Режиссер Алексей Учитель в исторической драме «Матильда», премьера которой ожидается к концу 2017 года, хочет рассказать историю любви наследника престола к балерине и хотя бы частично восстановить историческую справедливость по отношению к последнему российскому императору.
Учитель ограничился небольшим промежутком времени — история начинается незадолго до смерти Александра III и заканчивается становлением Николая II. Но название фильма отсылает нас к другой персоне — балерине Матильде Кшесинской. Режиссер пока не раскрывает имя актрисы, исполняющей роль танцовщицы, по ее же просьбе. Это выяснится только после съемок, в следующем году. Зато о самой Матильде Кшесинской (1872-1971) известно многое.
Талантливая балерина с блестящей техникой, она обучалась у лучших европейских мастеров и считала балет своим призванием. Но у истории были на нее другие виды. Два спектакля с участием Кшесинской провалились — «Дочь Микадо» Льва Иванова и последняя работа Мариуса Петипа «Волшебное зеркало», где вместе с ней и Сергеем Летатой танцевали Анна Павлова, Юлия Седова и Михаил Фокин. Другие постановки, к примеру «Пробуждение Флоры», «Арлекинада» и «Времена года», не запомнились. Разве что возобновленную в Мариинском театре «Баядерку» Петипа связывают с ее именем, хотя изначально в роли Никии солировала Екатерина Вазем. Между тем Кшесинская считается первой русской исполнительницей виртуозных фуэте, а также балериной абсолюта, то есть той, кому было позволено самой выбирать репертуар.
Маля — 13-й ребенок в семье танцовщиков Феликса Кшесинского и Юлии Доминской. Балет, так или иначе, коснулся каждого из детей. Старшие Иосиф и Юлия с успехом выступали в императорских театрах. Какое-то время Мале пришлось конкурировать с сестрой — в Мариинском театре ее долго называли Кшесинской номер два.
С «Ники», будущим императором Николаем II, Кшесинская познакомилась в 1890 году. Ей было 17, наследнику — 22. Николай мало интересовался женщинами, предпочитая им уединение и игру в карты, чем тревожил родителей. Появление в его жизни Матильды было встречено императором и императрицей с одобрением и всячески поощрялось. Был даже учрежден специальный фонд для подарков Кшесинской.
«Для меня ясно одно. Кшесинская не пользовалась Николаем. С моей точки зрения, это была абсолютно искренняя любовь. Исходя из этого, я и строю сюжет картины», — признается Алексей Учитель.
По воспоминаниям современников и Матильды, влюбленные проводили вместе все свободное время. Наследник купил для нее дом на Английском проспекте в Петербурге, посещал ее спектакли, иногда тайком сбегал из дворца на свидание, писал нежные письма. Расставание было нелегким для обоих. Николаю пора было жениться «как положено». Из претенденток его привлекла немецкая принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская. И, хотя родители отнеслись к выбору скептически, Матильда сама убедила Николая в правильности его решения. Позже Алиса, вернее уже императрица Александра Феодоровна, поблагодарила Кшесинскую за тот разговор с наследником.
После расставания Николай поручил заботу о Кшесинской своему двоюродному дяде, великому князю Сергею Михайловичу. Сын Матильды Владимир, родившийся в 1902 году, получил отчество Сергеевич. Затем его поменяли на Андреевич, когда Кшесинская вышла замуж за другого великого князя, Андрея Владимировича, приходившегося Николаю двоюродным братом. Брак считался морганатическим, то есть балерина княжеского титула не удостоилась. Позже второй двоюродный брат императора князь Кирилл Владимирович все же присвоил ей титул и фамилию князей Романовских-Красинских.
Кшесинская прожила долгую жизнь и умерла во Франции всего за несколько месяцев до своего 100-летия.
Противоречивый, интересный образ балерины, которую современники называли и жертвой, и злобной интриганкой, и куртизанкой, и великой артисткой, тем не менее, по словам кинематографистов, лишь инструмент для раскрытия другого образа — Николая II.
«Мой фильм ни в коем случае не биографический. Он не о Кшесинской. Это история любви, наполненная как реальными фактами, так и выдуманными. Здесь два героя, и мне очень хотелось сделать уклон в сторону Николая. Своеобразная попытка, как мне кажется, создать образ более… исторически справедливым. В обычном понимании последний император — это безвольный, слабый человек, погубивший Россию. Я категорически с этим не согласен. Человек он был безумно интересный, талантливый, интеллигентный. В 1913 году Россия была мощнейшей страной в Европе — это факт», — говорит Учитель.
Молодые годы Николая нечасто привлекают внимание режиссеров и продюсеров. Куда более драматичны с точки зрения кино годы революции, смутная история с Григорием Распутиным и таинственная — с «исчезновением» княжны Анастасии. О том, что наследник потерял сознание во время коронации, мало кому известно. С другой стороны, трагедия на Ходынском поле, когда в ходе торжеств по случаю коронации в давке погибли почти две тысячи человек, едва ли когда-нибудь исчезнет со страниц учебников истории. Смерть отца, брак, первое публичное выступление и первые государственные решения — все это пришлось на короткий промежуток времени, который команда «Матильды» и хочет показать — с постановочным размахом и мощной массовкой. В некоторых эпизодах снимаются до 1500 человек.
Съемки проходят в Мариинском и Большом театрах, на Соборной площади Московского Кремля, в нескольких старинных дворцах. Интерьер Успенского собора в Кремле отстроили в одном из петербургских заводов. События на Ходынском поле тоже планируется снимать под Петербургом.
Роль Николая исполняет немецкий актер Ларс Айдингер. Учитель отметил, что не разделяет своих артистов по национальности: пробовались и россияне, но Айдингер подошел лучше всего. «У него же абсолютно славянская внешность», — пожал плечами режиссер. Супругу наследника тоже сыграет немецкая актриса Луиза Вольфрам, в данном случае вполне оправданно. Роль матери-императрицы досталась Ингеборге Дапкунайте.
«Мы опасались, согласится ли молодая и красивая Ингеборга на эту роль, но никаких проблем не возникло», — улыбается постановщик.
«Я много прочла об императрице, к тому же с этой эпохой связана другая моя картина — сериал про Григория Распутина (в сериале "Григорий Р.", запущенном в октябре этого года, Дапкунайте исполнила роль супруги Николая II Александры Феодоровны — прим. "Ленты.ру"). Я играю женщину в тех обстоятельствах, которые были обозначены в сценарии. История показалась мне интересной. Марию Феодоровну нужно показать разной — такой, какой она и была», — пояснила Дапкунайте.
Впереди еще съемки на зимней натуре и пост-продакшн. Но за год команда «Матильды» планирует завершить работу.