Россия
16:57, 1 декабря 2014

Фирменное добровольчество Что такое корпоративное волонтерство и как это работает

Максим Крылович

В Москве состоялся третий форум «Корпоративное волонтерство: бизнес и общество». О сути движения и смысле самого термина «корпоративное волонтерство» «Ленте.ру» рассказал Игорь Соболев, председатель комитета по корпоративной социальной ответственности Ассоциации менеджеров.

«Лента.ру»: Что означает сам термин «корпоративное волонтерство»? Ведь для многих «корпоративное» — значит подчиненное интересам корпорации. Корпоративный стиль, корпоративный гимн, корпоративный отдых, корпоративная этика и уж совсем пугающее — корпоративное мышление. Казалось бы, как сюда вписывается термин «волонтерство», по-русски означающий «добровольчество»? Неужели добрые дела можно делать корпоративно?

Соболев: Добровольчество (волонтерство) — это безвозмездная деятельность, помощь нуждающимся твоим непосредственным трудом. Именно трудом, в отличие от пожертвования, которое носит либо денежную, либо другую материальную форму. Короче говоря, пожертвование трудом! Безвозмездная добровольная деятельность на благо общества. Добровольчество — часть благотворительности. Некоторые ищут различия в значении терминов «волонтерство» и «добровольчество», но по большому счету разницы нет. А разница только в том, что одно слово заимствованное, а другое — исконно русское.

В каких направлениях оказывается эта помощь?

В самых различных: от помощи церковным приходам и до сдачи крови. Но, в первую очередь, все компании любят помогать детям. Это направление находит наибольший отклик у сотрудников корпораций. Чаще всего выбираются наиболее уязвимые категории детей. Это и дети из малообеспеченных семей, и дети сироты, а в последнее время получила распространение помощь усыновителям — семьям, усыновившим или взявшим под опеку детей из детских домов.

А вообще, в работе с детскими домами есть огромное поле для применения сил волонтеров — это, помимо традиционной материальной помощи, еще и проведение мастер-классов, организация досуга детей, да и просто элементарное общение с детьми. Ведь не секрет, что они не дополучают элементарного общения с окружающим миром, что приводит к их недостаточной социальной адаптации. Они не видят примеров «взрослой жизни»… Не видят примеров, казалось бы, обычных взаимоотношений между людьми. Ведь одно дело познавать жизнь с казенных слов штатных педагогов, а совсем другое — вбирая эти навыки просто общаясь с волонтерами, обычными людьми, с которыми у них совсем другой уровень взаимоотношений, другая степень доверия.

Весьма распространена сейчас и волонтерская деятельность в экологической сфере. Имеется множество проектов этого направления как у российских, так и у зарубежных компаний, работающих в России. Они связанны и с элементарной уборкой мусора, и с восстановлением берегов рек, озер, и с высаживанием лесов, а в городах — парков, аллей… Причем на такие мероприятия люди идут с огромным удовольствием, приводят с собой семьи, друзей… И эмоциональная атмосфера тут особая, присутствует ощущение праздника…

В конце восьмидесятых в московских газетах в конце рабочей недели встречались объявления о том, что в выходные в такое-то время в таком-то месте (чаще всего у касс одного из московских вокзалов) встречаемся и едем… ну а далее по ситуации: восстанавливать разрушающуюся церковь, приводить в порядок старый заброшенный парк и т.д. Существует ли что-нибудь подобное сейчас?

Конечно. Только сейчас такие объявления делаются в рамках компании. Это и расклеенные объявления, и рассылки на электронную почту… И поверьте, сотрудники откликаются. Организацией подобных «полевых выходов» являются сами представители компаний. Это ни какие-то штатные, «уполномоченные»… Обычные люди. Что ими движет?.. Никаких официальных поощрений со стороны руководства корпораций они чаще всего не получают. Однако их организаторские способности, личные качества, проявившиеся в процессе добровольной деятельности — при всем желании не могут не остаться не замеченными.

А как находят друг друга те, кто нуждается в помощи и кто готов ее безвозмездно оказать?

Как правило, подобные акции организуются с подачи различных, специализирующихся на конкретных направлениях, некоммерческих общественных организаций (НКО). Хотя есть достаточно большой сегмент корпораций, которые занимаются добровольной помощью самостоятельно, те, кто уже долгие годы помогает своим подопечным, где есть давние, устоявшиеся, можно сказать, «семейные» взаимоотношения.

И все-таки связи, организованные посредством НКО, имеют свои большие плюсы. Ведь они знают специфику работы, предстоящей волонтерам. А эта работа далеко не всегда дает положительно окрашенный эмоциональный эффект. Довольно часто приходится общаться с людьми, которые находятся в весьма тяжелой ситуации, иногда и совсем в безнадежной. Поэтому далеко не все могут перенести подобный опыт. Некоторые переживают реальный стресс со всеми вытекающими последствиями. В отличие от традиционного, индивидуального добровольчества, тут имеет место большая степень ответственности. Ведь пережив определенное потрясение, довольно сложно вернуться вновь, и именно тут и проявляются плюсы корпоративного добровольчества. Потенциальный волонтер знает, на что идет, знает, что может найти поддержку среди коллег… В отличие от волонтеров индивидуальных, которые сегодня откликнулись, а завтра в силу поменявшихся обстоятельств могут прервать свою работу… Да и сами компании, взявшись за дело, стараются это дело не бросать. Поэтому корпоративные добровольцы втягиваются в постоянную помощь, из месяца в месяц, из года в год… И в результате обретают свою нишу, место, где они могут принести наибольшую пользу и при этом максимально проявить свои личные качества.

Вот тут как раз имеет место момент весьма значимый, значительно повышающий эффективность помощи… Когда люди в ходе добровольной помощи реализуют свои основные профессиональные навыки. Ведь довольно нерационально было бы в рамках добровольной поддержки всем волонтерам, от инженера до сантехника, красить забор, когда за этим забором необходима помощь именно этих специалистов, по их конкретному профилю. Затратив то же самое время, они подарят обществу куда более весомую помощь. И в этом как раз именно корпоративное добровольчество имеет огромное преимущество. В более рациональном применении профессиональных качеств волонтеров, их возможностей.

Как поощряется добровольчество внутри компаний? Что полезного выносят для себя сами корпорации из волонтерского движения?

Вот этот вопрос наиболее деликатный. В некоторых фирмах, в том числе и за рубежом, компания оплачивает время сотрудников, потраченное на добрые дела. Вот здесь есть противоречия. Это по сути хорошо, но по форме неправильно. И дело не в том, что так нельзя поступать. Можно и нужно. Но в этом случае подобная деятельность не может называться корпоративным добровольчеством. Тут скорее подходит термин «благотворительность компании», оказанная не в форме материальной помощи, а в форме услуги. Все это прекрасно, но это не добровольчество. Поскольку термин «добровольчество» или «волонтерство» предполагает безвозмездную деятельность конкретного человека, без какой либо материальной компенсации.

Довольно часто в корпорациях по итогам года награждаются лучшие сотрудники по разным номинациям. В том числе и по социальным программам. И вот тут, в отличие от других номинаций, где призы имеют чаще всего некоторый материальный вес, стараются награду сделать просто памятной. Но при этом подобный приз считается самым почетным и, как правило, вручается лично руководителем корпорации…

И хотя многие компании довольно часто применяют некоторые формы материального поощрения, в большинстве случаев награда имеет скорее моральное значение.

И главное: участие в добровольчестве предполагает для сотрудника огромное поле для саморазвития, для проявления разного спектра способностей, которые в рамках обычной работы могли и не проявиться. И, естественно, это не остается незамеченным для работодателей. Человек получает дополнительные компетенции, которые характеризуют его уже на другом уровне. И в этом огромный плюс для компании — ее сотрудники развиваются. Замечено, что в тех компаниях, где развито добровольчество, у сотрудников развиваются инициативность, гибкость, совершенствуется инновационная культура… Поэтому корпоративное волонтерство сейчас рассматривается как эффективная управленческая практика, повышающая устойчивость и конкурентоспособность бизнеса, весьма актуальные на современном этапе развития экономики.

< Назад в рубрику