Культура
08:15, 3 декабря 2014

10 самых ожидаемых фильмов зимы Сопливые мелодрамы против мегабюджетных блокбастеров

Игорь Игрицкий
Изображение: промо к фильму «Хоббит: Битва пяти воинств»

Чем ближе церемония вручения наград Американской киноакадемии и раздача золотых статуэток дяди Оскара, тем больше в прокате фильмов-номинантов. Среди них есть многомиллионные блокбастеры и камерные психодрамы, жестокие боевики, неожиданные комедии и фантастические триллеры, сатирические гиньоли и сопливые мелодрамы. Но все эти ленты объединяет одно — зрители обязаны купить билеты и посмотреть кино в достойном качестве на большом экране.

Джон Уик (John Wick)

Хулиганы крадут машину и убивают не того парня — любимую собачку хозяина. Как известно, наемные убийцы в миру — скромные любители животных, верные супруги и вообще няшки. Пока их не разозлят как следует. Но в нашем случае дело не в симпатичном песике, подарке новопреставленной жены главного героя, и не в количестве выпущенных патронов на единицу экранного времени, а в том, кто играет главную роль. Фильм лучше было бы назвать просто — Киану Ривз, без всяких псевдонимов. Мы так соскучились по этому парню, что готовы простить режиссерам избитый сюжет. «Скоростью», «Адвокатом дьявола», «Константином» и, конечно же, «Матрицей» наш герой обеспечил себе пожизненную симпатию зрителей и готовность тратить время и деньги на любой фильм с его участием.

Мы видим 20-миллионное мочилово, львиную долю бюджета которого составил гонорар актеров. Один из героев дает Уику дельный совет: заведи себе новую собаку, а потом пуляй в людей, если уж так разозлился. Но американцы проявляют удивительную жестокость к русской мафии, изъясняющейся на смеси матерного с нижегородским. Наблюдать, как Элфи Аллен (помните Теона Грейджоя из «Игры престолов»?) в компании с Уиллемом Дефо выговаривают русские слова — отдельное приключение. В общем, поскольку актерской практики последние время у Киану было маловато, фильм можно считать бенефисом нашего любимца в роли супергероя. И сколько бы двуногих уродов ни замочил Джон Уик в отместку за домашнего любимца, все время хочется ему крикнуть: маловато будет!
С 4 декабря

Хоббит: Битва пяти воинств (The Hobbit: The Battle of the Five Armies)

Фанатам Джона Р. Р. Толкина, Питера Джексона, полуросликов с мохнатыми ногами, пафосных гномов и прочих, приятных и не очень, обитателей Средиземья, привалило счастье. Изначально планировалось, что «Властелин колец» продолжат всего два фильма, но в 2012 году приняли мудрое решение раздробить историю помельче (кто бы сомневался!). В центре внимания финала трилогии — фирменная масштабная борьба сил добра со злом. Компания Warner Bros. раз за разом пытается преодолеть планку в 1 миллиард долларов, что частенько ей удается в последние лет десять. Ставка делается на аудиторию от 12-ти до 18-ти, что вполне оправданно, зрительская масса в кинотеатрах стремительно молодеет.

«Битва пяти воинств» состоит из двух важных эпизодов, оба кровожадные. В первом граждане Эсгарота обороняются от неистового огнедышащего дракона Смауга (которого, как мы помним, в оригинале озвучивает Бенедикт Камбербэтч). Во втором сражении, которое тянется почти всю заключительную часть картины, Бильбо Бэггинс (Мартин Фриман) и его сподвижники, в том числе второй главный персонаж — доблестный предводитель гномов Торин Дубощит (Ричард Эрмитеж), отчаянно рубятся с орками. Всем картинам Питера Джексона, как мы помним, присуща визуальная преемственность. Этот режиссер как никто умеет использовать вау-фактор, так что смотреть его фильмы лучше в кинотеатрах IMAX и, естественно, только в 3D.
С 11 декабря

Звездная карта (Maps to the Stars)

Сюжет нового и, вероятно, самого удачного за десять лет фильма канадского мэтра Дэвида Кроненберга в последнее время особенно популярен. Перед нами два голливудских особняка. Первый — резиденция 13-летнего наркомана и звезды известной франшизы «Плохой бэбиситтер», папаши-миллионера — модного психотерапевта (Джон Кьюсак) и его невменяемой жены (Оливия Уильямс). В другом дворце живет стареющая кинодива (Джулианна Мур), чье единственное желание — сыграть роль своей погибшей матери, звезды немого кино. Внезапно странная девушка, никогда не снимающая перчаток (Миа Васиковска), под разными предлогами проникает в оба дома. С ее появлением из всех шкафов выпрыгивают скелеты, из бассейна поднимаются утопленники, призраки начинают разгуливать, как у себя дома. Любимый актер Кроненберга Роберт Паттинсон втайне собирает сведения о жителях бульвара Сансет, подрабатывая шофером лимузина. Все герои цитируют стихотворение Поля Элюара «Свобода» — с намеком.

Модная сатира про зажравшийся шоу-бизнес, с претензией на философское исследование всеобщего падения нравов, «Звездная карта» показывает искушенному кинозрителю золотую молодежь, живущую в атмосфере кровосмешения, садистических извращений и галлюцинаций. Картина написана широкими мазками художника, которому до смерти надоел голливудский истеблишмент. Заканчивается, правда, все более-менее хорошо. Фильм участвовал в программе Каннского фестиваля нынешнего года, и Джулианна Мур получила (вполне заслуженно) «Золотую пальмовую ветвь» как лучшая актриса.
С 18 декабря

Ёлки 1914

Смогут ли Ваня Ургант в компании Сережки Светлакова и Константина Юрьевича Хабенского, да при поддержке красотки Катюши Шпицы, и под чутким руководством великого и ужасного Тимура Бекмамбетова, как следует рассмешить нас по окончании новогодне-рождественских (или, наоборот) каникул? Да не вопрос. Бюджет в 150 (неденоминированных на момент съемки) миллионов рублей обещает забаву с полюбившимися героями на те же 150 процентов. Всем, кто ругает отечественное кино за невменяемые сюжеты, преподносится сюрприз: действие комедии отнесено на год, в котором Россия еще не знает ужасов надвигающихся войн и революций. Чтоб, значит, посмешнее было.

Кинокомпания Bazelevs утверждает, что наряду с профессиональными актерами в «Ёлках 1914» задействованы обычные зрители из Воронежа, Иркутска, Казани, Красноярска, Омска, Перми и Саратова. И якобы для каждого из семи городов создана своя версия фильма, и именно ее местные жители увидят в кинотеатрах 25 декабря. Сравнение современных аборигенов с собирательными образами горожан начала ХХ века покажет, произошли ли изменения и какие. Правда, начальный и финальный кадры «Ёлок 1914» остались за нами: по сюжету, шумная компания собирается отпраздновать главный праздник страны в одном из исторических интерьеров города, после чего действие переносится в канун 1915 года, да не куда-нибудь, а в Константиновский дворец Санкт-Петербурга.
С 25 декабря

Несломленный (Unbroken)

Луи Замперини (Джек О'Коннел), американец итальянского происхождения, в подростковом возрасте бился за денежное вознаграждение в уличных схватках. Все это было в Америке 1920-х, где за подобные забавы еще не вешали уголовную статью, а вежливо приглашали участвовать в спортивных состязаниях. Так, вместо тюрьмы парень попал на стадион, где поразил тренеров выдающимися результатами в беге. В 1936 году в составе американской сборной Замперини выступил на Олимпиаде в Берлине, лично познакомился с Гитлером и даже умудрился украсть в рейхсканцелярии фашистский флаг. Предполагалось, что спортсмен примет участие и в следующей Олимпиаде, но вместо этого он отправился воевать в составе союзнических сил в небо над Японией. Его самолет был подбит, Замперини попал в плен, пережил многочисленные пытки и вернулся в Штаты лишь по окончании войны.

Две части картины противопоставлены друг другу: в первой, когда главного героя сбивают и он болтается на плоту в Японском море, «Несломленный» — нечто среднее между «Огненными колесницами» и «Изгоем». Японский плен больше напоминает «Список Шиндлера» или «Двенадцать лет рабства», где чувствуется неминуемое приближение смерти. Правда, финал предсказуем, ведь зритель уже знает, что герой выживет. Сценарий для третьего фильма Анджелины Джоли написали братья Итан и Джоэл Коэны по документальной книге Лауры Хилленбранд, опубликованной в 2010 году. Фильм, помимо того что приобрел известность уже на стадии запуска в связи со звездным статусом авторов — самой знаменитой кинодивы Голливуда в компании великих Коэнов, — претендует на призы в оскаровской гонке.
С 15 января

Бердман (Birdman)

Мексиканец Алехандро Гонсалес Иньярриту снял первую в своей карьере комедию. От неожиданности организаторы Венецианского фестиваля сделали «Бердман» фильмом открытия — и не прогадали. Образ актера-неудачника Риггана Томсона, мечтающего вернуть былую славу, буквально совпал с судьбой Майкла Китона, некогда блиставшего у Тима Бертона и Квентина Тарантино, бывшего Бэтмана (совпадение в названии неслучайно).

Birdman — фильм о соблазнах славы и престижа и особенно о том, насколько эти понятия схожи. Обладая всеми признаками большого кино и «открывашки» крупнейшего фестиваля, фильм буквально перенасыщен сумасшедшей киноманской эстетикой. Изначально он казался резким противопоставлением летним блокбастерам, но за комичным сюжетом скрывается довольно грустный рассказ с черным юмором и серьезными психологическими наблюдениями, переводящими это кино в разряд интеллектуальных образцов жанра.
С 22 января

Охотник на лис (Foxcatcher)

Еще один фильм из конкурсной программы 67-го Каннского фестиваля, получивший приз за лучшую режиссуру, один из фаворитов оскаровской гонки. Джон Дюпон (Стив Карэлл), эксцентричный миллиардер с манией величия, предпочитающий, чтобы его звали Golden Eagle, обещает большой гонорар прозябающему в нищете олимпийскому чемпиону по борьбе Марку Шульцу (Ченнинг Тэйтум). На своем ранчо вообразивший себя великим тренером Дюпон принимается готовить будущего чемпиона, подсаживая того на легкое бабло и наркоту. Когда становится понятно, что кокаин не способствует спортивным результатам, даже скорее наоборот, в тренировочный процесс вмешивается старший брат чемпиона Дэйв (Марк Руффало). Конфликт капризного богача с сильным духом спортсменом приводит к трагедии. Кстати, фильм снят на основе реальной истории.

«Охотник на лис» хорош в первую очередь благодаря актерскому составу. Популярный комик Стив Карелл, до неузнаваемости изменивший внешность с помощью накладного носа, предстает трагическим артистом недюжинного масштаба. Режиссер Беннет Миллер, в несколько приемов сделавший из актера-модели Тэйтума туповатого рестлера, не зря ест голливудский хлеб. Трудно сказать, кто в этой паре героев выглядит лучше; во всяком случае фильм смотрится неожиданно свежо на фоне «гэтсбиподобных» блокбастеров про миллионеров-засранцев, засоривших экран в последнее время.
С 29 января

Левиафан

Пожалуй, наиболее долгожданная российская премьера года. Если фильм попадет в шорт-лист Оскаровского комитета Американской киноакадемии (выдержав конкуренцию почти с сотней картин со всего мира), у него есть все шансы впервые за много лет завоевать для российского кино самую престижную кинонаграду в мире. В конкурсе минувшего Каннского фестиваля «Левиафан» взял приз за сценарий, но с тех пор утекло много воды. Отношения с западным миром стали куда более напряженными, чем в мае, а картина живописует российскую действительность в самых беспросветных тонах. К тому же стоит учесть, что Звягинцев везде говорит, что за основу сюжета был взят казус американского сварщика, ветерана войны Марвина Джона Химейера, разрушившего на своем бронебульдозере центр родного поселка из-за территориального спора с местным начальством.

Правда, в картине Звягинцева ничего подобного не происходит, его герой в исполнении Алексея Серебрякова в результате подобного же спора тихо «сливает протест», топя его в депрессии и водке, которую персонажи картины постоянно пьют из горла, принципиально не закусывая.

Как бы то ни было, картина вызвала столь широкий резонанс в мире, выигрывая на всех региональных киносмотрах, что было бы странно ее не выбрать как минимум для оскаровской номинации. А это уже само по себе победа. Из бесспорных достоинств «Левиафана» следует отметить работу оператора Михаила Кричмана, неожиданный (во всяком случае для российского кино) «наезд» на сращивание государства со структурами РПЦ, а также лихое использование неформальной лексики. Последнее, впрочем, начисто теряется при переводе. А в российский прокат выйдет либо «запиканная» версия, либо, что еще ужаснее, переозвученная в соответствии с законом о запрете мата в произведениях искусства. Тогда как прелесть этой работы в том, что ее герои говорят на живом человеческом языке. Это создает существенный комический эффект, не характерный для прежних работ Звягинцева, благодаря которому картину стоит рекомендовать к обязательному просмотру. Все-таки это трагифарс, а не чернуха, как может показаться с первого взгляда.
С 5 февраля

Восхождение Юпитер (Jupiter Ascending)

Земляне живут под наблюдением более развитых существ, во главе которых стоит некая Королева Вселенной. Инопланетяне развиваются благодаря чужому ДНК, выделяя и усиливая определенные качества: солдаты наращивают бесстрашие и силу за счет волков, генетический материал пчел делает рабочих более трудолюбивыми и усердными. ДНК героини по имени Юпитер (в русском переводе игра слов пропадает, поскольку у нас это имя только мужского рода) настолько же совершенна, как и у Королевы Вселенной, о существовании которой работающая уборщицей девушка не подозревает. Но Королева Вселенной-то прознает о менеджере веника и тряпки, видит в ней прямую угрозу своей власти и, как нетрудно догадаться, посылает головореза, чтобы разобраться до упора.

Первый фильм культового дуэта Энди и Ланы Вачовски в формате 3D. В главной роли — звезда упомянутого ранее «Охотника на лис» Ченнинг Тэйтум, а героиню хотела сыграть Натали Портман, которая, как и Руни Мара, проиграла кастинг своей партнерше по «Черному лебедю» Миле Кунис. Премьеру планировали на лето 2014 года, но перенесли на зиму 2015-го из-за работы над спецэффектами. Все, что выходит из-под пера этих необычных брата и сестры, следует смотреть внимательно хотя бы из уважения к великой «Матрице».
с 5 февраля

50 оттенков серого (Fifty Shades of Grey)

Экранизация скандального эротического бестселлера Э.Л. Джеймс, выросшего из фанфика «Сумерек». Молодая девушка Анастейша Стил заключает кабальный контракт с миллионером-эротоманом, в результате которого фактически попадает в сексуальное рабство. Чарли Хэннам отказался играть Кристиана Грэя, чем сделал большой подарок всем поклонникам «Сынов анархии», так что его место занял весьма няшный Джейми Дорман. Девушку сыграла Дакота Джонсон, причем, судя по всему, сделала это неплохо: представьте, как трудно, будучи знойной голливудской красоткой, играть страшненькую девственницу. Но это поначалу — в процессе общения с извращенцем барышня из гусеницы превратилась в бабочку. Собственно, об этом и фильм.

Независимо от достоинств или недостатков картины, сомневаться в ее коммерческом успехе не приходится. В 37 странах мира роман был продан более чем в 30 миллионах экземпляров. Книга стала рекордсменом по скорости продаж, обогнав серию о Гарри Поттере. Если фильм примут так же восторженно, авторы обещают сиквел, благо у романа есть продолжения «На пятьдесят оттенков темнее» и «Пятьдесят оттенков свободы».
С 12 февраля

< Назад в рубрику