В октябре 2012-го жители Химок, пришедшие на избирательные участки, чтобы проголосовать за нового главу городского округа, рассчитывали на улучшение ситуации в городе. По просьбе «Ленты.ру» итоги двухгодичного правления Олега Шахова в Химках подводят его соперники по тем выборам.
«Это просто фигня какая-то», — оценивает гражданский активист Евгения Чирикова финансовый объем обвинений, предъявленных Следственным комитетом теперь уже бывшему мэру Химок Олегу Шахову. «21 миллион — полнейшая ерунда. Вспомним тот же двенадцатый год, когда некоему концессионеру начислили прибыль в 161 миллион рублей по проекту платной трассы Москва — Санкт-Петербург. Проект еще не завершен, а прибыль уже начислили и отправили в офшоры. Мы обращались в прокуратуру — ноль эмоций. А это почти в восемь раз больше, чем 21 миллион», — говорит Чирикова.
Защитница Химкинского леса абсолютно права. Обвинения Олегу Шахову, как явствует из свежего расследования «Ленты.ру», при желании можно легко вывести за пределы 21 миллиона инкриминируемых ему ныне рублей. И по куда более свежим делам, чем эпизод из 2008 года, когда Шахов — глава ФГУ «Дороги России», — вероятно, и не подозревал, что его карьера типичного крепкого хозяйственника завершится не на федеральном, а на местном уровне.
Впрочем, место месту — рознь, и еще какая.
«У столицы есть… центробежная сила, отшвыривающая близлежащие города на расстояния, не равные дистанциям в километрах. Нависание столицы, ощущение "почти столицы" лишает воли. Наро-Фоминск ничего не выигрывает от близости Москвы: так глохнет мелкий кустарник в тени большого дерева».
Это Петр Вайль, «Гений места». Про Химки у него ни слова. Однако, учитывая не просто близость, а границу со столицей, можно предположить, что этот округ должен был отличиться какой-то особенной статью. Что и произошло.
Первый мэр городского округа Химки Владимир Стрельченко — полковник запаса, Афганистан — проявил себя в Химках куда круче, чем под Кандагаром, где в свое время был ранен осколком. О химкинском «афганском братстве» и его методах управления городом за семь лет — с 2005 по 2012 год — написаны десятки журналистских расследований и, вероятно, тома следственных дел.
Не менее ярко выглядела и оппозиционная жизнь вокруг Химок. Вразбивку и только за последние годы: анархисты-антифашисты, забрасывающие здание химкинской администрации фаерами и т.п. Постоянные скандалы вокруг строительства платной дороги Москва — Санкт-Петербург. Непосредственно связанная со строительством история защиты Химкинского леса — в которой немалая часть российского гражданского общества успела не только заявить о себе, но и приобрести федеральную известность. Долгая и мучительная смерть искалеченного Михаила Бекетова, редактора оппозиционной газеты. Защитник Химкинского леса, юрист Алексей Дмитриев, избитый в подъезде собственного дома в апреле 2012 года. Нападение с бейсбольной битой на эколога Константина Фетисова в ноябре 2010 года. Как выяснилось — по прямому заказу из мэрии: Андрей Чернышев — начальник отдела муниципальной собственности и приватизации комитета по управлению имуществом при администрации городского округа Химки и Химкинского муниципального района — за организацию покушения на Фетисова получил шесть лет.
Не надо быть политологом, чтобы понимать логику властных пожеланий к развитию химкинского сюжета летом и осенью 2012 года, накануне выборов мэра. Она примерно такова: муниципальное образование, пусть и на границе с Москвой, не должно занимать столько места на политической карте России. Это означало, что Стрельченко досрочно уходит с работы, а в мэрии появляется хозяйственник, потихоньку решающий проблемы города. И не просто хозяйственник, а победитель выборов, которые, учитывая участие в них не только Чириковой (в итоге — второе место), но и прочих несистемных кандидатов, легкими и тихими быть не обещали. Особенно для типичного функционера, имеющего за плечами мехмат МГУ, департамент инвестиционной политики в Минэкономразвития, вице-губернаторство в Воронежской и Тульской областях и «Дороги России» в придачу. Но никак не опыт публичного политика — трибуна и полемиста.
А вот Паук, например, — в миру Сергей Троицкий, основатель «Корпорации тяжелого рока» и группы «Коррозия металла» — пришел в гонке пятым, оставив позади семерых кандидатов. Шоу в его кампании было предостаточно: Паук предлагал превратить Химки в Лас-Вегас, раздавать «Лады-Калины» для повышения рождаемости и назначить на все должности в химкинской администрации немцев. По следам отставки Шахова у лидера «Коррозии…» тоже нашлась программа для Химок, которую он и изложил «Ленте.ру» по телефону около 22:00:
«Конечно-конечно-конечно, я в курсе. В понедельник будет происходить захват мэрии Химок — вместе с Безлером, Бородаем и Стрелковым, вот такими фигурами — с последующим присоединением ЛНР и ДНР к Химкам, естественно. Потом — присоединение Мариуполя и Мелитополя. Если Химки — воздушные ворота России, то Мелитополь — ворота в Крым. Получится суррогатное государство Химки — чтобы исключить санкции против России. Ведь войну будут вести Химки, а не Россия».
Нынешнее же положение Химок Паук находит плачевным: «Что получили жители за два года, например? Они должны были жить в Лас-Вегасе, рыбу глушить цепями, и у каждого — по миллиону долларов. Жители Химок не должны были работать к этому времени, а только (заниматься оральным сексом — прим. «Ленты.ру») в семье. А так получается, что в рот — никто никого, семейные отношения ********* (крайне неудовлетворительны —прим. «Ленты.ру»), никто никого не любит, например. Всего за два года правления Шахова».
Следует отметить, что Паук перезвонил в четвертом часу утра и тем же неровным голосом рассказал о том, что его машину окружили пять нарядов полиции. Корреспондент, оценив сказанное ранее, предложил вызвать шестой наряд, чтобы тот разобрался с беззаконием. То, что Сергей Троицкий говорил правду, выяснилось уже из новостных лент следующего дня: он угрожал полиции топором и устроил очередное шоу в суде, арестовавшем его на несколько суток.
И все же: что произошло в городском округе за два «шаховских» года? «Жить в Химках стало невозможно, — уверена Евгения Чирикова. — Я уехала оттуда, потому что жизнь семьи с детьми там — это такой аттракцион! Например, мне очень важно, чтобы у детей было нормальное образование. В химкинской школе теперь это нереально. Дети учатся в три смены, в классе — по тридцать пять человек. У учителя на ребенка — меньше минуты за урок. Что может объяснить этот несчастный учитель, который вот так работает — мне совершенно непонятно. Я молчу о том, что простая прогулка с ребенком в Химках превратилась в совершенно мучительную затею. При такой плотности населения и обилии машин инфраструктура осталась на уровне пятидесятых годов прошлого века. А зеленую инфраструктуру, которая была, уничтожают под застройку. В городе очень неуютно».
Блогер Олег Козырев проанализировал предвыборные обещания Олега Шахова — из тех, что можно исполнить и за два года после избрания. По Козыреву вышло вот что:
«В 2012 году будет обеспечен свободный доступ к документам городской администрации. Дружный смех химчан. Хотя этот пункт было реально выполнить, проблем особых в этом нет. Не смогли.
Все планы деятельности администрации на предстоящий период (прежде всего в сфере строительства, транспорта и экологии) будут выложены в открытый доступ для гражданской экспертизы. Опять же простая вещь… Не смогли даже это сделать.
Замещение основных должностей в химкинской администрации будет проводиться на основании открытого конкурса. …Кто в последний раз слышал о таком в Химках, кого набирали по конкурсу?..
К концу 2013 года будет введена в практику управления муниципальным образованием система электронного правительства, которая позволит любому жителю Химок иметь доступ к базе данных городской администрации, отслеживать в режиме реального времени проведение заседаний администрации и Совета депутатов и принятие нормативных актов. Химчане дружно пытаются найти, где ж можно в реальном времени следить за заседаниями депутатов, вот, например, по кандидатуре нового мэра».
И так — по многим пунктам: детские сады, легкое метро для Химок, реконструкция стадиона «Родина»… «Другой единственный доступный для горожан стадион вообще закрыли и застраивают, а на его защитников завели дела», — бьет тревогу Козырев.
«Еще десять лет назад Химки был очень хорошим городом, в котором можно и нужно было жить, — уверена Чирикова. — Сейчас же совместными усилиями застройщиков, властей и проектировщиков автодорог Химки превратились в гетто, где жить нельзя. Любой вызов скорой помощи или пожарной машины может окончиться трагедией. Въехать в эти забитые дворы невозможно. Какая-то раковая опухоль, и что с ней делать, я не знаю».
Сейчас Евгения живет в Москве — на севере, там же, где и жила до переезда в Химки: «Конечно, район изменился не в лучшую сторону со времен моего детства. Но, по крайней мере, я все еще его узнаю. А кое-где стало и зеленее, чем в Подмосковье».
И все же в оценке деятельности Олега Шахова хорошо бы исходить еще и из контекста. Чтобы подчеркнуть бесспорное: при этом мэре в метре от Москвы перестали бить и убивать оппонентов. Смягчающее обстоятельство? Едва ли. Но кто скажет, что для политической традиции Химок это не гигантский цивилизационный скачок?