Мир
23:11, 15 ноября 2014

Лед и коалы Владимира Путина попытались холодно встретить в Австралии

Татьяна Меликян
Президент России Владимир Путин и премьер-министр Австралии Тони Эбботт
Фото: Andrew Taylor / G20 AUSTRALIA / AFP

Несмотря на рекордную даже для Австралии жару, президента России Владимира Путина на саммите G20 обдали холодом. Западные лидеры вели себя недружелюбно, канадский премьер предложил «убраться из Украины», мировые СМИ разнесли новость: российский президент покинет саммит раньше времени. И, наконец, его все-таки «взяли за грудки», но сделал это не премьер-министр Австралии, а симпатичный коала. Владимир Путин, кажется, был совсем не против.

То, что президент России Владимир Путин нежеланный гость на саммите, было понятно давно. Премьер-министр Австралии Тони Эбботт хозяйским радушием не отличался. Он предлагал вовсе исключить Россию из числа участников саммита. Когда это сделать не удалось, неоднократно обещал «атаковать» при встрече и даже взять Владимира Путина «за грудки» (премьер применил термин из лексикона австралийского футбола — shirtfront). Такая возможность ему представилась несколько дней назад на саммите АТЭС, проходившем в Пекине. Главной темой беседы двух лидеров ожидаемо стала катастрофа малайзийского «Боинга» на юго-востоке Украины. Однако обошлось даже без жестких высказываний.

Вернувшись на родину, Тони Эбботт поделился подробностями: он посоветовал Владимиру Путину не пытаться вернуть былую славу царской империи или СССР, если тот желает сделать Россию более привлекательной. Владимир Путин, конечно, желает, иначе бы не поехал в Австралию. Перед встречей он не отказал себе в удовольствии немного «поиграть мускулами», отправив в Коралловое море корабли BМФ России.

Словом, Владимира Путина в Австралии не ждали, но все-таки... очень ждали. Каждый в присутствии СМИ стремился продемонстрировать ему свое критическое отношение. Газета The Courier Mail на первой полосе предлагала Путину извиниться, в аэропорту его встречали второстепенные члены австралийского правительства, а поселили российского президента далеко не в самой лучшей гостинице Брисбена. По словам работников российского посольства, любая их просьба принималась в штыки.

Журналисты отмечали, что даже на протокольных мероприятиях Владимиру Путину приходилось нелегко. На камеру с ним практически никто не разговаривал. А на так называемом family photo, совместном фотографировании глав государств, президента России поставили у самого края.

Легкую передышку он получил в обществе лидеров стран БРИКС. Там для российского президента все свои: Китай, Индия, ЮАР, Бразилия. Затем прошла двусторонняя встреча с премьер-министром Италии Маттео Ренци, которого тоже можно отнести к «своим». Итальянец пригласил российского лидера снова посетить Милан в мае 2015 года. После этого Путин повидался с участниками профсоюзного саммита «Большой двадцатки» и не преминул заметить: год назад, когда саммит G20 проходил в Санкт-Петербурге, профсоюзам уделили не в пример больше внимания, чем в Австралии, организовав им встречу с руководителями министерств труда и финансов. Что происходило дальше, неизвестно — беседа велась в закрытом режиме. Как, впрочем, и основные заседания саммита.

Первоначально на полях G20 у Путина были запланированы лишь встречи с французским президентом Франсуа Олландом и британским премьером Дэвидом Кэмероном. Отметив множество «турбулентных моментов в мировых делах», Путин не стал публично обсуждать с Олландом проблему поставки «Мистралей». Он еще раз выразил глубокие соболезнования в связи с трагической гибелью в авиакатастрофе главы концерна «Тоталь» Кристофа де Маржери. Информации о встрече с британским премьер-министром у журналистов, помимо официальной, не имеется.

«Состоялся разговор о фундаментальных причинах нынешнего разлада в отношениях между Россией, США и рядом европейских стран», — сообщила позже пресс-служба Кремля. А пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков добавил: фактически единственной темой беседы была ситуация на Украине.

Первую половину дня все держались в рамках приличий. Но скандал все-таки случился. И не во время официальных встреч, а в кулуарах. Канадский премьер Стивен Харпер во время рукопожатия с Владимиром Путиным потребовал от него «убраться из Украины».

«Это невозможно сделать, потому что нас там нет», — передал слова Путина Дмитрий Песков. Ажиотаж в СМИ разгорался. Создавалось впечатление, что российскому лидеру устроили обструкцию. Дмитрию Пескову пришлось разъяснять: Путин не сталкивается ни с какой жесткой агрессией, все ведут себя корректно, а Тони Эбботт — гостеприимный хозяин саммита.

Тем временем прошла еще одна скандальная новость: Владимир Путин покидает саммит раньше времени. И вновь его пресс-секретарю пришлось опровергать: Путин уедет из Брисбена только тогда, когда программа будет исчерпана.

Всеобщую напряженность и нервозность неожиданно сняли коалы. Владимира Путина все-таки «взяли за грудки». The Daily Telegraph опубликовала фото, на котором российский президент и премьер-министр Австралии держат на руках симпатичных зверьков. И, судя по всему, оба получают удовольствие. При этом австралийское издание колко напомнило, что Владимир Путин часто использует диких животных «в целях пропаганды».

Непростой рабочий день Путина завершился далеко за полночь, когда из отеля «Хилтон», где он остановился, выехала фрау Меркель. Изначально встреча с канцлером ФРГ в графике не значилась, но оба лидера стараются не упустить возможности поговорить. В этот раз беседа длилась более трех часов. Понятно, что в центре обсуждения была, как всегда, ситуация на Украине и вокруг нее. Тогда же, поздним вечером, состоялся обмен мнениями с главой Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером.

В воскресном графике лидеров G20 значатся еще два рабочих заседания. И Владимир Путин не собирается ими пренебрегать. Единственное, от чего он может отказаться, — это совместный завтрак.

< Назад в рубрику