Россия
01:31, 19 ноября 2014

«Мы не троцкисты, нам нужен результат» «Лента.ру» побывала на форуме Общероссийского народного фронта

Дина Ушакова
Татьяна Меликян
Владимир Путин
Фото: Дмитрий Азаров / «Коммерсантъ»

Перед ежегодным Посланием Федеральному собранию президент России Владимир Путин решил «сверить часы» с активистами Общероссийского народного фронта (ОНФ). В прошлом году подобная встреча помогла расставить нужные акценты. В этом, вероятно, тоже. «Фронтовики» обсудили с президентом санкции и контрсанкции, сильные падения и слабые подъемы курса рубля, надежды и страхи российского бизнеса, новые налоги, недавний саммит «Большой двадцатки» и даже сериалы. К концу встречи блокнот президента был полностью исписан. А перечень президентских афоризмов пополнился еще одной фразой: «Мы не троцкисты, нам нужен результат».

Более тысячи делегатов второго «Форума действий» ОНФ разместились в переоборудованном павильоне ВДНХ. Рядом — выставка «Сделано в России», где можно было найти все: от позолоченной модели Исаакиевского собора до солений в бочках. Суровые новоуральские автомобилестроители пригнали свою экспериментальную продукцию — «вежливые броневики». «С помощью вежливости и оружия можно сделать гораздо больше, чем только с помощью вежливости», — оценил их юмор Путин. Но еще больше на выставке президента заинтересовала экспозиция отечественных технологий мониторинга нефтегазовых скважин. Впрочем, Путин не отказал себе в удовольствии размять мышцы, подержав в руках расписную гирю.

Как и было заявлено, основной темой форума стали майские указы и ситуация в российской экономике. Несмотря на давние разговоры о невыполнимости указов, Владимир Путин заверил: движение будет продолжено. Хоть и с поправкой на текущую экономическую конъюнктуру. Прикрываться сложностями он не позволит: «Чиновники на всех уровнях власти должны работать, а не искать оправдания своей бездеятельности».

Судя по цифрам, представленным сопредседателем Центрального штаба ОНФ Александром Бречаловым, обвинения в бездеятельности более чем обоснованны. И это был упрек кабинету министров, многие из которых сидели тут же, в зале. Но Путин уверил, что публичной порки не будет. Взяв в руки чистый блокнот, он произнес, возможно, главную мысль этой встречи: «Нам не процесс нужен, мы не троцкисты. Нам окончательный результат нужен. Это у Троцкого было: движение — все, конечная цель — ничто. Нам нужна конечная цель».

«Партнеры подставились, введя против нас санкции»

Первой заговорила эксперт рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика» Евгения Уваркина. Многодетная мама и предприниматель, она начинала с малого хозяйства, теперь занимается производством молока, мяса и сахара. Уваркина выступала не только от своего имени, но и «от всей отрасли и всех людей на земле». Она уверяла президента, что рада российским контрсанкциям, оценивает их как шанс для сельского хозяйства. Но с приоритетами по импортозамещению надо бы разобраться. Птицеводство, например, сильно зависит от импорта генетики и семян. Следовательно, особое внимание нужно уделить отечественной селекции.

«Как говорят в народе: "Не важно, чей бычок, важно, что теленочек наш". Нам не очень важно, каким образом это будет сделано. Нам нужно, чтобы результат был», — снова повторил Путин.

«Мы с вами взрослые люди, понимаем, что происходит, — продолжил президент. — Мы воспользовались некорректным поведением наших партнеров, которые подставились, введя против нас санкции. Это дало нам моральное и, я считаю, юридическое право ввести ответные меры именно в той отрасли, которая демонстрировала за последние годы хорошие темпы роста». Но дальнейшая инициатива должна исходить от самих предпринимателей: «Мы попали в форс-мажорные обстоятельства. Давайте воспользуемся этой ситуацией!»

«Вытащить людей из трущоб»

Глава центра «Народная экспертиза» Николай Николаев обратил внимание президента на то, что граждане уже получают счета по квартплате, где заложен тариф на капитальный ремонт. При этом он отметил, что люди плохо информированы и не понимают, за что им придется платить в будущем. Деньги оседают на счетах нового финансового института — операторов. «Пока эти организации никем не контролируются, а через два года на их счетах будут аккумулироваться миллиарды рублей», — пояснил Николаев. Он предложил ввести специальный порядок финансового контроля и создать единую процедуру закупок для таких организаций.

«Народный эксперт» добавил, что программа по расселению аварийного жилья реализуется с отставанием, а люди живут в разрушающихся домах, пока ведутся судебные тяжбы с чиновниками и застройщиками. Да еще и «новое аварийное жилье» появилось. Определение этому термину дал сам президент: «Когда люди переезжают из аварийного жилья в новое, а оно еще хуже — это не недоработки. Это жульничество!»

Путин напомнил: на переселение из ветхого жилья в ближайшие несколько лет выделяется 318 миллиардов рублей. Больше не получится, но от каждого вложенного рубля должна быть отдача. «Страна наша вполне способна решить эту задачу — вытащить людей из трущоб», — уверил президент.

«Живем как на вулкане»

Член Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Роман Титков призвал прислушиваться к бизнесу при принятии законов. «Депутаты вносят поправки в законы, не обсуждая их с бизнесом. Мы о них узнаем из прессы. Живем как на вулкане!» На его взгляд, нужен особый регламент выполнения госзаказа в оборонном секторе.

«Зачастую доходит до скандала, — живо откликнулся на эту проблему Путин. — Когда я приезжал с достигнутыми решениями на конкретные предприятия, выяснялось, что заказчик и исполнитель вовсе не договорились. Спрашиваю их: "Зачем я прикатил за тысячи километров?" И приходилось принимать личное участие в окончательных договоренностях».

Следующий вопрос из зала прозвучал почти с отчаянием: как работать с таким курсом рубля? Но Владимир Путин решение Центробанка одобрил. Он назвал переход к плавающему курсу единственно верным. «Чем больше Центробанк предпринимает попыток искусственно его удерживать или регулировать курс, тем больше спекулянтов наживается на наших золотовалютных резервах», — заметил президент.

Но не только это выбивает российских предпринимателей из колеи. «Бизнес в шоке от налога на кадастровое имущество. Испытывая такие пертурбации налогового законодательства, бизнес просто не может планировать на годы вперед», — обратился к президенту сопредседатель калужского регионального отделения ОНФ Денис Шаулин. Он предложил ввести трехлетний мораторий на любые изменения правил игры для предпринимателей.

Тему продолжил скорее не вопрос, а жалоба Дениса Рыжего («Фамилия не соответствует», — заметил Путин, когда микрофон перешел к смуглому брюнету).

«Фронтовик» из Челябинской области обратил внимание президента на поведение коллекторов, порой буквально выбивающих из людей долги: звонки с угрозами, ночные визиты, был даже случай доведения до суицида. Правоохранительные органы не защищают должников от коллекторов.

«А ведь каждый гражданин в сложной ситуации должен знать: это не тупик!» — доказывал Рыжий. Хотя доказывать и не стоило. Президент с ним был согласен. Но обратил внимание: за пять последних лет закредитованность граждан выросла в четыре раза.

«Америка не унизить нас хочет, а подчинить»

Активист Фронта Андрей Асмолов рассказал президенту об объемах финансирования строительства зданий Пенсионного фонда в разных регионах страны. Например, в Звенигороде расходы на возведение одного такого «дворца» достигли 2,7 миллиарда рублей, а на перинатальный центр в Краснодарском крае потратили на 200 миллионов меньше. При этом здание Пенсионного фонда — «коробка с окнами», а перинатальный центр оснащен новейшей медтехникой.

«Александр Николаевич — молодец какой (Ткачев, губернатор Краснодарского края)! — улыбнулся Путин. — Мы все ругаем, ругаем его, надо и похвалить будет». Пенсионный фонд Владимир Путин тоже ругать не стал — по основному виду деятельности работает эффективно. Но проверку по зданиям провести поручил.

И тут курс с рубля перешел на международную обстановку. «Жесткая схватка за рамками спортивных правил», — так охарактеризовал недавние события на саммите G20 в Брисбене один из активистов Фронта.

«Не знаю, как освещалось в прессе. На практике ничего подобного не было, — охладил его пыл Владимир Путин. — Более того, я даже удивился той теплоте, с которой принимали нашу делегацию рядовые люди на улице. Люди были очень доброжелательны». Про свое отсутствие на совместном завтраке он уже говорил с легким юмором: «Лучше пораньше отбыть восвояси, дома дел достаточно».

Под финал разговора, как это часто бывает, к президенту обратились деятели культуры. На этот раз в лице режиссера Юрия Кары. Он попросил российского президента ограничить прокат американских фильмов. Но запретительные инициативы поддержки не получили. Путин ясно дал понять: снимайте хорошее кино, тогда и конкуренция не страшна. А отечественные сериалы и вовсе назвал «не очень хорошими». В качестве примера мастерства он привел фильм Станислава Говорухина (который сидел как раз рядом с президентом и модерировал дискуссию) «Место встречи изменить нельзя». Но закрыл встречу Владимир Путин все-таки геополитикой: «Америка не унизить нас хочет, а подчинить. Никогда ни у кого в истории этого не получалось, и ни у кого не получится».

< Назад в рубрику