систем Словакии и стран Южной Европы от поставок газа из России. Газопровод, который будет построен в рамках проекта, свяжет польскую и словацкую газотранспортные системы. Стоимость словацкого участка составит порядка 100 миллионов евро. Совокупная длина газопровода — 170 километров. Его планируют построить к 2019 году и ввести в эксплуатацию уже в 2020-м. Необходимость постройки газопровода Eustream связана с тем, что в странах Восточной Европы полностью отсутствует система поставок газа с севера на юг.

Польша

Что еще PGNiG может выторговать у «Газпрома»

Существует мнение, что помимо вопроса о снижении цены в пользу основной польской нефтегазовой компании PGNiG следует обсудить с «Газпромом» еще две проблемы, которые касаются поставок газа.

Во-первых, взаимодействие сводится к принципу «бери или плати», по которому польская компания берет на себя обязательство вплоть до 2022 года выкупать свыше 8 миллиардов кубометров газа в год. В случае, если произойдет отказ от покупки объемов либо если у «Газпрома» возникнут проблемы с организацией поставок, виновная сторона обязана будет выплатить другой компенсацию. Несмотря на то что данный принцип, по всей видимости, может оказаться для Польши полезным, существуют предложения снизить квоту на приобретение газа ввиду увеличения количества других источников поставок.

Во-вторых, не менее важен вопрос, касающийся перепродажи газа. Российская компания отрицательно относится к перепродаже, так как цены на газ не соответствуют возможностям экономики страны-реципиента и повышаются в случае ухудшения отношений между Россией и покупателями.

Ряд экспертов склонны считать, что у поляков весьма неплохие шансы убедить «Газпром» пойти на уступки, так как принцип «бери или плати» противоречит правовым нормам ЕС, а запрет на перепродажу газа, в свою очередь, жестко критикуется Еврокомиссией.

Германия

Поставки российского газа в Европу не гарантированы

Еврокомиссия, Россия и Украина частично уладили газовый конфликт. Однако риск, что Восточная Европа будет мерзнуть предстоящей зимой, все еще высок.

В случае, если зима не окажется умеренной, восточноевропейские члены ЕС рискуют к концу зимнего сезона остаться без газа. Данное обстоятельство объясняется с технической точки зрения. А именно — особенностями конструкции газопроводов, проложенных по маршруту Россия—Украина—ЕС. Если газовые хранилища на Украине не заполнять постепенно в течение всего лета, то зимой газа может не хватить не только Украине, но и ЕС.

Из-за украинского конфликта хранилища в данный момент едва заполнены. В марте Украина перестала платить за российский газ, а в июне поставки газа на Украину были прекращены.

На прошлой неделе украинское и российское правительства при посредничестве Еврокомиссии договорились, что Украина заплатит 4,6 миллиарда долларов США, чтобы обеспечить поставки газа на Украину и в страны ЕС до конца марта. По мнению Еврокомиссии, данное соглашение ознаменовалось большим успехом. Однако это является по меньшей мере заблуждением. Проблема в том, что цена на газ, которая в итоге составляет в сумме 4,6 миллиарда долларов США, — предварительная, заниженная. До Рождества этих денег хватит, однако затем потребуется новый этап переговоров.

Ответственность за такое положение дел лежит и на ЕС. Украинское правительство не может в данной ситуации принимать решения самостоятельно. Украина — неплатежеспособное государство. Именно по этой причине бывший президент Виктор Янукович осенью 2013 года так колебался между Россией и Евросоюзом. Долги Украины перед Россией могут покрыть только пакеты помощи Международного валютного фонда (МВФ) или ЕС.

Таким образом, у обоих кредиторов есть рычаги воздействия на украинское правительство. Они могли бы изменить контрпродуктивную позицию украинского истеблишмента в газовом конфликте с Россией. По крайней мере, Евросоюз должен быть заинтересован в разрешении этого конфликта. В конце концов, ЕС должен бы позаботиться, чтобы его государства-члены к концу предстоящей зимы получали достаточные объемы газа из России.

Однако ЕС допустил эскалацию газового конфликта, и европейским посредникам ничего не удалось добиться. Очевидно, предотвращение перебоев в поставках газа зимой не являлось приоритетом для Еврокомиссии.

В чем причина? Пожалуй, единственным возможным объяснением может быть то, что Евросоюз преследует совершенно другие интересы. Какие именно? Можно рассмотреть два варианта: с одной стороны, правительства и комитеты ЕС боятся открыто брать на себя ответственность за регулирование неоплаченных поставок газа на Украину. И в результате просто надеются на наступление мягкой зимы. С другой, Еврокомиссия избрала стратегию, в рамках которой она планирует выиграть от прерванных поставок газа и от газового конфликта, который, возможно, вспыхнет в конце зимы.

Какие выгоды может принести конфликт? Если взглянуть на главу, посвященную энергетике, в договоре о деятельности Европейского союза, можно предположить, что органы ЕС и его государства-члены уже давно борются за то, чтобы взять на себя большую часть полномочий в сфере энергетической политики. Еврокомиссия желает больше власти. В прошлом нередко можно было услышать предложения о внесении поправок в договор о ЕС, которые бы предусматривали наличие солидарности стран-членов Евросоюза в ситуациях энергетических кризисов. Возможности внесения подобных поправок до сих пор отвергались. В основном по инициативе государств с богатыми запасами газа, в первую очередь таких, как Великобритания.

Возникновение острого энергетического кризиса могло бы способствовать пониманию строптивыми государствами ЕС, что солидарность и введение общеевропейской энергетической политики крайне необходимы. Такое предположение может показаться чересчур спекулятивным. Однако ни для кого не секрет, что Еврокомиссия обосновывает свою позицию тем, что только серьезный энергетический кризис может заставить изменить положения указанного договора и добиться тем самым искомой солидарности. Эту идею стоит принять всерьез.

Не мир, а перемирие

Было бы не совсем правильно встречать зиму с верой в то, что в предстоящие холодные месяцы можно будет предаваться уютному домашнему теплу. Настоящее соглашение скорее носит характер перемирия в энергетическом вопросе, нежели является долгосрочным мирным договором.

Данное «перемирие» стало возможным, в том числе, благодаря тому, что каждая сторона в переговорах была заинтересована в достижении компромисса: Украине нужен газ, России — деньги. Однако это отнюдь не гарантирует, что весь украинский кризис теперь будет улажен. Или что Москва предстоящей весной не начнет вновь оказывать давление на Украину, держа руку на газовом кране. То, что Россия в любой момент способна пойти на такой шаг, доказала она сама, когда после проевропейских протестов и смены власти в Киеве внезапно (Вот так совпадение!) повысила цену на газ.

Поэтому Европа должна и дальше добиваться настоящего мира на Украине с помощью уже известной двухуровневой стратегии — давления и диалога. Подписание газового соглашения — позитивный сигнал. Однако экономические санкции следует сразу же ужесточить, как только возникнет подозрение, что Москва имеет намерение заморозить конфликт на Украине.

С газом, но без государства

Конечно, это хорошая новость, что Россия и Украина смогли прийти к соглашению по вопросу о поставках газа. Зима без отопления принесла бы новому правительству Украины много проблем и, возможно, даже подорвала бы стабильность.

У этого события есть еще два важных аспекта. Во-первых, оказалось, что путинское газовое оружие не настолько опасно, как думали многие европейцы. Цель российской стороны заключалась в том, чтобы помочь «Газпрому» повысить прибыль. Это в итоге положительно сказалось бы и на российском госбюджете. Правы оказались те, кто утверждал, что Россия так же сильно зависит от своих покупателей, как и они от России.

Во-вторых, это соглашение — самый заметный сигнал, что Путин доволен сложившимся статусом-кво. Во всяком случае, в данный момент он не заинтересован в дальнейшем оказании давления на прозападное правительство Украины.

Венгрия

Поставка российского газа в Польшу стала осуществляться реже

PGNiG — крупнейшая нефтегазовая компания Польши — объявила, что объемы российского газа, которые поставляются через Белоруссию и Украину, снизились: в понедельник на 20 процентов, а во вторник уже на 24 процента меньше объемов газа «Газпром» поставил польским партнерам. Что послужило причиной, пока неизвестно. Обсуждаются возможные технические и экономические причины.

Тут хоронят газ русские

В понедельник министр национального развития Венгрии Миклош Шестак заявил, что провел переговоры с заместителем министра энергетики РФ Анатолием Яновским по поводу обеспечения Венгрии газом. Россия намерена поставлять на 500 миллионов кубометров больше газа в газохранилища. На сегодняшний день избыток в газохранилище составляет 43,8 процента. Основная цель России заключается в обеспечении европейских покупателей газом зимой, однако этому может помешать нестабильная ситуация на Украине.

< Назад в рубрику