Спорт
18:11, 17 ноября 2014

Большой зуб Олимпийский чемпион Сочи объявил войну Федерации бобслея и скелетона

Лев Савари
Александр Зубков
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Отечественный спорт снова оказался в центре скандала: двукратный олимпийский чемпион Сочи Александр Зубков отказался работать с молодежной сборной России по бобслею, а его дочь Елизавету выставили из главной национальной команды по скелетону.

В феврале титулованный российский бобслеист Александр Зубков не сходил с первых полос спортивных изданий. Ему, как одному из наиболее опытных и авторитетных спортсменов сборной России, доверили нести флаг страны на церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи, а спустя две недели уроженец Братска пополнил коллекцию наград двумя медалями высшей пробы, завоеванными в гонках «двоек» и «четверок». На фоне провала хоккейной сборной и невыразительного выступления биатлонистов успехи в бобслее и скелетоне сделали Зубкова едва ли не национальным героем.

Но от любви до ненависти путь оказался недолог. Спустя полгода Александр пошел на открытый конфликт со всеми, кто помогал ему добывать победы на главном старте четырехлетнего цикла, настроив против себя не только руководителя федерации Георгия Беджамова, но и всю спортивную общественность. Формально причиной противостояния стало исключение его дочери Елизаветы Зубковой из расширенного состава женской сборной России, однако скандал вскрыл целый клубок проблем в напряженных взаимоотношениях олимпийского чемпиона, тренеров национальной команды и чиновников.

Почему Зубков не стал тренером сборной

Во всеуслышание о завершении профессиональной карьеры Зубков объявил лишь несколько дней назад, но уже после Сочи-2014 было ясно: домашняя Олимпиада — последний серьезный старт в его славной карьере. Несколько месяцев назад в общении с журналистами Зубков намекнул, что не прочь стать наставником главной национальной команды. «За моими плечами огромный опыт выступлений в большом спорте, и в будущем я хотел бы продолжать работу в бобслее. Но не как менеджер федерации, а как главный тренер сборной. Если мне будет предложен этот пост, я готов его занять, привнести свои планы, свои задумки, свое видение развития бобслея. Я не против канадца Пьера Людерса, но считаю, что главным тренером сборной должен быть россиянин», — сказал Зубков ИТАР-ТАСС.

Переход на тренерскую работу стал бы достойным продолжением спортивного пути Александра, но контракты со штабом мужской команды Пьера Людерса изначально действовали до 2015 года, а после успешного выступления российской команды в Сочи были пролонгированы до окончания следующего олимпийского цикла. Поэтому в федерации Зубкову предложили возглавить молодежную команду, где бы спортсмен мог набраться необходимого опыта, чтобы со временем получить работу в главной команде страны. Но подобную перспективу олимпийский чемпион счел унизительной. Мол, работа с молодыми саночниками с нуля приведет на первых порах к провалу.

Известный своим, мягко говоря, непростым характером спортсмен начал точить зуб на федерацию, ее президента Беджамова и других чиновников, которые превозносили его минувшей зимой, а теперь отказались идти навстречу. На беду, после серии неприятных событий его дочь оказалась в шаге от перехода под знамена сборной Германии.

Карл у Клары украл… скелетон

Проблемы Елизаветы Зубковой перед началом сезона, обещавшего стать определяющим в карьере 18-летней спортсменки, начались с детективной истории — незадолго до старта сборов у нее пропал скелетон. Резонансной эта история стала из-за Вилли Шнайдера. Тренер мужской сборной лично подготовил сани Зубковой по настоятельной просьбе отца. В работе немец использовал секретные технологии, известные только ему самому. По слухам ряд других федераций, в том числе и немецкая, в свое время были готовы заплатить баснословные деньги за сани, подготовленные Шнайдером. Выкупал же изделие у специалиста руководитель федерации Беджамов, причем, по его словам, за собственные деньги.

«Перед Олимпиадой ко мне обратился Александр и попросил сделать для его дочери боевой скелетон. Разработками у нас занимается тренер, Вилли Шнайдер. Он тогда был очень занят, потому что все время уделял основному составу. Но мы его очень попросили, и Вилли сделал скелетон. Я выкупил его за свои деньги и отдал Лизе. Естественно, не дарил его. Весной скелетон отвезли в боксы, а осенью обнаружили пропажу», – сказал Беджамов в интервью «Советскому спорту».

Случай оказался по-своему уникальным, так как ранее снаряды эксклюзивной ручной работы ни у кого и никогда не пропадали. Федерация начала собственное расследование. Обнародовать его результаты никто пока не спешит, как и во всеуслышание заявлять о том, что к исчезновению причастна семья Зубковых, но, похоже, именно эта версия преобладает в умах чиновников. И дело даже не в том, что стоимость скелетона достигает 10-15 тысяч евро (эту сумму Александр вполне мог бы заплатить хотя бы из собственных премиальных): Беджамов и Шнайдер больше всего опасаются, что уникальные разработки Вилли станут доступны конкурентам из других стран. Поэтому и отношение к поиску украденных саней соответствующее — серьезное и отчасти даже паническое: все-таки для завоевания медалей на международных турнирах только подготовки высококлассных пилотов мало. Нужно вдобавок не проиграть войну технологий, продолжающуюся с переменным успехом уже несколько десятилетий.

За что Зубкову исключили из сборной

До определенного момента обе истории не вызывали особого интереса у СМИ. Настоящий взрыв случился несколько недель назад, когда Шнайдер отстранил Елизавету Зубкову от тренировочного процесса в составе сборной России, якобы не объяснив самой спортсменке ни мотивы, которыми он руководствовался, ни ее дальнейшие соревновательные перспективы. Вилли потребовал от недавнего лидера юниорской команды страны сдать инвентарь, экипировку и покинуть тренировочную базу.

Подобное в различных видах спорта происходит регулярно, но далеко не все подобные истории получают огласку. Однако в случае с Елизаветой некорректно говорить о том, что тренер-иностранец просто из принципа не захотел представить талантливой спортсменке шанс проявить себя на отборочных соревнованиях и попасть в сборную. Банально по причине авторитета Зубкова в российском спорте. Дело оказалось в другом.

По неофициальной информации, когда перспективы Зубковой в сборной стали туманными, отец договорился о тренировках для дочери с немецкой сборной. Так что уже в середине октября Елизавета отправилась поддерживать соревновательную форму в Германию. Узнав об эмиграции Зубковой, Шнайдер и решился выгнать спортсменку из штата российской команды.

При этом, по словам Александра Зубкова, рассмотреть вариант с трудоустройством дочери за границей их вынудил лишь необъяснимый поступок Шнайдера. Однако подключившийся к скандалу замминистра спорта Юрий Нагорных утверждает, что все было наоборот: именно тренировки Елизаветы в стане прямых конкурентов, подтвержденные протоколами заездов и фотографиями девушки в форме другой национальной команды, и привели к ее отчислению.

«Это было личным решением Шнайдера. Но у меня нет оснований не доверять тренеру. Я никогда не вмешиваюсь в спортивные вопросы. Если человек не хочет быть членом сборной России, глупо его удерживать. С другой стороны, никто не застрахован от ошибок. Лиза — талантливая девочка. Быть может, она приобретет в Германии бесценный опыт, станет сильнее и в будущем сможет пройти отбор в основную сборную России. Двери в сборную для Зубковой открыты», — заявил Беджамов в интервью изданию «Спорт-Экспресс».

И Зубкова, и Шнайдера в сложившейся ситуации можно понять. Оба отстаивают свои интересы. Вот только российский спорт лишается из-за конфликта и прославленного спортсмена, способного принести стране ощутимую пользу в качестве тренера, и перспективной спортсменки. В то же время нельзя исключать, что сюжет скандала на самом деле весьма прост. В российской сборной к перспективам Елизаветы всегда относились сдержанно, отмечая ряд слабых мест в ее технике, в первую очередь проигрыш соперницам на разгоне. В Германии в Зубкову верят на порядок больше. Возможно, смена спортивного гражданства для девушки — единственный вариант продолжения выступлений на высоком уровне, а вся вылитая сторонами конфликта грязь — лишь следствие накопившихся за долгие годы взаимных претензий, недомолвок и обид.

< Назад в рубрику