Крутое пике «ЮТэйр»

«Дочка» компании близка к дефолту

«Дочка» авиакомпании «ЮТэйр», «ЮТэйр-Финанс», допустила технический дефолт по двум облигационным займам (БО-09 и БО-10) на общую сумму 2,7 миллиарда рублей. Компания намерена реструктурировать проблемную задолженность своей «дочки». В качестве консультанта по реструктуризации привлечен «Райффайзенбанк». Банк также займется долгами всей группы, достигающими на данный момент 74,1 миллиарда рублей.

«ЮТэйр» входит в тройку лидеров российского рынка авиаперевозок. Компания перевезла 10,4 миллиона пассажиров и 171,5 тысяч тонн грузов. Ее банкротство нанесло бы сильный удар по всему рынку. Тем не менее есть надежда, что этого не допустят акционеры авиакомпании или государство.

Тревожный звонок

Оба облигационных выпуска «ЮТэйр-Финанс», как говорится в материалах на официальном сайте компании, были совершены по открытой подписке в ноябре 2012 года. Долговые бумаги выпускались в объеме 1,5 миллиарда рублей по каждому выпуску, сроком на три года. Купонная ставка составляла 13 процентов годовых. По каждому выпуску предстояла оферта со сроком исполнения 20 ноября текущего года. Поручителем по облигациям выступает материнская компания — «ЮТэйр».

По облигационному займу БО-10 инвесторы предъявили к выкупу облигации на общую сумму 1,448 миллиарда рублей, по выпуску БО-09 — на сумму 1,228 миллиарда рублей.

Неисполнение обязательств авиакомпания объясняет отсутствием «денежных средств в необходимом объеме по причине нарушения срока возврата займов», ранее выданных «дочке» в «ЮТэйр» за счет средств от размещения облигаций.

По словам генерального директора авиакомпании «ЮТэйр» Андрея Мартиросова, неисполнение обязательства по оферте «ЮТэйр-Финанс» — некритично. «”ЮТэйр” не первая компания, столкнувшаяся с подобными сложностями, а данная ситуация является временной и не окажет влияния на операционную деятельность компании в случае достижения своевременных и конструктивных договоренностей с кредиторами», — заявил Андрей Мартиросов.

По мнению представителя юридической компании «Некторов, Савельев и партнеры» Надежды Мининой, биржевые облигации «ЮТэйр-Финанс» обеспечены поручительством авиакомпания «ЮТэйр», однако поручитель обязался отвечать солидарно с эмитентом только по обязательствам по выплате номинальной стоимости облигаций при погашении, в том числе по требованию владельцев облигаций. «Поскольку технический дефолт вызван неисполнением обязательств эмитентом "ЮТэйр-Финанс", а поручитель не обязался отвечать за исполнение эмитентом указанных обязательств, владельцы облигаций вправе предъявлять требования только к эмитенту», — считает Минина. По словам юриста, требования к эмитенту могут быть предъявлены посредством претензии в письменной форме, а в случае отказа в удовлетворении возможно обращение в суд.

Как говорит заместитель директора по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Александр Гущин, «теперь у компании есть две недели на исполнение обязательств, в противном случае технический дефолт перейдет в полноценный дефолт».

Лукавые цифры

Авиакомпания заявила также о том, что помимо долгов дочерней компании «Райффазенбанк» займется реструктуризацией долговых обязательств всей группы. А с ними ситуация непростая.

В соответствии с квартальным отчетом «ЮТэйр» за девять месяцев текущего года размер долгосрочных обязательств компании (срок погашения свыше 12 месяцев) составляет 27,6 миллиарда рублей, объем краткосрочных займов — 46,5 миллиарда рублей. По сравнению с 31 декабря 2013 года первые увеличились более чем в два раза (с 12,4 миллиарда рублей), вторые же даже немного понизились — с 46,7 миллиарда.

Как известно, долговые обязательства погашаются за счет операционной деятельности предприятий. Здесь же картина следующая: выручка «ЮТэйр» за девять месяцев 2014 года — 54,9 миллиарда рублей, себестоимость при этом — 52,9 миллиарда. И если бы не прочие доходы, полученные компанией за отчетный период в размере 28,3 миллиарда, отчетность «ЮТэйр», скорее всего, была бы убыточной. В эту пользу свидетельствует строка «прочие расходы», в которой за январь-сентябрь значится 24,9 миллиарда.

Финансировать задолженность компании в данный момент — серьезная проблема. Очевидно, понимая это, еще в конце июня текущего года руководство авиакомпании объявило о программе оптимизации издержек, которая должна сэкономить перевозчику 5 миллиардов рублей к концу года. В рамках экономии сокращению подлежат маршрутная сеть, сотрудники компании и воздушный флот.

А дедушка — поливал

Несмотря на проблемную финансовую отчетность, открытую для рынка (поскольку «ЮТэйр» — эмитент ценных бумаг, торгующихся на бирже), участники рынка сохраняют сдержанный оптимизм относительно сложившейся ситуации.

Объясняется это тем, что авиакомпания подконтрольна негосударственному пенсионному фонду (НПФ) «Сургутнефтегаз», который, в свою очередь, полностью принадлежит нефтяной компании «Сургутнефтегаз». Она же славится на рынке крайне аккуратным распределением своей прибыли. Так, по состоянию на 30 июня текущего года, на депозитах компании размещено денежных средств на сумму 503 миллиарда рублей. Краткосрочных долговых обязательств у компании при этом — на 177 миллиардов рублей, а долгосрочных — на 205 миллиардов.

Кроме того, как принято в России, всегда есть надежда на помощь государства.

По мнению старшего аналитика инвестиционной компании «Метрополь» Андрея Рожкова, ситуацию с техническим дефолтом «Ютэйр-Финанс» нужно рассматривать как один из тревожных звоночков, уже звучавших и ранее. Тем не менее, по его словам, ситуация вряд ли окажется столь плачевной, что речь пойдет о банкротстве. «Такой сильный акционер как НПФ "Сургутнефтегаз" (владеет 60,67 процента акций авиакомпании) способен поддержать "Ютэйр" в сложный период», — говорит аналитик. «Почему акционер не помог раньше? Думаю, что менеджмент "Ютэйр" не рассчитал глубину проблем и надеялся, что ему удастся сгенерировать денежный поток для выплат по облигациям», — говорит Рожков. Он также отмечает, что проблемы у авиакомпании могли возникнуть и из-за недостаточно продуманной бизнес-модели: «у нее есть и прибыльный бизнес — вертолетный, — однако самолетный бизнес убыточен».

Ведущий эксперт управляющей компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов обращает внимание на то, что около месяца назад компания «ЮТэйр» сообщила о намерении обратиться за помощью к государству, потому что из-за падения рубля ей не хватает средств на оплату лизинга самолетов за рубежом. «Какие-то меры обещали разработать и, я думаю, что найти деньги удастся», — считает эксперт. «Ключевая проблема в том, что компания получает доход в рублях, а многие выплаты приходится делать в иностранной валюте», — говорит Баранов. По его мнению, будет логично, если государство окажет компании поддержку.

По словам заместителя председателя правления «Локо-Банка» Андрея Люшина, у российских авиакомпаний закредитованность — общая проблема. Выживают все за счет рефинансирования, но сейчас, в условиях санкций и отсутствия фондирования для крупных банков на Западе, кредитные организации больше не дают отсрочек по возвращению кредитов. «Формально "Ютэйр" принадлежит НПФ "Сургутнефтегаз", а к нефтяной компании прямого отношения не имеет, поэтому рынок позитивно воспринимает тот факт, что Сургут пока не спасает "Ютэйр" накопленным "кэшем"», — говорит Люшин.

Однако есть и пессимисты. В частности, начальник аналитического отдела инвестиционной компании «Лайф Капитал» Валерий Пивень говорит о том, что «не следует ожидать, что компания легко и быстро погасит свой долг по облигациям, технический дефолт не столько сам по себе грозит какими-то серьезными проблемами, сколько отражает глубину финансовых проблем авиаперевозчика». «Вполне вероятно, что за этими дефолтами последуют другие, что может привести к банкротству», — считает Пивень.

Обсудить
Арабы на выход: курды проголосовали за независимость
Референдум навсегда изменил Ближний Восток
Падший дьявол
Неуловимый наркобарон основал культ убийц и варил человеческие мозги в котле
Ангела Меркель Без свастик
Немецкие ультраправые впервые с 1945 года оказались у власти
«Увидел чеченца и понял — будут унижать»
Бежавший в Германию российский гей захотел дать эмиграции задний ход
Свобода для скотовода
В лучшем городе США изгнали политиков с полицейскими и погрязли в хаосе
Виталик БутеринСюрприз от Виталика
Кто убьет традиционную экономику
Пирамида изгоев
Кому выгодна смерть биткоина
День пенсионного единства
ПФР поднимает уровень знаний о пенсионной системе по всей России
Жить будем
Россияне обнищают, зато не умрут с голода
Посыпали пеплом
Необратимая катастрофа навсегда изменит жизнь на Земле
Порошок, уходи
Землю ждет вторжение инопланетян и уничтожение Солнца: обзор Destiny 2
Перед парадом вермахта и Красной армии в Бресте«Появилась бы "бандеровская Украина" под контролем Германии»
Зачем Сталин подружился с Гитлером и устроил парад Красной армии с вермахтом
Машины, которые вы никогда не увидите
7 ну очень редких машин, встретить которые в пробке практически невозможно
Тест: узнай машину без «одежды»
Попробуйте опознать автомобили, у которых нет кузовных панелей
Классическая история
Душевные ролики про самые красивые спорткары XX века
«Мерседес», выдыхай!
Как сделать седан S-класса намного шире и не вызвать ни у кого подозрений