Культура
20:26, 19 ноября 2014

«Не надо жмотиться!» Создатели русских сериалов отвечают на критику Путина

Игорь Игрицкий
Записали Айгуль Хабибуллина
Кадр из сериала «Физрук»

Президент России Владимир Путин, выступая на форуме Общероссийского народного фронта, оценил качество российских сериалов, назвав их «не очень хорошими». Глава государства отметил засилье детективных сюжетов и посетовал, что отечественные телешоу не намного лучше латиноамериканских по качеству. Путин посоветовал создателям уделять больше внимания историческим и культурным проектам. «Лента.ру» попросила создателей популярнейших телефильмов прокомментировать слова президента и поделиться своими соображениями по поводу современных русских сериалов.

Александр Митта
Фото: Василий Шапошников / «Коммерсантъ»

Режиссер Александр Митта («Граница. Таежный роман»):

Во-первых, приятно, что президент смотрит отечественные сериалы, это уже хорошо. Я помню, как когда-то он посмотрел сериал «Граница». Ему понравилось, и после этого всей нашей съемочной группе дали государственную премию! Так что может будут награждать какие-то сериалы.

А во-вторых, я думаю, что качество сериалов заметно растет. Вот, например, последний сериал «Улыбка пересмешника» на Первом канале. Стыдно сказать, но три последних вечера… Жена моя раньше смотрела, а потом сказала — пойди, посмотри, не оторвешься. Вот и я посмотрел. Ну это же здорово! Отчасти потому, что придумала этот сериал Наталья Чепик, которую я всю жизнь знал как очень талантливого драматурга, но как-то так она была незаметна, понимаете? А тут видно, что это история, которую делают талантливые люди. Прекрасная задумка, отличные актеры. Режиссер там тоже хороший, Алексей Рудаков, поэтому и на старте, и на финише качество не страдает. Когда есть сквозное действие, хорошо придумана история, грамотная режиссура и играют классные актеры (которые несправедливо, надо заметить, забирают весь успех себе) — значит, дело растет.

Что касается замечания нашего президента, мол, надо больше снимать про историю и культуру, а не одни детективы... Я вам скажу, где культурные сериалы — там, где деньги! Детектив — он же на самом примитивном уровне мобилизует зрительское внимание. Создаешь загадку, и человек сидит, как и что ты ему ни показывай, и смотрит. Это же заложено в природе человека — хочется получить ответ, кто преступник. Детектив может быть и дорогим, но изначально его снимать наименее затратно. Поэтому, естественно, продюсеры стараются, чтобы доля детективов была побольше. А когда вы снимаете культурный проект — надо создать атмосферу, среду, приходится ориентироваться на людей с более высоким культурным уровнем и так далее. Это бюджеты, это затраты, да к тому же рейтинг не может быть высоким. Понятно, что тут сложная ситуация. Но я согласен с Путиным, делать такие сериалы необходимо. Мне, кстати, очень нравится, что этот вопрос (про сериалы) был ему задан. Значит, можно получить новый профит. Продюсеры смогут попросить у каналов деньги: вот, смотрите, уже президент интересуется, так что вам не надо особенно жмотиться!

Владилен Арсеньев
Фото: Галина Кмит / РИА Новости

Продюсер Владилен Арсеньев («Баязет», «Красная площадь», «Неотложка»):

Русские сериалы я бы оценил ниже среднего. Идут сплошные сюжетные повторы, особенно в женской тематике. Можно сказать, женская тема зашла в тупик. Посадил дед бабку в тюрьму, она посадила внучку, а внучка посадила Жучку. Потом внучка вышла из колонии, встретила мышонка, вышла замуж, вот и хеппи-энд. Одно и то же. Продюсеры канала «Россия 1», к примеру, считают, что их основная аудитория — женщины старше 55 лет. Им такую жвачку можно давать годами.

Другой сюжет — в тысячный раз девушка приезжает из провинции, вся такая светлая и воздушная, и каким-то образом попадает в страшный переплет. Но ей хватает и мужества, и женственности выйти из него и встретить Хорошего Человека. Как-то это все далеко от жизни...

Люди не очень озабочены тем, чтобы качество поднимать, что-то новое искать, находить молодых. Все успокоились, уселись на своих местах, им проще решать задачи через своих людей, наверное... Требовательность на нуле, нет соревнования тем. Такая страна огромная, полно сценаристов и идей полно. Вот сейчас вы увидите, как будет «Екатерина Великая» идти. Вот выставит канал «Россия 1» «Екатерину» с Машей Александровой, а Первый выставит другую, в котором уже успела Юля Снигирь раздеться и показать, какая она хорошенькая в трусах и лифчике. Как бы соревнуясь, как бы говоря — только наш канал смотрите. Вот таким образом у нас сегодня делаются сериалы: абсолютно безответственно.

Телеканалы все разобрали по жанрам. Например, НТВ — это менты, менты, менты. И люди не соскакивают с иглы. А у нас рейтинг хороший, мы будем показывать ментов, которые воруют, нарушают законы, убивают — но обаятельные. Подлейший из подлейших милиционеров становится популярной фигурой... Поэтому и возникают вопросы, даже у президента.

Елена Захарова
Кадр: сериал «Серафима прекрасная»

Актриса Елена Захарова («Кадетство», «Кремлевские курсанты», «Серафима прекрасная», «Ледников»):

Меня совершенно потряс сериал «Распутин», снятый на высочайшем уровне! Это настоящее кино, многосерийный художественный фильм. И «Оттепель» невероятно талантливо сделана. Сейчас у наших сериалов очень высокий уровень. Когда у меня есть время (это, конечно, редко бывает) и я оказываюсь у телевизора — с удовольствием смотрю телешоу. Я не знаю, почему говорят, якобы сериалы у нас плохие. Мне интересно. Уверена, что и телезрители смотрят с удовольствием. Я слышала столько положительных откликов!

Правда, мне кажется, что не хватает, к примеру, качественных комедийных проектов — это мое личное мнение. Я имею в виду не ситкомы эти бесконечные, где куча серий, а именно каких-то коротких юмористических историй. Понятно, что комедия — это очень сложный жанр. Да и американцы, если говорить откровенно, не особенно тут преуспели… Я очень редко смотрю голливудские комедии, хотя есть, безусловно, какая-то классика. Но общий уровень — весь юмор ниже пояса. Американские шутки мне не близки. Зато есть наш прекрасный сериал — «Кухня». Я его тоже случайно увидела и подумала — очень профессиональное кино, снято мастерски. И красиво, и материал хороший. В общем, мне кажется, что у нас в отношении сериалов телевидение бурно развивается, очень достойно.

А если говорить про детективы... У нас вообще милиционер — герой! Это герой нашего времени. Меня, честно говоря, это всегда удивляло. В жизни, по-моему, все иначе. Да, тут президент прав, слишком часто снимают про милицию, полицию, про сыщиков, про следователей и т.д. Это самый популярный жанр на сегодня. Я не знаю, кто-то, видимо, заказывает. С другой стороны, ясно, что детектив — самый увлекательный жанр. Хотя я считаю, что у нас милицейских сериалов переизбыток.

Михаил Пореченков на съемках сериала «Доктор Тырса»
Фото: Юрий Мартьянов / «Коммерсантъ»

Актер Михаил Пореченков («Агент национальной безопасности», «Ликвидация», «Дело гастронома №1», «Куприн»):

Невозможно сказать, каким жанрам зрители отдают предпочтение. Люди смотрят разные сериалы — все любят хорошее кино. Главное, чтобы сериал был качественно сделан. Я не очень пристально слежу за тем, что показывают по телевидению, особенно за сериалами. Мне кажется, что каждый канал отвечает за свое направление. Вот СТС, как я понимаю, отдает предпочтение комедиям, они частенько угадывают зрительские предпочтения, это же легкий жанр. А по Первому сейчас «Чудотворец» идет. Замечательный фильм, по-моему. Каждый сериал находит своего зрителя. Нельзя сказать, что какой-то сериал имеет высокий приоритет у публики, а другой совсем никакого.

Я не так много зарубежных телешоу смотрел, но то, что я видел... Знаете, очень заметна разница в финансировании у них и у нас. А по наполнению какому-то внутреннему... да, там снимают сериалы на высоком уровне. Но у нас же своя история кинематографа! И у нас есть, что рассказать людям, своему зрителю, не обязательно смотреть только западные фильмы. Существуют общечеловеческие ценности, которые можно поведать. В этом смысле наши сериалы не хуже. А по величине бюджета, конечно, мы заметно отстаем.

Из наших я бы назвал такие сериалы (качественные), как «Оттепель», тот же «Чудотворец»... И, по-моему, прекрасный комедийный сериал «Интерны». Я боюсь кого-то обидеть, потому что люди вкладывали в работу душу, сердце. Много замечательных сериалов выходит — все не так плохо, как может показаться.

Татьяна Давтян
Фото: pd.djeo.ru

Продюсер Татьяна Давтян («Папины дочки»):

Мне кажется, качество российских сериалов растет. В целом. Однако не стоит сравнивать ситкомы и многосерийные художественные фильмы, правда? Что имел в виду Путин? На телевидении стало больше юмора и чуть меньше ментов. Хотя, конечно, последние никуда не делись. Я лично отметила такую тенденцию: в последний год у нас был всплеск сериалов военно-исторического, патриотического содержания. Много биографических проектов, вроде недавнего «Григория Р.». Понятно, что если сравнить с американскими проектами, типа «Оранжевый — новый черный» или «Настоящий детектив», окажется, что такого уровня мы пока еще не достигли. Но активно стремимся к этому.

У нас есть хорошие юмористические сериалы. Я вот, например, считаю, что лучшим проектом последнего десятилетия были и остаются «Реальные пацаны». Подобного у нас не было, все новое: и оригинальная идея, и способ съемки, и соответствующие высокие рейтинги.

Что касается киносериалов, были достойные, исторические. Я, честно говоря, считаю, что лучше «Ликвидации» пока у нас никто ничего не снял. Но, в принципе, мы идем в этом направлении. Допустим, был сериал «Жизнь и судьба» — тоже прекрасный, но, к сожалению, цифру давал очень маленькую, потому что шел параллельно с «Глухарем». Зритель уходил в сторону последнего.

Из основных проблем — денег не хватает. Но самое главное — отсутствие хороших сценариев. Авторов очень мало, и к ним на годы очередь стоит. А по плохому сценарию хорошее кино не снимешь. Не знаю, куда хорошие сценаристы деваются? Людей, способных писать качественный материал очень-очень мало. Понятно, что западные сериалы стоят на порядок больше наших, хотя, с другой стороны, у нас и рабочая сила дешевле. А вообще надо сказать, что каждый канал имеет свою целевую аудиторию: что канал возьмет, то люди и снимают.

< Назад в рубрику