Группа ОНЭКСИМ совместно с негосударственным пенсионным фондом (НПФ) «Благосостояние» получили 90 процентов группы компаний «Связной». Соответствующее заявление было сделано 12 ноября. А это означает, что подконтрольный Михаилу Прохорову холдинг обогатится ретейлерами «Связной» и Enter. Аутсайдерами сделки, как пишут СМИ, оказались «Связной банк» и сеть ювелирных салонов Pandora, оставшиеся у прежнего собственника — Максима Ноготкова.
Как пишут «Ведомости», Максим Ноготков отказался обсуждать с ОНЭКСИМом и НПФ «Благосостояние» передачу им «Связного банка», поскольку, по его словам, у него есть более интересные предложения. Возможными покупателями называют «ТКС-Банк» Олега Тинькова и «Русский стандарт» Рустама Тарико.
В структуре ОНЭКСИМа уже есть банк — «Ренессанс кредит». И он переживает не лучшие времена. В апреле Михаилу Прохорову пришлось передать своему банку в виде безвозмездной помощи около 2 миллиардов рублей. А всего за первое полугодие ОНЭКСИМ перечислил «Ренессансу» 3,2 миллиарда стабилизационных рублей. Как сообщалось — для покрытия текущих убытков. Иметь же в своем портфеле два проблемных банка непозволительная роскошь даже для такого состоятельного гражданина, как Михаил Дмитриевич.
Тем не менее сразу же после объявления ОНЭКСИМом о совершении сделки по рынку распространились слухи о том, что «Связному банку» предстоит санация, и займется этим именно «Ренессанс кредит». Правда, в том случае, если его кандидатуру утвердит Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Говорилось также о том, что в банке уже идет проверка со стороны агентства. В АСВ от комментариев «Ленте.ру» по этому поводу воздержались.
В свою очередь директор по маркетингу и продуктам «Связного банка» Антон Гольцман заявил «Ленте.ру», что Агентство по страхованию вкладов не проводит никакой проверки в банке.
Однако косвенно в пользу возможной санации банка свидетельствует тот факт, что в день, когда ОНЭКСИМом было сделано заявление о приобретении активов Ноготкова (еще до того, как оно было обнародовано), по младшему и среднему персоналу «Связного банка» прокатился флешмоб, призывающий искать новую работу. Задействованные в акции сотрудники кредитной организации говорят о том, что это была не столько паника, сколько желание подстраховать друг друга, основанное на внутренней информации. И злополучное слово «санация» регулярно сотрясало воздух.
Финансовые показатели кредитной организации неоднозначны. По данным неаудиторованной консолидированной отчетности группы «Связной банк» за первое полугодие 2014 года, средства клиентов (вклады) составляют 44,3 миллиарда рублей в структуре пассивов банка. В то же время кредитов и авансов, которые были выданы клиентам, насчитывается на сумму 29,2 миллиарда рублей. С точки зрения стандартной банковской практики такое отношение не воспринимается как угрожающее. Все сильно зависит от ответа на вопрос: насколько ликвидны кредиты и авансы, выданные банком своим клиентам?
Денежных средств в структуре активов — на 9 миллиардов рублей, ценных бумаг — на 6,5 миллиарда, обязательных резервов в ЦБ — на 450 миллионов рублей. В практическом плане это означает, что реально ликвидные активы «Связного» покрывают только около 30 процентов средств вкладчиков.
Гольцман сообщил «Ленте.ру», что никаких сведений о возможной санации в банке нет. «Регулятор инициирует санацию банка, когда есть формальные поводы, а в отношении "Связного" таких поводов нет, — утверждает Гольцман. — Мы выполняем все обязательства перед вкладчиками и все обязательные нормативы ЦБ, прежде всего нормативы достаточности капитала и ликвидности».
По итогам операционной деятельности «Связного банка» в первом полугодии 2014 года зафиксирован убыток в размере 3,8 миллиарда рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года убыток вырос более чем в два раза. Надо отметить, что банк при этом сократил административные и прочие расходы на 200 миллионов рублей. Однако резервы под обесценение кредитного портфеля увеличились почти на 1,8 миллиарда рублей и достигли 5,7 миллиарда.
По словам директора по развитию инвестиционной компании QB Finance Маргариты Горшеневой, «тяжелое финансовое положение "Связного банка" и всей группы компаний ни для кого не секрет». Несколько месяцев назад с Ноготковым уже велись обсуждения на эту тему, «поскольку просрочка стремительно растет и превышает уже более 30 процентов активов кредитной организации, а ежемесячный отрицательный результат исчисляется в сотнях миллионов рублей». Впрочем, Горшенева считает, что вкладчикам банка не стоит волноваться, поскольку, учитывая очень большой объем депозитов физических лиц, «АСВ вряд ли пойдет на банкротство кредитной организации и, скорее всего, санкционирует санацию».
В прошлом группа «Связной» уже переживала финансовые проблемы. Тогда они были связаны с компанией ЗАО «Связной». В феврале 2008 года Арбитражный суд Москвы постановил ввести в отношении него процедуру внешнего наблюдения. На должность временного управляющего был назначен Эдуард Ребгун, известный тем, что выступал в качестве конкурсного управляющего компании ЮКОС в период ее банкротства. Поводом для введения внешнего управления тогда послужили налоговые претензии к «Связному» на сумму 1,2 миллиарда рублей.
Однако в июне 2009 года группа компаний «Связной» решила заплатить по налоговым долгам ЗАО «Связной», хотя, как утверждали тогда в группе, ЗАО не имело к основному «Связному» никакого отношения. Таким образом группе компаний удалось договориться с налоговиками, требовавшими от ЗАО погашения задолженности по налоговым отчислениям.
В Федеральной налоговой службе (ФНС) считали, что компании связаны между собой, однако в группе «Связной» отмечали, что ЗАО вышло из-под контроля сети еще в 2006 году. Претензии ФНС к «Связному» были связаны с использованием в 2004-2006 годах фирм-однодневок, при помощи которых компания смогла необоснованно заявлять вычеты по НДС.