Силовые структуры
08:54, 9 ноября 2014

Автокрад В столице орудуют не только угонщики, но и мошенники, имитирующие кражи автомобилей

Сергей Лютых (Специальный корреспондент отдела «Россия»)
Фото: «Лента.ру»

Количество угонов в столице свидетельствует о том, что даже самые современные средства защиты не способны уберечь автомобили от профессиональных угонщиков. Пропажа личного авто стала такой рутиной, что сведения об угонах попадают на информационные ленты, лишь когда речь идет об очень дорогостоящих машинах либо автомобилях известных людей. Но бывает, и не так уж редко, что потерпевший и преступник оказывается одним и тем же лицом. И поди тогда разберись, кто тут жертва.

Вот, к примеру, 4 ноября на севере столицы у безработного горожанина похитили Infiniti. При этом, по словам потерпевшего, в салоне он оставил наручные часы стоимостью 180 тысяч рублей, сотовый и 70 тысяч рублей наличными. Любопытство в этой истории вызывает даже не столько кража, сколько личность безработной жертвы. Заинтересовала она и оперативников, которым все чаще приходится сталкиваться с инсценировками пропаж автомобилей.

Дело о пропавшем «мерсе»

28 января 2014 года в отдел полиции по району Зюзино обратился 23-летний гражданин К. Молодой человек заявил о пропаже автомобиля. К. был очень расстроен. Еще бы! Ведь речь шла не о какой-то там «девятке», а о дорогом Mercedes. Следственно-оперативная группа выехала на указанное потерпевшим место происшествия — к супермаркету на Симферопольском бульваре. Пока эксперты изучали следы, оставшиеся от пропавшего авто, оперативники искали очевидцев и пытались воспроизвести картину происшедшего.

— Часто профессиональные угонщики работают именно на стоянках у торговых центров. При выборе места охоты они опираются на три фактора: большое количество людей и автомобилей вокруг, слабый контроль за въезжающим и выезжающим со стоянки транспортом и наличие гарантированного времени отсутствия хозяина нужного авто либо безопасной возможности за ним проследить, — рассказал «Ленте.ру» источник в правоохранительных органах. — А дальше, как в кино: человек подъезжает на стоянку, ставит машину на «сигналку», которую в тот же момент сканируют сидящие в авто неподалеку угонщики. Вот и вся песня.

Свидетелей кражи Mercedes гражданина К. отыскать не удалось, но обнаружилась другая существенная деталь: у потерпевшего пропали ключи от автомобиля. Сыщики принялись тщательно изучать записи с камер видеонаблюдения, установленных в супермаркете. По всей видимости, угонщик в данном случае работал вместе с карманником. Такие «творческие» союзы, утверждают оперативники, в наше время не редкость.

— Угонщики начали сотрудничать с карманниками в начале двухтысячных, когда жители столицы активно пересаживались на иномарки со штатными иммобилайзерами. Это уже не простая «сигналка», которую можно перехватить кодграббером. Без специальных заморочек такую защиту не обойти, нужна «заводилка», стоимость которой весьма велика, — отмечает источник. — Особой популярностью у жуликов пользуются такие места, как IKEA, OBI, «Мега». Делая покупки, люди теряют бдительность, перестают следить за карманами и сумками. Этим активно пользуются преступники. А в случае с той же IKEA они знают, что устройство магазина не позволит клиенту выйти на улицу, пока он не пройдет сквозь все отделы. У угонщика появляется фора, а расположение магазина на МКАД этому только способствует.

Изучение камер наблюдения в супермаркете на Симферопольском бульваре и визиты в местные автомастерские, где машину могли разобрать, результатов не принесли. Попутно велся поиск новых объявлений о продаже похожего Mercedes в интернете. Некоторые угонщики выставляют свою добычу на продажу через Avito, не желая делиться с посредниками. Номера они перебивают, а вот некоторые особые приметы на кузове машины остаются. Одно из таких объявлений о продаже всмятку разбитого «мерса» и помогло сыщикам распутать дело.

Выяснилось, что некоторое время назад К. приобрел на честно заработанные средства разбитый Mercedes. От машины он быстро избавился, но сохранил документы и государственные номера. Затем взял в аренду точно такой же, но почти новенький и совершенно целый автомобиль и, нацепив на него номера от своего «утиля», застраховал его по максимуму. Как ему удалось обмануть страховщиков — неизвестно, скорее всего с кем-то из них он был в сговоре. За «угнанный» автомобиль К. намеревался получить изрядную компенсацию, которая и являлась конечной целью аферы.

С арендованными машинами происходит немало приключений.

Так, 3 мая, в полицию обратилась заплаканная женщина, которая в одночасье лишилась документов, денег и взятой напрокат дорогой иномарки. Неизвестный набросился на женщину, когда она шла по улице Миклухо-Маклая, вырвал из рук сумочку, в которой лежали паспорт, кошелек и ключи от авто. Некоторое время спустя выяснилось, что потерпевшая сама инсценировала грабеж, желая погасить серьезные долговые обязательства.

Ситуация, в целом, нередкая. Бывают случаи, когда мошенники даже наносят себе телесные повреждения, желая придать картине большее правдоподобие.

Четыре месяца ушло у сыщиков юго-запада столицы, чтобы раскрыть кражу автомобиля Daewoo, взятого потерпевшим напрокат. Сыщики обнаружили сгоревший остов этой машины в Подмосковье. Картина преступления оказалась весьма прозаичной. «Потерпевший», 45-летний мужчина, сел за руль арендованной машины не просто выпившим, а совершенно пьяным. В результате его автомобиль встретился с фонарным столбом. Осознав факт попадания на приличную сумму, мужчина сжег авто, после чего заявил об угоне. В итоге деньги он все равно потерял, но еще и получил судимость по статье, предусматривающей ложное сообщение о преступлении.

Без «разборок»

За последние годы индустрия автоугонов в столичном регионе, по словам оперативников МУРа, претерпела значительные изменения, связанные с ростом благосостояния москвичей и войной с индивидуальными гаражами, которую ныне ведут городские власти.

Обновление автопарка привело к снижению спроса на автозапчасти из «разборок» — магазинчиков и рынков, в которых реализуются детали, бывшие в употреблении. А эти заведения, по словам оперативников, являются отличной площадкой для реализации агрегатов и деталей украденных авто.

— Мне пришлось закрыть магазин, который еще десять лет назад приносил неплохую прибыль. Раньше ко мне приходили владельцы дорогих иномарок, делали серьезные покупки. Я помогал им сэкономить. Потом эти люди пересели на новые авто, которые, как известно, ломаются реже и обслуживаются у «официалов» по гарантии. В последние годы клиентами магазина по большей части были бомбилы, покупавшие детали по 100 рублей. Прибыль упала, а зарплаты сотрудникам и арендную плату никто не отменял, — рассказывает бывший хозяин одной из московских «разборок» Валерий Витальевич. На вопрос о происхождении деталей, бывший владелец «разборки» лишь улыбнулся.

Из-за повального сноса самостроев и сокращения числа гаражных кооперативов все меньше в городе остается мест для безопасного отстоя и распила угнанных авто, поэтому многие угонщики стали применять свои кодграбберы для воровства из салонов машин. Такие преступления набрали большую популярность благодаря увлечению москвичей разнообразными гаджетами, которые часто остаются в бардачках и салонах автомобилей. Кражи совершаются, как и прежде, на бензозаправках и стоянках у крупных торговых центров. Большинство из них остаются нераскрытыми не только из-за ловкости воров, но и по рассеянности потерпевших, которые порой замечают пропажу лишь неделю спустя.

Однако ситуация в столице значительно отличается от ситуации в регионах, где все еще высоко ценятся иномарки «б/у», а краденые машины по-прежнему активно перепродаются с купленными у гаишников документами или распиливаются на запчасти. В народе гуляет масса анекдотов об украденных в столице машинах, спокойно бороздящих просторы северокавказских республик. Однако настоящая Тортуга российских угонщиков расположена совсем недалеко от столицы — в славном городе Ржеве.

Ржевская бригада

1 ноября после длительной и кропотливой разработки оперативники столичного Управления уголовного розыска задержали в Москве членов ржевской группировки автоугонщиков.

Трое молодых людей 28-29 лет, по информации, добытой сыщиками, по мелочам не разменивались, специализируясь на кражах элитных автомобилей, в частности Range Rover Evoque.

— Сотрудники полиции установили, что злоумышленники присматривали автомобили на парковках и во дворах жилых домов, после чего разбивали стекло водительской двери и проникали в салон. Далее, используя специальное электронное оборудование, они заводили автомашину и отгоняли ее в Московскую область, на одну из стоянок, расположенных возле МКАД, — рассказал «Ленте.ру» сотрудник пресс-службы Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Москве Алексей Бахромеев. — Затем члены группировки устанавливали на похищенное транспортное средство подложные номера, вставляли новое стекло и перегоняли в Ржев.

Алексей Бахромеев

Угонщики использовали годами отработанный способ прикрытия, который также применяется при перевозке незаконных грузов. Украденную машину сопровождают два приметных автомобиля, которые устраивают разнообразные шоу перед постами ДПС, намеренно совершая правонарушения, порой даже провоцируя ДТП, чтобы отвлечь внимание сотрудников правопорядка на себя.

Ржевская группировка долгое время работала в столице и даже успела приобрести статус неуловимой. Никто из ее членов судимостей не имел.

— Это уже, наверное, третье поколение знаменитой еще с 90-х ржевской бригады, представители которой в былые времена не только машины, но и железнодорожные вагоны угоняли. Ребят отлично подготовили и натаскали «дома». Они, как говорится, мастерски владеют матчастью автомобилей, на которых специализируются. Но угон элитных иномарок — это серьезный бизнес, его организаторы остаются в тени. Одни люди занимаются кражей и перегоном, другие перебивкой номеров, третьи переоформлением в ГИБДД, четвертые работой с клиентурой. Да, в Ржеве есть еще гаражи, где мастерски варят и пилят машины, но преступные группировки, занимающиеся угоном и реализацией краденых авто, давно функционируют на транснациональном уровне и контролируются влиятельными ворами в законе, имеют связи в правоохранительных органах, на заводах-производителях, — рассказал экс-следователь ГСУ МВД России Олег Тютенков. — Эффективно бороться с ними можно только на межгосударственном уровне.

В ходе досмотра у задержанных уроженцев Ржева оперативники обнаружили и изъяли заготовки ключей для замков зажигания, «заводилки» для запуска авто в обход штатной сигнализации и радиостанции для связи между членами группировки. Все фигуранты решением суда заключены под стражу. Их обвиняют в целой серии угонов.

Что же касается случая, с которого мы начали, то безработный владелец Infiniti и элитных часов может в результате оказаться как жертвой кражи, так и мошенником, желающим подзаработать на страховке. И в этом органам правопорядка еще предстоит разобраться.

< Назад в рубрику