Министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил на XXII ассамблее Совета по внешней и оборонной политике (СВОП). В неформальной беседе с известными российскими политологами и политиками он объяснил, что украинский кризис стал лишь спусковым крючком в ухудшении отношений между Москвой и Брюсселем. Прежнего взаимодействия не будет потому, что Россия больше не хочет, чтобы западные страны указывали, что ей делать. При этом, по словам главы МИД, главная цель, которую преследуют США и ЕС, — смена политического режима в России.
Ассамблея СВОП впервые за свою более чем 20-летнюю историю прошла не в пансионате «Лесные дали», а в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной Москвы. Развешанные перед входом в зал карикатуры времен Холодной войны сразу задавали тон будущей дискуссии: речь пойдет в первую очередь о взаимоотношениях России с Западом на фоне украинского кризиса и введенных против Москвы санкций. Многие сатирические рисунки были современными, однако встречались и работы Кукрыниксов (политическая карикатура — давняя слабость главы СВОП Федора Лукьянова).
По традиции мероприятие открывал министр иностранных дел России Сергей Лавров. Встреча проходила в достаточно неформальной обстановке. Видимо, подчеркивая, что он приехал к хорошим знакомым, глава внешнеполитического ведомства не надел галстук. Его высказывания были довольно острыми и полемичными. Начал Лавров, как и ожидалось, с Украины.
«Задолго до того, как там разразился кризис, в воздухе висело ощущение, что мы приближаемся в отношениях Россия — ЕС, Россия — Запад к своего рода моменту истины. Было ясно, что продолжать отодвигать на потом проблемы нашего взаимодействия не получается и необходимо делать выбор — разворачиваться к подлинному партнерству или начинать, как говорится, "бить горшки". Россия, безусловно, выбирала первый вариант, а западные партнеры, к сожалению, вольно или невольно остановились на втором. По сути, они пошли ва-банк на Украине, наступив на собственные принципы демократической смены власти, поддержали экстремистов. Получилось что-то вроде намерения сыграть в chiсken с Россией — кто первый моргнет. Или, как говорят хулиганы, попытались "взять на понт", заставить нас проглотить унижение русских и русскоязычных на Украине», — заявил министр.
В своей речи Лавров то и дело прибегал к образным сравнениям, цитировал известного американского дипломата Лесли Гелба, философа Фрэнсиса Фукуяму, английского писателя Редьярда Киплинга, канцлера Германии Отто фон Бисмарка и советского барда Булата Окуджаву.
Лавров также подчеркнул, что прежние отношения (или business as usual, как выразился министр) между Россией и Евросоюзом уже невозможны. По его словам, реалии изменились: раньше Брюссель указывал Москве — Россия должна то, Россия должна это. Сейчас Москва хочет равноправного партнерства. Как сообщил глава внешнеполитического ведомства, в настоящее время у России налажено взаимодействие с Китаем, развиваются отношения с Индией, Вьетнамом, Южной Кореей, странами АСЕАН. Отдельно Лавров коснулся сотрудничества с Японией, контакты с которой будут в ближайшее время динамично развиваться. Но при условии, что Токио будет «следовать своим собственным интересам, не оглядываясь на заокеанских партнеров».
Главная цель западных санкций, по мнению Лаврова, — смена политического режима в России. Раньше ограничения прицельно задевали элиту. «Сейчас же все наоборот — лидеры стран Запада публично заявляют, что нужно сделать санкции такими, чтобы они разрушали экономику и поднимали народные протесты. То есть в том, что касается концептуальных подходов к использованию мер принуждения, Запад однозначно показывает: дело не в том, что он хочет изменить политику России (что само по себе иллюзорно), а хочет сменить режим — и это практически никем не отрицается», — отметил министр. По его словам, «Вашингтон осознает собственную исключительность и обязанность нести "бремя белого человека" по Киплингу».
Дополнительную сложность сложившейся ситуации, как считает Лавров, придает то, что «в США решения по важнейшим проблемам, касающимся развития мира и человечества в целом, принимаются, исходя из коротких электоральных циклов: в Соединенных Штатах это каждые два года, и под каждый нужно что-то придумать и сделать для привлечения голосов избирателей».
После официальной части началось общение министра с членами СВОП, известными политиками и политологами. К разочарованию журналистов, дискуссия оказалась закрытой: присутствовать на ней разрешили, а вот диктофоны попросили выключить. Это, однако, не помешало многим участникам ассамблеи рассказывать о происходящем в режиме онлайн на своих страницах в Facebook.
Во время неофициального общения с Лавровым поднимались разные темы: отмена виз с Грузией, проблема Нагорного Карабаха, осложнение ситуации в Приднестровье, судьба поставок вооружения из США на Украину. Также обсуждались российские поставки зенитно-ракетных комплексов С-300 Сирии и Ирану, отношения России с Израилем, возможное сотрудничество с Сингапуром, угрозы христианству в Европе. Не обошли стороной арабо-израильский кризис и перспективы создания палестинского государства, отсутствие партнерского взаимодействия между НАТО и ОДКБ.
Особое внимание уделили идее ускоренного развития восточных регионов России. По словам министра иностранных дел, одним из первых эту мысль стал «концептуально оформлять» почетный председатель Президиума СВОП Сергей Караганов. Как он сам рассказал в интервью «Ленте.ру», только так страна сможет выйти на азиатские рынки. «У государства в первый раз в истории появилось уникальное конкурентное преимущество, нам есть что предложить Азии. Раньше она была скорее тылом в борьбе с Европой. Сейчас Азия — фронтир развития. Тихий океан становится центром мировой культуры и технологий, мы это не можем признать, потому что относимся к евроатлантической цивилизации, но в тихоокеанской — будущий центр мира. Если мы не превратимся в тихоокеанскую державу, мы не будем при всех прочих равных развитой страной. Россия может предложить энергоемкие и водоемкие товары. Китайцы пользуются сейчас положением, в котором оказалась Россия, но при этом они считают нас своим союзником. Поэтому речь не идет о продавливании собственных экономических интересов в ущерб российским. Они очень нуждаются в нас, исходя из неизбежности длительного конфликта с США», — заявил Караганов.
С ним согласен и председатель СВОП Федор Лукьянов. Он сообщил «Ленте.ру», что «Российское Зауралье может послужить пространством для рывка и полигоном новой модели развития». «Это объективная необходимость, огромная часть территории и ресурсов. То, что там мало народа и малая доля экономики, неправильно. Азия сейчас — пространство роста и развития всего мира. Зауралье должно стать территорией, где реализуется инициатива людей. Необходимо создавать не какие-то государственные мега-проекты, а просто необходимые условия, как это когда-то было. Пока за разговорами ничего не следует, хотя Сибирь и Дальний Восток объявлены приоритетом XXI века», — заявил Лукьянов.
Между тем в кулуарах зачастую высказывались сомнения, хватит ли России для этого возможностей. Говорили о том, что с Китаем все сложнее вести дискуссии, что азиатский союзник пользуется слабостью России, пытаясь навязать Москве те или иные политические и экономические решения. Скептически отнеслись участники дискуссии и к заявленной теме о «пути к прогрессу через подъем обороноспособности страны». Прозвучали опасения повторения печального опыта Советского Союза, ставшего заложником гонки вооружений.
Руководитель креативного центра «Наш выбор» Ирина Хакамада, присутствовавшая на ассамблее, рассказала «Ленте.ру», как она видит решение украинского кризиса. «Нужно находить некий компромисс в переговорах с украинским и западным руководством по легализации Крыма и регионализации Украины. Таким образом, Восток остается частью Украины и решается вопрос с легализацией Крыма и, вообще, холодной войной с Западом. Легализация Крыма может быть сопряжена не с публичной выплатой компенсаций, а с какими-то конкретными проектами. Может быть, проведение второго референдума под эгидой ОБСЕ. После этого можно реализовать некоторые финансовые проекты и найти вариант, выгодный и ЕС, и России, и Порошенко, с учетом националистических настроений на Украине», — заявила политик.
Председатель СВОП Федор Лукьянов сказал «Ленте.ру», что проведение еще одного плебисцита по Крыму нецелесообразно. «Второй референдум невозможен, потому что это будет означать отмену результатов первого, а это бы подорвало всю линию российской внешней политики. Реальный компромисс — решение материально-финансовых вопросов. Там возникло много проблем, осложнивших функционирование экономик и Крыма, и Украины. При наличии политической воли это можно как-то цивилизованно урегулировать», — отметил он.