Бывший СССР
14:37, 26 ноября 2014

Вооружение надо? Кто помогает украинской армии

Дарья Лаптиёва
Фото: Глеб Гаранич / Reuters

На фоне последних новостей о договоренности Киева с Литвой на поставку вооружения вновь актуализировался вопрос о ресурсах украинской армии и возможностях их использования. С начала этого года из-за обострения ситуации на востоке страны только США выделили Украине 320 миллионов долларов на оборону, не считая непосредственных поставок нелетального вооружения и гуманитарной помощи. Кроме того, Киев поддержали и другие страны — участницы НАТО: Польша, Испания, Словакия и другие. При этом собственный бюджет страны на оборонку в 2014 году составил суммарно около 28,3 миллиарда гривен (примерно 83 миллиарда рублей, 1,8 процента ВВП Украины).

В понедельник, 24 ноября, стало известно, что Украина заключила с Литвой контракт на поставку «конкретных элементов конкретного вооружения». Об этом заявил президент страны Петр Порошенко по итогам переговоров с литовской коллегой Далей Грибаускайте, которая в последнее время активно выступает на стороне Украины и на прошлой неделе обвинила Россию в международном терроризме. При этом уточнить тип вооружения и возможные объемы его поставок глава государства отказался. О том, что эта тема «не для публичного обсуждения», ранее заявляла и Грибаускайте. Данный контракт на военную помощь не был первым в украино-литовских отношениях: в августе МВД Литвы сообщало о передаче Киеву партии защитного снаряжения — касок, бронежилетов и пуленепробиваемых щитов. В сентябре Вильнюс также доставил украинскому Минобороны шесть тонн гуманитарной помощи, в которую вошли 4,6 тысячи сухих пайков, медикаменты и медоборудование. Сообщалось также, что из Литвы прибыли два бронированных трактора для строительства оборонительных сооружений.

За последние полгода на фоне военной операции, которую Киев развернул на востоке страны, поддержку Украине оказали несколько европейских стран — участниц НАТО (после смены власти в Киеве неоднократно обсуждалась возможность присоединения к Североатлантическому альянсу; на днях президент Петр Порошенко анонсировал соответствующий референдум, однако его дату не назвал). В частности, в апреле Франция заявила о передаче Украине тысячи бронежилетов, в июне Норвегия отправила более 60 тонн гуманитарной помощи, в том числе 77,5 тысячи армейских пайков. В августе Великобритания передала украинским военным 180 комплектов средств защиты — бронежилетов и касок, в начале сентября Испания поставила 300 касок и 500 бронежилетов, тогда же Словакия прислала более 2,5 тонны гуманитарной помощи украинским пограничникам. В октябре тактическое авиационное командование ВВС Дании передало для ВВС Украины через посольство в Киеве 15 GPS-навигаторов 695 Atlantic.

Однако наибольшую поддержку Киеву оказали США: в качестве военной помощи Вашингтон выделил 320 миллионов долларов. Из них 118 миллионов предназначены для оснащения и обучения пограничников, Нацгвардии, военных и закупку нелетальных средств вооружения. 20 миллионов из этой суммы пойдет на проведение реформ в стране, еще 3 миллиона — на помощь переселенцам из зоны военного конфликта в Донбассе (полный отчет доступен на сайте администрации президента США). При этом ранее, в мае, США предоставили Украине кредит в размере миллиарда долларов. Кроме того, в конце марта республике в виде гуманитарной помощи были направлены 330 тысяч комплектов сухпайков, которые, впрочем, активисты позже находили в свободной продаже. На Украину из США также отправили шлемы, бронежилеты, приборы ночного видения и прочее снаряжение. В июне группа американских военных советников вылетела в республику «для оценки и разработки программ практического взаимодействия между вооруженными силами».

Несмотря на и без того обширные объемы поддержки, в сети периодически появляется информация о более масштабной помощи. Так, накануне группа хакеров, известная под названием «КиберБеркут», опубликовала документы, якобы полученные со взломанного телефона одного из членов делегации, прибывшей в Киев вместе с вице-президентом США Джозефом Байденом. Из них следует, что украинская сторона рассчитывает на получение в том числе обычного вооружения: 400 снайперских винтовок, 2000 штурмовых винтовок, 720 ручных гранатометов, почти 200 минометов. Белый дом при этом в очередной раз от поставок летального вооружения Украине отказался.

На этой неделе споры разгорелись и вокруг истребителей, которые Канада как списанные якобы предложила украинским властям на безвозмездной основе. Бывший министр обороны Украины Леонид Поляков в беседе с журналистами заявил, что у республики нет денег на содержание и переоборудование самолетов, поэтому от них отказались. Позднее, правда, МВД Украины заявило, что предложения о передаче самолетов не поступало.

В ноябре прошлого года, еще будучи президентом Украины, Виктор Янукович внес в Верховную Раду законопроекты, предусматривающие сокращение численности Вооруженных сил. Вместе с тем планировалось и сократить бюджет армии с 2,4 миллиарда долларов (18,8 миллиарда гривен по тогдашнему курсу, что составляло 1,11 процента ВВП) в 2013 году до 1,82 миллиарда долларов (14,6 миллиарда гривен по курсу того года) в 2014-м. Еще 563 миллиона гривен планировалось выделить на «развитие вооружения и военной техники». Однако в мае — на фоне конфликтов вокруг Крыма и Донбасса — глава Минфина Александр Шлапак выступил с заявлением, что с начала этого года расходы страны на оборону уже превысили 50 процентов и суммарно составили более 20 миллиардов гривен. «Однако этой суммы все равно недостаточно», — заявил Шлапак. Поскольку приоритетом Украины является сохранение государственной независимости, как пояснил министр, расходы будут уменьшены в других сферах — например, в социальной, а также медицине и аграрном секторе.

В мае для оплаты военных расходов власти выпустили казначейские облигации на сумму 100 миллионов гривен. В конце июля были выпущены военные облигации внутреннего госзайма на сумму 1 миллиард гривен. В стране также был введен военный налог в размере 1,5 процента, которым облагаются зарплаты физических лиц и победители государственных и негосударственных лотерей. Кроме того, дополнительно на закупку военной техники в июле было выделено почти 600 миллионов гривен (51,5 миллиона долларов). В августе украинское правительство выделило Министерству обороны еще 5,9 миллиарда гривен из резервного фонда госбюджета. Помимо этого на Украине с апреля проводилась кампания по сбору пожертвований в пользу армии, благодаря которой было собрано еще 150 миллионов гривен.

В украинских СМИ периодически поднимается вопрос об отказе от экспортных оборонных заказов (по данным за 2012 год, Украина занимала 4-е место среди крупнейших мировых экспортеров вооружения, однако уже в 2013 году скатилась на 10-е место с объемом экспорта в 1,049 миллиарда долларов) — мол, не лучше ли сначала вооружить собственную армию, прежде чем продавать технику за границу? Украина уже расторгла контракт с Демократической Республикой Конго на поставку 50 модернизированных танков Т-64БМ1М. Власти Конго в свою очередь заявили, что понимают решение украинской стороны, но заказывать военную технику у нее больше не будут. Сумма нереализованного заказа при этом составила 7,6 миллиона долларов.

Параллельно с этим Украина ищет альтернативные пути вооружения армии. В частности, как отмечает замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, Минобороны республики начало восстанавливать и модернизировать многочисленную технику, доставшуюся Украине в наследство от СССР.

«Сейчас украинские заводы лихорадочно восстанавливают законсервированную технику, включая такие "чудеса", как БМП-1 и БТР-60. Надо иметь в виду, что это не производство нового, а именно восстановление советского вооружения, причем сейчас приводится в работоспособное состояние откровенный металлолом. Относительно новая (точнее, наименее старая) техника и так находится в войсках, именно на нее приходится большая часть потерь. О каких-либо поставках оружия Украине из стран НАТО говорится очень много, но конкретно пока никаких подтверждений им нет», — пишет Храмчихин.

Правда, еще в сентябре возглавлявший Министерство обороны Валерий Гелетей утверждал, что Североатлантический альянс по итогам саммита в Уэльсе все же начал поставлять Украине оружие. «Разглашать, с какой страной мы конкретно договорились, я не имею права, но то, что оружие к нам направляется, это абсолютная правда», — заявил тогдашний глава ведомства. Виды поставленного оружия он назвать отказался.

< Назад в рубрику