Из жизни
08:38, 22 ноября 2014

Мормоны из Солт-Лейк-Сити Другие города: Президент-пророк, софтбол по субботам и тайное многоженство в штате Юта

Солт-Лейк-Сити, США

Окружающий нас мир велик, и даже заядлые путешественники не успеют за свою жизнь побывать во всех городах, узнать местную жизнь и подружиться с соседями. Мы ограничены временем куда сильнее, чем деньгами. Но любопытство к миру заложено в человеке от рождения и является самой обаятельной нашей чертой как вида. Чтобы удовлетворить это любопытство, «Лента.ру» начинает серию материалов «Другие города», в которой читатели рассказывают о местах, где живут. Первый текст пришел от Татьяны Лоскутовой из Солт-Лейк-Сити, США.

Я живу в Солт-Лейк-Сити более 16 лет, мой второй муж был мормоном из мормонской семьи пионеров-мормонов (то есть тех, кто пришел в долину вместе с Брихамом Янгом), все члены семьи — активные мормоны, ходят в церковь каждое воскресенье, платят 10 процентов годового дохода, соблюдают все каноны и обычаи, завещанные Джосефом Смитом.

Меня, атеистку, никто и никогда не принуждал к мормонской вере, но я никогда и не выступаю с критикой. Верят они в эту утопическую белиберду, ну и пусть, меня это не волнует. Они мне напоминают наших коммунистов в советские времена: были нормальные люди, а были оголтелые большевики, от которых спасу не было нигде. Только мормоны чрезвычайно терпимы по отношению к другим религиям. Мормонизм — типичная американская церковь, вобравшая в себя все религии и философии, до которых пытливый ум Дж.Смита и его соратников по написанию мормонских книг смог добраться в первой половине XIX века. Такой американский религиозный «плавильный котел». По последним данным, в Юте проживают 52 процента мормонов, остальные 48 процентов приходятся на другие конфессии.

Как мне сказали, в России про мормонов знают в основном из рассказа Конан Дойля и подозревают, что мормонских девушек до сих пор насильно выдают замуж. Отнюдь. Они сами решают, за кого им выходить замуж. Некоторые хотят только мормонских мальчиков, некоторым все равно, к какой конфессии принадлежит их любимый, некоторые вообще не хотят замуж ни за кого. Церковь официально запретила многоженство в конце XIX века. Хотя тайные многоженцы еще иногда выявляются в Солт-Лейк-Сити и идут под суд. Молодежь не только пьет кофе и чай, но и курит марихуану, да и чего покрепче бывает. Статистика говорит, что у нас самый высокий уровень употребления антидепрессантов по стране — 62 процента: то есть туча народа просто круглосуточно неадекватна.

Основная масса мормонов — республиканцы, Юта на карте выборов всегда окрашена в красный республиканский цвет. Я знаю только одного мормона-демократа (он мормон по рождению). Не знаю, где они обсуждают политику, но точно не на работе. Наверное, в отведенных для такого рода обсуждений местах или в семьях. Посты в Facebook от друзей-демократов намного агрессивнее, чем посты республиканцев. Демократы, наверное, более несчастны, даже имея президента-демократа.

Одна из отличительных особенностей штата Юта — большие мормонские семьи. Нормально, если в семье четверо или больше детей. Церковь не запрещает, но и не одобряет аборты. Пользование противозачаточными средствами разрешается. Мормонские женщины рожают столько, сколько могут и хотят рожать. Местные семейные машины называются «мормон-сабёрбн» — это большие машины, полные детей и собак, с молодой беременной мамашей за рулем.

Я живу в самом что ни на есть мормонском районе, часто гуляю по округе и почти никогда не вижу детей, играющих на улице, все играют внутри дворов. Если встречаю кого-то с детьми на прогулочных дорожках, то это индийцы или китайцы (которых вокруг раз-два и обчелся). Мормонские животные тоже гуляют исключительно по задним дворам. Потому что, как мне объяснили, «они понимают, что гулять вдоль дороги опасно для жизни». Это смешно, потому что в старом центре, где живут разные люди, кошки гуляют по улицам!

Мормонские церкви понастроены через каждые несколько жилых блоков, семьи приписаны каждая к своему приходу. По воскресеньям семья вместе с детьми посещает церковь. Приходские церкви располагают огромной парковкой, потому что все приезжают на машинах. Я была в церкви несколько раз, из них один раз все утро на так называемой службе и пару раз на похоронах, это было очень давно. В 8 утра люди приезжают с детьми и проходят в «актовый зал», где рядами стоят стулья перед нормальной сценой, на задней стене которой находится орган, а на сцене стоит рояль или пианино. На спинках стульев в кармашках лежит книга псалмов, все рассаживаются, назначенный из паствы священник (на определенный срок их назначают или выбирают, им ничего не платят за эту работу) приветствует всех и называет страницу псалма, все хором читают и потом садятся. Далее повестка дня может быть такой: 1) отчет миссионера, вернувшегося домой; 2) доклад о чрезвычайном происшествии в приходе; 3) все что угодно, вплоть до маленького концерта силами одной семьи. После этого людей разводят по разным большим комнатам: женщин — в Женское общество, мужчин, соответственно, в Мужское. Девочек и мальчиков — также в разные комнаты.

В Женском обществе (Women’s Society), когда я его посетила зимой в 1998 году, обсуждались какие-то курсы вязания, рецепты салатов и всякая другая ерунда. Раздали всем распечатанные рецепты салатов. Далее обсудили, как можно помочь в расчистке снега одиноким старикам, живущим в приходе. После этого назначили, кто будет докладывать и по какой теме в следующее воскресенье, и разошлись по классам по интересам, где уже были и дети, и мужчины. Классы по интересам были разные: кулинария, музыка, литература и так далее. Как видите, никаких проповедей и молений после чтения псалма в начале службы не было.

Детей учат писать доклады и говорить, и все мормонские дети умеют это делать замечательно. Они вырастают хорошими ораторами.

Вся церковная работа абсолютно бесплатная, никто за нее денег не получает. Церковь через государственные органы здесь регулирует количество ликеро-водочных магазинов. Например, в нашем городке, где официально проживают 43 тысячи человек, есть всего один ликеро-водочный магазин, который находится на горе, где поблизости нет ни школ, ни церквей.

В гастрономах продают только пиво с минимальным содержанием алкоголя; по воскресеньям и государственным праздникам ликеро-водочный магазин закрыт, в другие дни работает с 11 утра до 10 вечера. Хотя в соседних штатах — Аризоне, Айдахо, Неваде, Вайоминге — можно купить напитки крепостью до 40 градусов круглосуточно в гастрономах. Но в Арканзасе вообще сухой закон, так что наш черт еще не так страшен.

Мормоны креста не носят и не крестятся, на остроконечных шпилях церквей тоже нет креста, потому что они верят в воскресшего, живого Иисуса Христа. Икон у них тоже нет, в церквях — портреты и статуи Джосефа Смита, Брихама Янга и других «апостолов». В домах можно увидеть изображения Христа с надписями «Приди ко мне» или «Я приду к тебе», что меня первое время очень веселило. У свекрови моей на холодильнике было одно, а напротив, на стене, — другое, так я все время спрашивала, что же делать? Ждать, когда Христос придет сам или идти к нему?

Ограничения в повседневной жизни такие: нельзя пить кофе, чай (но всякие пепси и коки они пьют литрами), курить, употреблять спиртное, вино, пиво, наркотики (последнее можно по рецептам от врачей), не сквернословить, не смотреть порно, не иметь секса до свадьбы (как девочкам, так и мальчикам, но это касается и вдовствующих или разведенных взрослых).

Президент церкви автоматически имеет звание пророк. Это действующий пророк на время его правления. Паства ему безоговорочно верит. Например, если он скажет, что надо всем мормонам в Солт-Лейк-Сити взять детей, животных, упаковать домашний скарб и двигаться колонной в горы, чтобы спастись от землетрясения или какой другой напасти, то все упакуются в одночасье и двинутся. Я спрашивала многих вокруг себя и даже своего мужа, который не ходит в церковь уже много лет, и все ответили, что если президент-пророк скажет идти в горы, то они пойдут. Почему? Потому что им скажут, вот почему. Это же самое «потому что нам сказали» относится и к генеалогическим архивам в каждой семье, и к тому, что они все ведут дневники, не важно, на бумаге или в Facebook, запечатлевая важные события в жизни каждого члена этой семьи. Потому что им сказали это делать. Because we were told. And do not question it. Все помешаны на генеалогии, без конца собирают альбомы с фотографиями и документами, это копируется и раздается взрослым членам семьи для памяти. Это очень хорошо, потому что я так и не смогла найти имена родственников дальше прадедушки и прабабушки. Мормоны же знают всех родственников до 10-го колена, а может, и раньше!

Понедельник считается «семейным днем», вечером все должны быть в доме, один из родителей или старший из детей читают семье Библию.

Детей учат музыке, они замечательно поют, постоянно участвуют в конкурсах. Скаутские программы действуют через церковь, и инструкторы работают с детьми бесплатно в свободное от работы время. Летом детей обучают с малолетнего возраста играть в софтбол, очень много игровых парков с софтбольными полями, школы также окружены огромными зелеными полями для игр и парковками. Здесь детей любят и очень заботятся о них.

После окончания школы некоторые (не все) родители посылают своих детей миссионерствовать в другие штаты или другие страны. Если дети едут в другие страны, то они проходят интенсивный ускоренный курс обучения языку этой страны при Университете Брихама Янга. Миссия длится два года, родители оплачивают львиную долю расходов, если не все 100 процентов. Благодаря этому в штате много людей, которые знают иностранные языки и географию, по крайней мере страны, где они миссионерствовали.

Мормонские женщины вяжут, шьют одеяла, собираются у кого-нибудь в доме на презентации косметики, сумок, поделок. В общем, богатая «женская» жизнь. Конечно, в нашем штате празднуют все федеральные национальные праздники, но самый большой парад в Юте 24 июля, на День пионеров. Это день, когда первые отряды мормонской колонны с женщинами и детьми, изможденной многомесячным переходом с востока страны, потеряв по дороге множество умерших от болезней, вышли из каньона Иммигрейшн в долину Солт-Лейк. И Брихам Янг, увидев долину и Большое Соленое озеро на северо-западе, сказал: «Здесь мы построим Новый Сион». Фейерверки начинаются за несколько дней до 24 июля и не стихают три дня после. В этом месяце в парках идут бесплатные концерты и фильмы.

Поскольку мормоны не пьют спиртного, может показаться, что их вечеринки и празднования проходят скучно. Это не совсем так. Семьи у них большие, когда собираются все вместе, то с детьми и внуками бывает более 30 человек (одна только семья, без двоюродных), и у них много общих интересов. Летом, конечно, готовят мясо на гриле во дворе, салаты и десерты гости приносят с собой. Заранее договариваются, кто и что привезет. Как развлекаются? Ходят на спортивные представления: футбол, баскетбол, бейсбол. Сами очень много играют в эти игры, есть летние команды (за пользование площадкой надо платить) бейсбольные, можно подписаться только на один сезон и играть раз в неделю. В каньонах у нас речки с форелью, можно выезжать на рыбалку или просто с мясом на пикники туда, где есть столики со скамейками и костровыми местами и можно разжигать огонь. В горах у многих есть летние домики с кусочками земли вокруг и ручьем, там проводятся воскресные дни. В таких домах есть свет, горячая и холодная вода, ванные и туалеты. В них можно жить постоянно, только зимой в горах выпадает много снега и, если дорогу не чистят, оттуда не выбраться.

После Олимпийских игр в Парк-Сити (горнолыжный курорт) осталось много всяких спортивных гитик, которые теперь используют и летом для катания по бобслейной трассе, воздушным канатным дорогам и остальным развлекаловкам.

И, конечно же, Большое Соленое озеро и множество искусственных озер по всему штату. Туда все ездят кататься на катерах или скутерах, водных лыжах. У многих свои собственные моторные лодки, катера, так что на выходные из города по фривею в обе стороны тянется вереница грузовиков с прицепленными катерами. Некоторые даже путешествуют на озера в соседние штаты. Гольф, конечно, но он везде, так что про это писать не буду.

Зимой горные лыжи. У нас около десяти горнолыжных курортов на Васаче (часть Скалистых гор). Кроме лыж можно кататься на санках и досках. Для местных сезонные билеты продаются со скидкой.

Ну и, конечно, зимой и летом можно смотаться на три дня или в Вендовер (на границе с Невадой, около 2 часов езды на машине), или в Лас-Вегас (около 5,5 часов на машине) потаращиться на покер и другие штуки. Если ехать в Вендовер, вообще можно обернуться в один день. В Юте азартные игры запрещены, но всегда можно отправиться в соседний штат погрешить. Необязательно все ездят в Лас-Вегас именно в казино, там гастролируют много знаменитых групп и исполнителей, так что можно поехать на концерт и заодно спустить одноруким бандитам долларов 20. Так положено, потому что в Вегасе многое тебе дают бесплатно.

Что с оружием? Два раза в год проходят оружейные шоу, где торгуют оружием (от пистолетов до пулеметов, как у Шварцнеггера в фильме «Хищник»). Оружие есть в доме у всех, но никто этим не бравирует, это само собой разумеется. На всякий случай. Как говорила умница Голда Меир: «Израиль не располагает ядерным оружием, но, если будет нужно, мы его применим». Хочешь потренироваться пострелять — можно поехать на специально оборудованные для этого стрельбища, небесплатно, конечно. Говорят, у нас низкая безработица и низкая преступность. Уровень преступности зависит от места, где живешь. Восток и юго-восток — самые благополучные районы, запад — менее благополучный. Там другая демография, мексиканцы. Полицию в Солт-Лейк-Сити так просто на улицах и не увидишь. Они патрулируют, конечно, но как-то незаметно.

В прошлом году в нашем городке случилось происшествие: какие-то залетные наркоманы проезжали в 5 утра, остановились в неположенном месте, а тут ночной полицейский патруль. Он остановился и спросил, нужна ли им помощь, даже из машины не выходил. Его застрелили. Я проснулась в 7 утра от звука полицейского вертолета и воя сирен. Понагнали полиции отовсюду, все дороги заблокировали, выставили посты с автоматами и по телефону позвонили, сказали всем в радиусе трех миль от происшествия не выходить из дома, пока не сообщат, что подозреваемый пойман, и сообщать в полицию немедленно, если кто незнакомый появится около дома. Это случилось более года назад, и до сих пор полицейского помнят и всегда и везде про него говорят.

В старых приходах, как, например, Милл Крик, где население устаканилось в 50-х годах прошлого века, на перекрестках можно увидеть знак Warning! We are watching this area («Внимание! Мы наблюдаем за этой территорией»). Это значит, что если в этом районе появился чужак, который просто гуляет по улицам, то, будьте уверены, какая-нибудь местная тетка, увидевшая его из окна своего дома, уже сообщила об этом всем кому надо. Но и отсутствие знака не означает, что мормоны в других районах не докладывают о виденных незнакомых людях и машинах на улице.

Общественный транспорт вдали от центра очень слабо развит, так что население в основном ездит на своих автомобилях. На улицах нет пешеходов. Грабежи имеют место в магазинах на заправках и в магазинчиках, нападения — на парковках, но это совершают полные идиоты и наркоманы, потому что абсолютно все под наблюдением видеокамер. Вечером тут же по телевизору покажут. Если полиция уже их не нашла, то после показа часто сразу находит.

Вот вкратце про местную жизнь и нравы. Это, естественно, не все, но на этом хотелось бы остановиться, иначе трудно будет поставить точку.

Дорогие читатели! Если вы хотите принять участие в проекте «Другие города», присылайте свои рассказы на m.novikova@lenta-co.ru

< Назад в рубрику