В 2015 году в России и странах антигитлеровской коалиции отметят 70-летие победы над нацистской Германией. У еврейского народа к нацистам и их пособникам особые счеты. В результате геноцида в Европе были уничтожены более шести миллионов евреев. Сотни тысяч сражались в рядах Красной армии и армий союзников. О Дне Победы, его значении для еврейского народа и месте праздника в иудейском религиозном календаре «Лента.ру» побеседовала с раввином Шимоном Левиным.
«Лента.ру»: В прошлом году в еврейском календаре появился некий аналог 9 мая. Зачем это нужно? Неужели недостаточно общего Дня Победы?
Шимон Левин: Это не аналог, День Победы — он один для всех, для России, для Израиля, для Европы и Америки, для всего мира этот праздник одинаковой значимости. Но дело в том, что у еврейского народа есть свой календарь, лунно-солнечный, и 9 мая 1945 года по григорианскому календарю выпало на 26 ияра 5705 года. Поэтому вице-президент Российского еврейского конгресса (РЕК) Герман Захарьяев предложил внести этот день в еврейский календарь как памятную дату, как День спасения и освобождения, что было горячо поддержано двумя главными раввинами Израиля, потому что в этот день весь мир благодаря Всевышнему и мужеству солдат был спасен от той огромной опасности, которая ему грозила. А выжившие обрели надежду на новую жизнь. Мы хотим, чтобы даже через сто, двести или тысячу лет мы все еще помнили и отмечали этот день, как отмечаем другие религиозные праздники и памятные даты. Фактически праздник канонизируется, входит в вечность.
Вы упомянули религиозные праздники, но какое отношение к ним имеет День Победы?
В еврейском календаре есть религиозные праздники, такие как Пасха, например. После канонизации последнего из них в 165 году до нашей эры мы не имеем права вносить в эту часть календаря изменения. Но есть еще такое понятие, как «памятные даты». Еврейский мудрец и философ Маймонид пишет, что это заповедь — помнить и отмечать памятные события, вносить их в календарь. День Победы похож на такие праздники, как Пурим или Ханука, в честь спасения еврейского народа от духовного или физического уничтожения. Но есть и более поздние памятные даты, например, День скорби по жертвам Холокоста. Или можно взять примеры из Средних веков: когда в одной из еврейских общин случались какие-то чудеса или была опасность, которая миновала, то общины отмечали этот день.
То есть праздники, вроде Хануки или Пурима, тоже своего рода дни победы, сейчас имеют статус всеобщих религиозных праздников? Есть ли такие же шансы у Дня спасения и освобождения?
День, когда отмечается Ханука, не был днем окончательной победы (вообще, сложно сказать, что там была окончательная победа, потому что евреи и Израиль не освободились от власти греков), но это был день спасения, когда Маккавеи вернулись в Иерусалимский Храм и стало понятно, что вот храм очищен, вот опять зажгли менору, мы не погибнем и не растворимся в истории, мы останемся народом со своей религией и традицией. То же самое Пурим — это день спасения. Евреям грозила гибель, но в последний момент Аман был повержен, и народ — спасен.
А из вашей семьи кто-то воевал? Кажется, у каждой семьи в мире, а в России особенно, есть история про Вторую мировую войну?
Моя семья, к сожалению, сильно пострадала в годы войны. Мой дед, офицер Советской армии, воевал, был тяжело ранен и скончался в госпитале. Похоронен в Туле. Много лет мы не знали, где могила деда: в похоронке указали неправильную информацию. Тогда это часто случалось. И вот буквально четыре года назад мой отец разыскал одного историка в Туле, которому удалось найти могилу. Я тут же поехал туда, прочитал молитву: впервые за семьдесят лет кто-то из родственников побывал на могиле деда!
Мой отец родился в поезде — бабушка ехала в эвакуацию. Они чудом выжили, но часть семьи, оставшаяся в Витебске, погибла — кто-то от голода, кто-то от рук фашистов… Так что День Победы для нашей семьи имеет огромное значение, как, я думаю, и в любой другой семье.
В еврейский календарь эта дата была внесена в прошлом году. Вы уже ее как-то отмечали?
Ни один праздник не входит в обыденную жизнь людей в один момент. Думаю, что традиции еще будут формироваться некоторое время. 26 ияра прошлого года в синагогах России, Израиля и Европы состоялись службы, главный раввин Израиля постановил, какие именно молитвы читать — молитвы памяти и молитвы благодарности Всевышнему и тем людям, которые положили свою жизнь, свое здоровье для того, чтобы мы могли с вами вот сейчас сидеть, спокойно общаться, жить, растить детей. Мне это кажется очень важным моментом: в еврейском календаре давно есть День скорби по жертвам Холокоста, но не существовало даты, прославляющей солдат, победителей войны. Мы должны быть им благодарны, это наш долг, который мы не можем забыть! Мне всегда было обидно за своего деда: когда приезжаешь в Израиль и идешь в музей Яд Вашем, музей Холокоста, то очень много слышишь про людей, которые были жертвами, про то, что вообще весь еврейский народ был жертвой, но ничего не говорится про евреев-героев, евреев-солдат, про то, что наш народ, наряду с другими, воевавшими против фашистов, проявлял героизм в войне. Евреи на войне понимали, что им совершенно нечего терять, и зачастую сражались с особенным отчаянием и мужеством.
То есть в День спасения и освобождения мы выносим благодарность еврейским солдатам, которые сражались на фронтах?
Нет, мы благодарны всем, кто приближал день победы. Сейчас в мире очень неспокойно, Россия находится в сложных отношениях с Европой, Америкой, люди с обеих сторон забывают, что всего семьдесят лет назад мы стояли рядом, плечом к плечу, и вместе проливали кровь, чтобы спасти друг друга. Советская армия, например, не остановилась на границах СССР, а пошла дальше освобождать другие страны. И наибольший урон из всех стран-союзников понес Советский Союз, и наибольшую роль сыграл в победе. После войны во всем мире солдат Красной армии был героем, авторитет которого был неоспорим. Сейчас у многих людей есть ощущение, будто история началась вчера и закончится завтра. Нужно понимать, что мир всегда был полон конфликтов, но когда мы помним историю, это помогает нам более адекватно воспринимать современность, не считать какие-либо решения окончательными и бесповоротными. Это актуально не только в отношениях между странами, но и в семейных ссорах: муж с женой поссорились… Но как поссорились, так и помирились: все-таки мы семья, у нас дети, мы любим друг друга. Нормально, когда в семье или между друзьями есть конфликты, но это не повод хлопать дверью и сжигать мосты. Особенно, если у нас есть такое большое общее прошлое. Нужно помнить историю, что все — русские, евреи, украинцы, белорусы, французы, англичане — стояли плечом к плечу и вместе проливали кровь, чтобы спасти друг друга.
А в этом году на какое число выпадает 26 ияра?
На пятнадцатое мая. Так как григорианский и лунно-солнечный еврейский календарь не полностью совпадают, есть девятнадцатилетний цикл: раз в девятнадцать лет 26 ияра будет выпадать на 9 мая, но, как правило, даты смещаются относительно друг друга примерно на две недели. День Победы мы обычно отмечаем в общинах вместе с ветеранами, готовим полевую кухню, устраиваем небольшой концерт, в прошлом году подростки взяли шефство над уже совсем пожилыми людьми, которые не смогли прийти на праздник: ездили по домам, поздравляли, развозили подарки. Думаю, что в этом году мы продолжим ту же традицию на 9 мая, а 26 ияра проведем дополнительный детский праздник, ведь это день, благодаря которому родился я, вы, наши дети, родилось и живет большинство людей в этом мире! Можно сказать, что это день жизни.