Крутое пике «ЮТэйр»

«Дочка» компании близка к дефолту

«Дочка» авиакомпании «ЮТэйр», «ЮТэйр-Финанс», допустила технический дефолт по двум облигационным займам (БО-09 и БО-10) на общую сумму 2,7 миллиарда рублей. Компания намерена реструктурировать проблемную задолженность своей «дочки». В качестве консультанта по реструктуризации привлечен «Райффайзенбанк». Банк также займется долгами всей группы, достигающими на данный момент 74,1 миллиарда рублей.

«ЮТэйр» входит в тройку лидеров российского рынка авиаперевозок. Компания перевезла 10,4 миллиона пассажиров и 171,5 тысяч тонн грузов. Ее банкротство нанесло бы сильный удар по всему рынку. Тем не менее есть надежда, что этого не допустят акционеры авиакомпании или государство.

Тревожный звонок

Оба облигационных выпуска «ЮТэйр-Финанс», как говорится в материалах на официальном сайте компании, были совершены по открытой подписке в ноябре 2012 года. Долговые бумаги выпускались в объеме 1,5 миллиарда рублей по каждому выпуску, сроком на три года. Купонная ставка составляла 13 процентов годовых. По каждому выпуску предстояла оферта со сроком исполнения 20 ноября текущего года. Поручителем по облигациям выступает материнская компания — «ЮТэйр».

По облигационному займу БО-10 инвесторы предъявили к выкупу облигации на общую сумму 1,448 миллиарда рублей, по выпуску БО-09 — на сумму 1,228 миллиарда рублей.

Неисполнение обязательств авиакомпания объясняет отсутствием «денежных средств в необходимом объеме по причине нарушения срока возврата займов», ранее выданных «дочке» в «ЮТэйр» за счет средств от размещения облигаций.

По словам генерального директора авиакомпании «ЮТэйр» Андрея Мартиросова, неисполнение обязательства по оферте «ЮТэйр-Финанс» — некритично. «”ЮТэйр” не первая компания, столкнувшаяся с подобными сложностями, а данная ситуация является временной и не окажет влияния на операционную деятельность компании в случае достижения своевременных и конструктивных договоренностей с кредиторами», — заявил Андрей Мартиросов.

По мнению представителя юридической компании «Некторов, Савельев и партнеры» Надежды Мининой, биржевые облигации «ЮТэйр-Финанс» обеспечены поручительством авиакомпания «ЮТэйр», однако поручитель обязался отвечать солидарно с эмитентом только по обязательствам по выплате номинальной стоимости облигаций при погашении, в том числе по требованию владельцев облигаций. «Поскольку технический дефолт вызван неисполнением обязательств эмитентом "ЮТэйр-Финанс", а поручитель не обязался отвечать за исполнение эмитентом указанных обязательств, владельцы облигаций вправе предъявлять требования только к эмитенту», — считает Минина. По словам юриста, требования к эмитенту могут быть предъявлены посредством претензии в письменной форме, а в случае отказа в удовлетворении возможно обращение в суд.

Как говорит заместитель директора по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Александр Гущин, «теперь у компании есть две недели на исполнение обязательств, в противном случае технический дефолт перейдет в полноценный дефолт».

Лукавые цифры

Авиакомпания заявила также о том, что помимо долгов дочерней компании «Райффазенбанк» займется реструктуризацией долговых обязательств всей группы. А с ними ситуация непростая.

В соответствии с квартальным отчетом «ЮТэйр» за девять месяцев текущего года размер долгосрочных обязательств компании (срок погашения свыше 12 месяцев) составляет 27,6 миллиарда рублей, объем краткосрочных займов — 46,5 миллиарда рублей. По сравнению с 31 декабря 2013 года первые увеличились более чем в два раза (с 12,4 миллиарда рублей), вторые же даже немного понизились — с 46,7 миллиарда.

Как известно, долговые обязательства погашаются за счет операционной деятельности предприятий. Здесь же картина следующая: выручка «ЮТэйр» за девять месяцев 2014 года — 54,9 миллиарда рублей, себестоимость при этом — 52,9 миллиарда. И если бы не прочие доходы, полученные компанией за отчетный период в размере 28,3 миллиарда, отчетность «ЮТэйр», скорее всего, была бы убыточной. В эту пользу свидетельствует строка «прочие расходы», в которой за январь-сентябрь значится 24,9 миллиарда.

Финансировать задолженность компании в данный момент — серьезная проблема. Очевидно, понимая это, еще в конце июня текущего года руководство авиакомпании объявило о программе оптимизации издержек, которая должна сэкономить перевозчику 5 миллиардов рублей к концу года. В рамках экономии сокращению подлежат маршрутная сеть, сотрудники компании и воздушный флот.

А дедушка — поливал

Несмотря на проблемную финансовую отчетность, открытую для рынка (поскольку «ЮТэйр» — эмитент ценных бумаг, торгующихся на бирже), участники рынка сохраняют сдержанный оптимизм относительно сложившейся ситуации.

Объясняется это тем, что авиакомпания подконтрольна негосударственному пенсионному фонду (НПФ) «Сургутнефтегаз», который, в свою очередь, полностью принадлежит нефтяной компании «Сургутнефтегаз». Она же славится на рынке крайне аккуратным распределением своей прибыли. Так, по состоянию на 30 июня текущего года, на депозитах компании размещено денежных средств на сумму 503 миллиарда рублей. Краткосрочных долговых обязательств у компании при этом — на 177 миллиардов рублей, а долгосрочных — на 205 миллиардов.

Кроме того, как принято в России, всегда есть надежда на помощь государства.

По мнению старшего аналитика инвестиционной компании «Метрополь» Андрея Рожкова, ситуацию с техническим дефолтом «Ютэйр-Финанс» нужно рассматривать как один из тревожных звоночков, уже звучавших и ранее. Тем не менее, по его словам, ситуация вряд ли окажется столь плачевной, что речь пойдет о банкротстве. «Такой сильный акционер как НПФ "Сургутнефтегаз" (владеет 60,67 процента акций авиакомпании) способен поддержать "Ютэйр" в сложный период», — говорит аналитик. «Почему акционер не помог раньше? Думаю, что менеджмент "Ютэйр" не рассчитал глубину проблем и надеялся, что ему удастся сгенерировать денежный поток для выплат по облигациям», — говорит Рожков. Он также отмечает, что проблемы у авиакомпании могли возникнуть и из-за недостаточно продуманной бизнес-модели: «у нее есть и прибыльный бизнес — вертолетный, — однако самолетный бизнес убыточен».

Ведущий эксперт управляющей компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов обращает внимание на то, что около месяца назад компания «ЮТэйр» сообщила о намерении обратиться за помощью к государству, потому что из-за падения рубля ей не хватает средств на оплату лизинга самолетов за рубежом. «Какие-то меры обещали разработать и, я думаю, что найти деньги удастся», — считает эксперт. «Ключевая проблема в том, что компания получает доход в рублях, а многие выплаты приходится делать в иностранной валюте», — говорит Баранов. По его мнению, будет логично, если государство окажет компании поддержку.

По словам заместителя председателя правления «Локо-Банка» Андрея Люшина, у российских авиакомпаний закредитованность — общая проблема. Выживают все за счет рефинансирования, но сейчас, в условиях санкций и отсутствия фондирования для крупных банков на Западе, кредитные организации больше не дают отсрочек по возвращению кредитов. «Формально "Ютэйр" принадлежит НПФ "Сургутнефтегаз", а к нефтяной компании прямого отношения не имеет, поэтому рынок позитивно воспринимает тот факт, что Сургут пока не спасает "Ютэйр" накопленным "кэшем"», — говорит Люшин.

Однако есть и пессимисты. В частности, начальник аналитического отдела инвестиционной компании «Лайф Капитал» Валерий Пивень говорит о том, что «не следует ожидать, что компания легко и быстро погасит свой долг по облигациям, технический дефолт не столько сам по себе грозит какими-то серьезными проблемами, сколько отражает глубину финансовых проблем авиаперевозчика». «Вполне вероятно, что за этими дефолтами последуют другие, что может привести к банкротству», — считает Пивень.

Обсудить
«Религиозность нашего социума сильно переоценена»
Почему передача Исаакиевского собора РПЦ стала проблемой для церкви и общества
Олег МихеевБанкрот-фронт
Как политики задолжали миллионы и вынуждены жить на 10 тысяч рублей в месяц
«У молодых вообще нет собственной позиции»
Почему современные студенты инфантильны, аполитичны и боятся протестов
Казус Чудновец
Чем закончится дело жительницы Катайска, осужденной за репост. Репортаж
Желтую расу — в лагеря
Жизнь японцев, интернированных в США во время войны
Real estate magnate Donald Trump waves as he leaves a Greater Nashua Chamber of Commerce business expo at the Radisson Hotel in Nashua, New Hampshire, May 11, 2011. Trump suggested Wednesday it's not much fun flirting with the idea of running for president in the face of relentless attacks and ridicule. REUTERS/Don Himsel/Pool (UNITED STATES - Tags: POLITICS)Прощание с иллюзией
Почему Трамп не мог оправдать надежд на нормализацию отношений с Россией
Самый лучший президент
Американские историки составили список наиболее успешных руководителей страны
Виталий ЧуркинМаэстро дипломатии
Накануне своего дня рождения скончался постпред России при ООН Виталий Чуркин
Мило ДжукановичИнтриги Черной Горы
Зачем Подгорица обвиняет Москву в попытке переворота
Детские деньги
Как открыть частный детсад и сэкономить
Леонид Хазанов: Налоговая блокада
Или как облегчить экспорт металлургам
Большая перемена
Частные инвесторы заинтересовались школами и детсадами
Кислая ситуация
Почему российский рынок еще долго не избавится от дефицита молока
Без ствола
Российские власти сокращают число владельцев гражданского оружия
Поколение пять
Истребители XXI века вступают в права
Недостаток ресурсов при избытке амбиций
Что не так с индийской системой закупок оружия
Мне хардбольно
Как играют в самую травмоопасную военно-спортивную игру
Допрос обвиняемого - митрополита Петроградского Вениамина на судебном процессе по делу об изъятии церковных ценностей, проходившем в зале филармонииСидеть!
Как молодая советская власть карала своих граждан
После большевистской попытки захвата власти 3-4 июля 1917 года в Петрограде«События в столице застали Ильича врасплох»
Как Сталин, Ленин и Троцкий провели «жаркий» июль 1917 года
Ястреб сбит, ястреб сбит!
Пушка-ловушка, орлы и другие неожиданные способы уничтожить беспилотник
Стрелять, Карл!
Подстреленный Гитлер и отпуск в фашистской Италии: обзор Sniper Elite 4
Говоря «да»
Молодые и красивые обитатели Бруклина на снимках вундеркинда Гарольда Файнстайна
Pierre et Gilles, Sainte Marie MacKillop (Kylie Minogue), 1995, Collection privée (c) Pierre et GillesГолубо-розовое
Транссексуалы, проститутки и панки в латексе на снимках гей-пары Пьера и Жиля
twen, Nr. 6, 1969, Фотография: Гвидо Мангольд, графика: Вилли Флекхаус«Опаснее тысячи порножурналов»
Король книжного и журнального дизайна Вилли Флекхаус
Смерть вождя
Роли, по которым мы запомним Алексея Петренко
A view of the cathedral in Naumburg/Saale, Germany, 21 Janaury 2016. After the first application in summer 0215 failed, a second attempt is being made to register Naumburg Cathedral as a UNESCO world heritage site. Саксония с замками и вином
«Лента.ру» открывает неизвестные россиянам уголки Германии
Страна оленья
Почему Якутия — главное направление для путешествий в этом году
В отпуск с кошкой
Как правильно организовать путешествие с домашними животными
Руины господского дома в усадьбе Ольгово. Дмитровский район, Московская область
Призрак Пиковой дамы
Где в Подмосковье можно встретить привидение
Мимимиметр сломался
Азиатский бум на умилительных собак пришел в Instagram
Я не знаю, как она это делает
Личный опыт: быть фитнес-звездой Instagram и многодетной матерью одновременно
Натянуть уши на нос
Шесть необычных поводов для обращения к пластическому хирургу
Фильтр «зависть»
Звезда Instagram из Нью-Йорка показала изнанку интернет-славы
Ружье и палатка: уникальные автомобильные опции
Инструменты, ружье, пылесос и другие необычные вещи в комплекте с машиной
Ferrari для чемпиона
На аукционе продадут Ferrari Майка Тайсона
Летают, но низенько-низенько
11 машин, способные ехать по любой поверхности. Точнее, даже не ехать
20 роскошных авто. В камуфляже
Маскировка, которая нужна, чтобы стать заметным
Бог простит
В церкви нашли квартиру с красной мебелью и портретами в стиле поп-арт
Дворянское гнездо
Один из самых шикарных в мире домов нашли в диком лесу
«Пусть меня захоронят в отравленную, но родную землю»
Почему люди отказываются покидать чернобыльскую зону: реальные истории
Поставили баком
Англичане сделали идеальный дом из резервуара для воды