Крутое пике «ЮТэйр»

«Дочка» компании близка к дефолту

«Дочка» авиакомпании «ЮТэйр», «ЮТэйр-Финанс», допустила технический дефолт по двум облигационным займам (БО-09 и БО-10) на общую сумму 2,7 миллиарда рублей. Компания намерена реструктурировать проблемную задолженность своей «дочки». В качестве консультанта по реструктуризации привлечен «Райффайзенбанк». Банк также займется долгами всей группы, достигающими на данный момент 74,1 миллиарда рублей.

«ЮТэйр» входит в тройку лидеров российского рынка авиаперевозок. Компания перевезла 10,4 миллиона пассажиров и 171,5 тысяч тонн грузов. Ее банкротство нанесло бы сильный удар по всему рынку. Тем не менее есть надежда, что этого не допустят акционеры авиакомпании или государство.

Тревожный звонок

Оба облигационных выпуска «ЮТэйр-Финанс», как говорится в материалах на официальном сайте компании, были совершены по открытой подписке в ноябре 2012 года. Долговые бумаги выпускались в объеме 1,5 миллиарда рублей по каждому выпуску, сроком на три года. Купонная ставка составляла 13 процентов годовых. По каждому выпуску предстояла оферта со сроком исполнения 20 ноября текущего года. Поручителем по облигациям выступает материнская компания — «ЮТэйр».

По облигационному займу БО-10 инвесторы предъявили к выкупу облигации на общую сумму 1,448 миллиарда рублей, по выпуску БО-09 — на сумму 1,228 миллиарда рублей.

Неисполнение обязательств авиакомпания объясняет отсутствием «денежных средств в необходимом объеме по причине нарушения срока возврата займов», ранее выданных «дочке» в «ЮТэйр» за счет средств от размещения облигаций.

По словам генерального директора авиакомпании «ЮТэйр» Андрея Мартиросова, неисполнение обязательства по оферте «ЮТэйр-Финанс» — некритично. «”ЮТэйр” не первая компания, столкнувшаяся с подобными сложностями, а данная ситуация является временной и не окажет влияния на операционную деятельность компании в случае достижения своевременных и конструктивных договоренностей с кредиторами», — заявил Андрей Мартиросов.

По мнению представителя юридической компании «Некторов, Савельев и партнеры» Надежды Мининой, биржевые облигации «ЮТэйр-Финанс» обеспечены поручительством авиакомпания «ЮТэйр», однако поручитель обязался отвечать солидарно с эмитентом только по обязательствам по выплате номинальной стоимости облигаций при погашении, в том числе по требованию владельцев облигаций. «Поскольку технический дефолт вызван неисполнением обязательств эмитентом "ЮТэйр-Финанс", а поручитель не обязался отвечать за исполнение эмитентом указанных обязательств, владельцы облигаций вправе предъявлять требования только к эмитенту», — считает Минина. По словам юриста, требования к эмитенту могут быть предъявлены посредством претензии в письменной форме, а в случае отказа в удовлетворении возможно обращение в суд.

Как говорит заместитель директора по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Александр Гущин, «теперь у компании есть две недели на исполнение обязательств, в противном случае технический дефолт перейдет в полноценный дефолт».

Лукавые цифры

Авиакомпания заявила также о том, что помимо долгов дочерней компании «Райффазенбанк» займется реструктуризацией долговых обязательств всей группы. А с ними ситуация непростая.

В соответствии с квартальным отчетом «ЮТэйр» за девять месяцев текущего года размер долгосрочных обязательств компании (срок погашения свыше 12 месяцев) составляет 27,6 миллиарда рублей, объем краткосрочных займов — 46,5 миллиарда рублей. По сравнению с 31 декабря 2013 года первые увеличились более чем в два раза (с 12,4 миллиарда рублей), вторые же даже немного понизились — с 46,7 миллиарда.

Как известно, долговые обязательства погашаются за счет операционной деятельности предприятий. Здесь же картина следующая: выручка «ЮТэйр» за девять месяцев 2014 года — 54,9 миллиарда рублей, себестоимость при этом — 52,9 миллиарда. И если бы не прочие доходы, полученные компанией за отчетный период в размере 28,3 миллиарда, отчетность «ЮТэйр», скорее всего, была бы убыточной. В эту пользу свидетельствует строка «прочие расходы», в которой за январь-сентябрь значится 24,9 миллиарда.

Финансировать задолженность компании в данный момент — серьезная проблема. Очевидно, понимая это, еще в конце июня текущего года руководство авиакомпании объявило о программе оптимизации издержек, которая должна сэкономить перевозчику 5 миллиардов рублей к концу года. В рамках экономии сокращению подлежат маршрутная сеть, сотрудники компании и воздушный флот.

А дедушка — поливал

Несмотря на проблемную финансовую отчетность, открытую для рынка (поскольку «ЮТэйр» — эмитент ценных бумаг, торгующихся на бирже), участники рынка сохраняют сдержанный оптимизм относительно сложившейся ситуации.

Объясняется это тем, что авиакомпания подконтрольна негосударственному пенсионному фонду (НПФ) «Сургутнефтегаз», который, в свою очередь, полностью принадлежит нефтяной компании «Сургутнефтегаз». Она же славится на рынке крайне аккуратным распределением своей прибыли. Так, по состоянию на 30 июня текущего года, на депозитах компании размещено денежных средств на сумму 503 миллиарда рублей. Краткосрочных долговых обязательств у компании при этом — на 177 миллиардов рублей, а долгосрочных — на 205 миллиардов.

Кроме того, как принято в России, всегда есть надежда на помощь государства.

По мнению старшего аналитика инвестиционной компании «Метрополь» Андрея Рожкова, ситуацию с техническим дефолтом «Ютэйр-Финанс» нужно рассматривать как один из тревожных звоночков, уже звучавших и ранее. Тем не менее, по его словам, ситуация вряд ли окажется столь плачевной, что речь пойдет о банкротстве. «Такой сильный акционер как НПФ "Сургутнефтегаз" (владеет 60,67 процента акций авиакомпании) способен поддержать "Ютэйр" в сложный период», — говорит аналитик. «Почему акционер не помог раньше? Думаю, что менеджмент "Ютэйр" не рассчитал глубину проблем и надеялся, что ему удастся сгенерировать денежный поток для выплат по облигациям», — говорит Рожков. Он также отмечает, что проблемы у авиакомпании могли возникнуть и из-за недостаточно продуманной бизнес-модели: «у нее есть и прибыльный бизнес — вертолетный, — однако самолетный бизнес убыточен».

Ведущий эксперт управляющей компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов обращает внимание на то, что около месяца назад компания «ЮТэйр» сообщила о намерении обратиться за помощью к государству, потому что из-за падения рубля ей не хватает средств на оплату лизинга самолетов за рубежом. «Какие-то меры обещали разработать и, я думаю, что найти деньги удастся», — считает эксперт. «Ключевая проблема в том, что компания получает доход в рублях, а многие выплаты приходится делать в иностранной валюте», — говорит Баранов. По его мнению, будет логично, если государство окажет компании поддержку.

По словам заместителя председателя правления «Локо-Банка» Андрея Люшина, у российских авиакомпаний закредитованность — общая проблема. Выживают все за счет рефинансирования, но сейчас, в условиях санкций и отсутствия фондирования для крупных банков на Западе, кредитные организации больше не дают отсрочек по возвращению кредитов. «Формально "Ютэйр" принадлежит НПФ "Сургутнефтегаз", а к нефтяной компании прямого отношения не имеет, поэтому рынок позитивно воспринимает тот факт, что Сургут пока не спасает "Ютэйр" накопленным "кэшем"», — говорит Люшин.

Однако есть и пессимисты. В частности, начальник аналитического отдела инвестиционной компании «Лайф Капитал» Валерий Пивень говорит о том, что «не следует ожидать, что компания легко и быстро погасит свой долг по облигациям, технический дефолт не столько сам по себе грозит какими-то серьезными проблемами, сколько отражает глубину финансовых проблем авиаперевозчика». «Вполне вероятно, что за этими дефолтами последуют другие, что может привести к банкротству», — считает Пивень.

Обсудить
16:26 2 декабря 2016

Разгрузка по-московски

Приведет ли парковочная политика Москвы к уменьшению количества машин на улицах
В Россию вернулся «Прогресс»
Кто виноват в падении «Прогресса» и почему это — приговор космической отрасли
Чужими молитвами
В Лос-Анджелесе наградили лучшие видеоигры и показали будущие бестселлеры
Четыре мужика в одной палатке
Какие прелести таит продолжение японской культовой ролевой игры Final Fantasy XV
«Великобритания не знает, относится ли она к Европе»
Даг Уоллас о русской и британской литературе и самосознании
INDIO, CA - OCTOBER 14:  (L-R) Musician Keith Richards, singer Mick Jagger and musician Charlie Watts of The Rolling Stones perform during Desert Trip at the Empire Polo Field on October 14, 2016 in Indio, California.  (Photo by Kevin Winter/Getty Images)Че-то приуныли
Как The Rolling Stones записали первый альбом за 11 лет — возможно, и последний
Девочки или виденья
Кино недели с Денисом Рузаевым: от «Союзников» до «Плохого Санты 2»
Ленинград в зазеркалье
Как питерские фотографы-любители определили эстетику конца XX века
BEVERLY HILLS, CA - OCTOBER 04:  Internet personality Casey Neistat accepts the First Person award onstage the 6th annual Streamy Awards hosted by King Bach and live streamed on YouTube at The Beverly Hilton Hotel on October 4, 2016 in Beverly Hills, California.  (Photo by Mike Windle/Getty Images for dick clark productions)Закрой канал, я ухожу
Почему интернет-звезды отказываются от миллионов и завязывают с YouTube
Владимир Познер«Я за сопротивление хамству, бескультурью и мракобесию»
Владимир Познер о духовных скрепах, байкере Хирурге и поиске национальной идеи
Дмитрий МедведевПо секретным каналам
Где раскрываются тайны российской политики
Прикормленные детки
Как политическую элиту США посчитали сектой педофилов
«Вы приехали»
Длительный тест Toyota Camry с «Яндекс.Навигатором»
Безумные трюки грузовиков Volvo
Самые необычные видеоролики с грузовиками Volvo
Выбираем лучший компактный седан
Длительный тест Octavia, Elantra, Corolla и Mazda3
Как полиция перехватывает машины
Полицейские лайфхаки или 8 инновационных способов остановить преступника
Конец близок
Уходящий 2016 год может стать последним для ипотеки
Лестница в ад
Неприглядная правда об интеллигентных обитателях центра Москвы
Да он упоротый просто
Самые странные дома мира в фотографиях из Instagram
Худо будет
Москвичи тратят миллионы на квартиры, в которых невозможно жить