В конце этой недели москвичи в очередной раз пожаловались на устойчивый запах гари, а уполномоченные органы привычно отрапортовали, что нигде ничего не горит. Стоит заметить, что воздух в Москве по сравнению со многими мегаполисами мира просто-таки кристально прозрачен и чист. Однако недовольство столичных жителей тоже можно понять — благодаря розе ветров неприятные запахи минуют их чуткие носы, вот почему реакция москвичей на каждый новый случай возникновения в городе непривычных ароматов такая острая. Воздушные массы в столице перемещаются преимущественно с северо-запада на юго-восток, поэтому ароматы того же Московского нефтеперерабатывающего завода, расположенного в Капотне, ощущают лишь малый процент москвичей и гостей столицы. Впрочем, не Москвой единой живет страна. «Лента.ру» рассказывает о наиболее «ароматных» городах России.
Пальму первенства стоит отдать Дзержинску Нижегородской области — европейские экологи регулярно включают его в десяток самых загрязненных населенных пунктов мира. Второй по величине город региона соседствует с «белым морем» — шламовым озером, образованным из отходов нефтепереработки, и огромным полигоном твердых бытовых отходов, которые регулярно сжигаются. Как ни странно, Дзержинск не был включен Росгидрометом в число городов России с наиболее проблемной экологией.
Распределить прочие места в рейтинге непросто — сложносоставные букеты их ароматов сильно отличаются друг от друга. Поэтому ограничимся перечислением как самих городов, так и основных ингредиентов их специфической атмосферы.
Город Стерлитамак в Республике Башкортостан благоухает ароматами производства каустической соды и каучука. Не стоит забывать о подземных хранилищах ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» — единственного в России производителя ракетного топлива (гептила). Хранилища созданы в советское время посредством подземных ядерных взрывов. Сейчас там содержатся крайне ядовитые химические отходы. Официально хранилища полностью герметичны, однако местные жители в этом сомневаются. Тем не менее, по результатам мониторинга Росгидромета, Стерлитамак в этом году был исключен из числа наиболее загрязненных городов России.
Целлюлозно-бумажное производство воздух тоже не озонирует. Сегежский ЦБК, расположенный в городе Сегежа Республики Карелия, выпускает не только бумагу, но и материалы для агропрома и дорожного строительства. Использующиеся в технологическом процессе химикаты дают ароматы настолько сильные, что чувствуются даже на мурманской трассе, в нескольких километрах от города. Местные жители шутят, что «пахнет мертвыми тушканчиками». Насколько это близко к правде, сказать сложно.
Металлургия привносит в городскую атмосферу свои особенные нотки. В полной мере ими могут «насладиться» жители Норильска (предприятия «НорНикеля»), Нижнего Тагила (Нижнетагильский металлургический комбинат), Магнитогорска (Магнитогорский металлургический комбинат) и Череповца (Череповецкий металлургический комбинат). Недостаточное озеленение и слабая циркуляция воздушных масс в этих городах не позволяют воздуху очищаться естественным образом. К специфике именно Норильска относится устойчивый запах двуокиси серы, вызывающий с непривычки кашель или даже отек горла.
Птицефабрика в поселке Томилино Московской области вплоть до закрытия в 2000 году обеспечивала местных жителей не только яйцами и мясом птицы, но и въедливым ароматом птичьего помета. Несмотря на ликвидацию предприятия, запах остался — дело в том, что органические отходы в течение нескольких десятков лет захоранивались на окрестных полях, которые, собственно, теперь и благоухают.
В Липецке запахи местного мясокомбината смешивались с аммиачными нотками азотно-тукового завода и сложным букетом Новолипецкого металлургического комбината. После закрытия аммиачного производства, ввиду опасности для жителей города и переоборудования на мясокомбинате, липчане лишились уникального букета ароматов. Оно, пожалуй, и к лучшему.
Заметим, бывают неприятны и «вкусные» запахи. Например, в Самаре тяжело находиться в районе шоколадной фабрики — от запаха какао и карамели начинает болеть голова. Справедливости ради добавим, что кондитерские (да и парфюмерные) ароматы менее летучи и от них страдает не весь город, а лишь население окрестных кварталов.
Перечислить все города России с неблагоприятной экологической обстановкой мы не сможем, да и не ставим перед собой такой задачи. Подчеркнем только, что реальная ситуация зачастую отличается от данных мониторинговой службы Росгидромета. Так, помимо Стерлитамака в текущем году из списка самых загрязненных городов убрали Челябинск, жители которого были крайне возмущены подобным «очищением». По их субъективным ощущениям, в городе ничего не изменилось и воздух отнюдь не стал свежее.
Жители «пахучих» городов и поселков задаются вопросом: когда все это закончится? Ведь производственные выбросы — это не только резь в глазах, постоянный кашель и головные боли. Это серьезный удар по здоровью, в том числе и детскому. Во многих случаях проблемы могут быть решены закрытием или переносом производства либо серьезным переоборудованием в соответствии с современными экологическими стандартами. Последнее — вопрос денег и доброй воли собственников. А вот закрыть производство практически нереально. Большинство «ароматных» населенных пунктов относится к моногородам: остановка или закрытие градообразующего предприятия требует решения целого вороха социально-экономических проблем. Вот и выходит, что у жителей выбор: или нюхать привычный с детства аромат, или сидеть без работы. То есть выбора нет.