Неприятные запахи в воздухе, выбросы вредных веществ в атмосферу, пожары, громкие шумы — только часть тех ужасов, которыми грозит крупное производство внутри города тем, кто живет по соседству. Случившийся в начале недели пожар в одном из московских НИИ, сопровождавшийся разливом ртути, заставил некоторые СМИ запаниковать и объявить о целом ртутном облаке, повисшем над Москвой. За пару недель до этого столицу сотрясали пересуды о загрязнении атмосферы сероводородом и продуктами горения, в которых обвиняли производственников, в частности Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ). Представители МНПЗ сочли некорректными данные о превышении предприятием выбросов в атмосферу загрязняющих веществ.
Соседство крупных промышленных предприятий с крупными поселениями всегда чревато конфликтом человека и производства. Конфликт этот, как правило, выражается в том, что нарушается естественная для человека среда обитания. Ведь многие производства создают сильные шумы, выбрасывают в атмосферу не очень полезные (а иногда и откровенно вредные) вещества, загрязняют реки.
В России эта проблема особенно острая, поскольку нам всем приходится жить в городах, которые в большинстве своем разрастались в советскую индустриальную эпоху. А коммунистические вожди, как известно, не особенно задумывались об экологии. Ими двигали более прагматические соображения: сделать так, чтобы максимальное количество людей максимально быстро добиралось до работы. Каким при этом воздухом придется дышать, никого не интересовало.
В результате во всех крупных городах страны действуют крупные производственные комплексы, расположенные иногда даже в самом центре мегаполисов. Столица — не исключение. На территории Москвы множество промзон. Правда, большинство практически прекратили работу в девяностые годы прошлого века, превратившись в исполинские лофты, которые теперь сдаются в аренду малому и среднему бизнесу. Однако не все промышленные предприятия полностью выведены из города. И никак не скажешь, что они улучшают экологическую ситуацию.
По мнению директора по программам «Гринпис Россия» Ивана Блокова, которое он высказал в интервью «Ленте.ру», в системе охраны окружающей среды в Москве наблюдается кризис. События, привлекшие внимание общественности в последнее время, можно считать симптомами этого кризиса. По мнению Блокова, дело в том, что в городе за охрану окружающей среды отвечают минимум четыре ведомства: московский департамент природопользования, Росприроднадзор, Роспотребнадзор и МЧС. «Я убежден, что в городе должна быть единая служба охраны окружающей среды и всю полноту ответственности нужно сосредоточить в одной организации», — считает эколог.
Сейчас на территории столицы до сих пор работают и автомобильное производство — в лице компании «Рено» — и несколько крупных пищевых предприятий (концерн «Микоян», производитель пива «Эфес» и другие), и многочисленные ТЭЦ — чьи трубы ежедневно выбрасывают в воздух живописные клубы пара, и Московский НПЗ — крупнейшее нефтеперерабатывающее производство.
В 2011 году Московский НПЗ перешел в собственность компании «Газпром нефть». На заводе тут же началась активная модернизация производства — под наблюдением специалистов Росприроднадзора и других контролирующих органов. Сегодня здесь как страшный сон вспоминают, в каком состоянии было предприятие, построенное в 1937 году как нефтебаза, основным предназначением которой была перевалка и частичная переработка мазута из Баку.
В советское время экология не числилась среди приоритетов нефтеперерабатывающей отрасли. Основной задачей было наращивать объемы продукции — особенно, с 1970-х годов, когда наша нефть и продукты ее переработки стали поступать на внешние рынки.
К середине нулевых годов предприятие, по сути, дошло «до ручки». Жители Капотни с ужасом взирали на неприятного соседа. И их можно было понять. В конце девяностых на заводе горел резервуарный парк, земля на немалой территории МНПЗ насквозь пропиталась нефтепродуктами — ведь процесс этот начался еще в тридцатых годах прошлого века. Большая часть отходов попросту сливалась в Москва-реку, здесь же хранились нефтешлам и прочие побочные продукты.
Как сообщил «Ленте.ру» представитель Московского НПЗ, на модернизацию предприятия планируется потратить более 130 миллиардов рублей к 2020 году, из них 20 миллиардов выделятся на экологические программы. Уже в прошлом году на заводе ликвидировали буферный пруд, десятилетиями накапливавший отходы производства нефтепродуктов. Площадка рекультивирована, на ее месте предполагается разместить комплекс биологических очистных сооружений, позволяющий удалять из сточных вод до 98 процентов загрязняющих веществ и в 2,5 раза снизить потребление заводом воды. Для очистки сточных вод применят биологический реактор с активным илом, поглощающим органические вещества, азот и другие продукты нефтепереработки. Новая система очистки позволит возвращать до 75 процентов воды обратно в производственный цикл предприятия и снизить нагрузку на очистные сооружения в три раза. Ввод в эксплуатацию биологических очистных сооружений Московского НПЗ запланирован на 2016 год.
Кроме того, отметил представитель завода, в сентябре 2012 года предприятие ввело в эксплуатацию новые механические закрытые очистные сооружения. Их запуск снизил выбросы вредных веществ на 97 процентов, а объем нефтепродуктов в сточных водах уменьшился в шесть раз.
В следующем году на заводе завершатся работы по очистке от нефтешламов, которых за десятилетия варварской эксплуатации мощностей накопилось аж 262 тысячи тонн.
В результате всей этой работы санитарно-защитная зона завода сократится. После 2017 года высвободится 500 гектаров земли в районе Капотни, которым город наверняка найдет лучшее применение.
Эксперты сходятся в том, что защищать окружающую среду надо, но дело это непростое. Так, по мнению члена совета директоров девелоперской компании «Стройинвесттопаз» Максима Раевского, необходимо защищать как окружающую среду, так и интересы производителей и потребителей их продукции. По его словам, «то, что Московский НПЗ стал уделять внимание вопросам экологии прямо сейчас, связано с экономической обстановкой на предприятии и в стране в целом».
По мнению руководителя аналитического отдела QB Finance Дмитрия Кипы, с учетом политики вывода промышленных предприятий за черту города, начатой еще при Лужкове, «довольно странным выглядит тот факт, что пока пределы мегаполиса покидают даже кондитеры, предприятия, работающие с нефтепродуктами, никуда, похоже, не собираются». При этом аналитик признает, что «взять и перенести огромный по своей территории нефтеперерабатывающий завод подальше от города — задача непростая и крайне дорогая». Он также отмечает, что Московский НПЗ является ключевым поставщиком топлива на рынок Москвы и Московской области, а ближайший сопоставимый по масштабам завод находится в Ярославской области, но покрыть спрос мегаполиса он не сможет. «Закрытие МНПЗ всего на несколько месяцев способно вызвать дефицит бензина и дизельного топлива в самом густонаселенном регионе страны», — считает эксперт.