Спорт
10:48, 24 ноября 2014

Отец «Красной машины» Умер Виктор Васильевич Тихонов

Андрей Березняк
Виктор Тихонов
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Переоценить масштабы фигуры Виктора Тихонова для мирового хоккея невозможно. «Уходит легенда», — говорят порой в таких случаях. Но нет, легенда останется в веках — пока будут выходить на лед люди с клюшками в руках, имя великого тренера будет в памяти.

В голодные послевоенные годы будущий наставник сборной страны рос без отца — тот погиб в сорок втором под Сталинградом, мама — Анна Сергеевна Тихонова — воспитывала сына одна, а тот большую часть времени проводил во дворе, играя летом в футбол, зимой в хоккей. Занятия в детской школе «Буревестник» показали, что у подростка недюжинные способности.

В большой хоккей Виктор Васильевич пришел в далеком 1949 году, более полувека назад. Трехкратный чемпион СССР, он защищал цвета московских ВВС МВО и «Динамо». Завершив карьеру игрока в 33 года — долгожителей в советском футболе и хоккее в те времена не слишком жаловали, — Тихонов перешел на тренерскую работу: сначала помощником Чернышева в московском «Динамо», а в 1968 году начался его феноменальный путь уже как главного тренера — в «Динамо» рижском.

Молодой наставник совершил то, что принято называть революцией: он ввел в практику игру в четыре пятерки, которая сейчас воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Ухмылки коллег были стерты с их лиц, когда рижане с огромным запасом выиграли чемпионат второго дивизиона, затем лихо разделались с первым и сверкнули в Высшей лиге первенства СССР, добравшись до четвертого места, что для состава того чемпионата было сродни полноценному золоту. Поэтому приглашение Тихонова в ЦСКА было лишь вопросом времени.

«Красная машина» Виктора Тихонова стала для всего мира одновременно и откровением, и кошмаром. Любое место ниже первого воспринималось теперь для ЦСКА и советской сборной катастрофой, победа над хоккеистами в свитерах с надписью «СССР» стала поводом для съемок пафосных передач и фильмов. Если с именами Чернышева и Тарасова связывают эпоху становления советского хоккея, то Тихонов — это эра тотального доминирования ЦСКА и сборной страны в этом виде спорта. В 1992 году сборная СНГ под его руководством выиграла последнюю в истории отечественного хоккея Олимпиаду, но общее положение дел в спорте не могло не сказаться, и через два года наша команда впервые в истории осталась без олимпийских наград.

Можно, наверное, сказать, что Виктор Васильевич не смог полностью сработаться с новыми реалиями. Отъезд лучших игроков за океан, развал подготовительной базы, изменение ценностей и приоритетов — все это мешало великому тренеру, который привык ставить во главу угла результат, подчиняя его достижению всю жизнь. Понятная для него и предыдущих поколений мотивация была если не окончательно отброшена молодыми игроками, то изрядно потеснена иными желаниями и потребностями. Конфликты с новым руководством ЦСКА в лице полковника Барановского привели к тому, что в какой-то момент существовали параллельно две армейские команды, одну из которых тренировал Виктор Васильевич.

Да, хоккей изменился, изменилась сама жизнь, новые реалии внесли свои коррективы. Пусть в новейшей истории Виктор Тихонов не стал спасителем ни для ЦСКА, ни для сборной России. Но имя Мастера останется — невозможно забыть все, что он сделал для хоккея. Его имя будет ассоциироваться не со смутными 90-ми, а с великой «Красной машиной».

< Назад в рубрику