Одна из примет современной городской цивилизации – позднее психологическое взросление. Мы рано начинаем карьеру, но довольно поздно задумываемся о семье. Получается, жизнь дарит обитателям современных мегаполисов лет 10-15 «свободы» после окончания вуза, когда ты уже вполне финансово самостоятелен, а потом еще и профессионально состоятелен, но все еще можешь чувствовать себя в порядке, не обзаводясь семьей. Ну а при желании и вовсе можно напомнить себе, что на Западе 45 – это давно уже «новые 30».
«Доля одиноких и местами счастливых в своем одиночестве людей в больших городах растет пропорционально росту благосостояния – в среднем, оно в нашей стране неумолимо повышается именно в мегаполисах. В Москве уровень дохода во многих отраслях настолько высок, что человек любого пола в одиночку может обеспечить себя всем необходимым», — подтверждает тенденцию Дмитрий Котровский, партнер девелоперской компании «Химки Групп».
«Стоит отметить, что в последние годы жилье, рассчитанное на покупателей-«одиночек» (чаще всего это объекты в пределах ТТК, с хорошей транспортной доступностью и инфраструктурой, включая рестораны и кафе хорошего уровня) все чаще выбирают женщины, — подчеркивает Ольга Кузнецова, вице-президент компании RED Development. — Звание холостяка постепенно перестает быть сугубо мужским».
Хорошо это или плохо, судить не нам, но рынок недвижимости, как и положено всякому рынку, уже отреагировал на спрос со стороны таких новых городских холостяков, учитывая их как специфическую категорию покупателей и арендаторов жилья.
«Все больше мужчин сегодня не спешат заводить семью и ведут одинокий образ жизни. Если раньше человек финансово обеспеченный, как правило, покупал собственное жилье, то сейчас довольно обеспеченные люди снимают квартиры комфорт- и бизнес-класса, — рассказывает руководитель отдела аренды компании «Азбука Жилья» Роман Бабичев, — У меня лично есть несколько клиентов, уже хороших знакомых — мужчины за 40, которые ушли из семьи. Они обеспечены финансово, но все равно снимают. Их предпочтения: двушка или трешка студийного плана в хорошем жилом комплексе, полностью упакованная мебелью и техникой, по цене от 100 тысяч рублей в месяц».
Среди клиентов элитных агентств недвижимости покупателей-«одиночек» процентов 15, считает Ирина Могилатова, управляющий партнер агентства недвижимости TWEED: «Все-таки клиенты, ориентированные на холостяцкое проживание — это больше европейская или американская история, а в нашей стране пока ценятся семейные традиции. При этом хочу отметить, что холостяку или холостячке проще сделать выбор, ведь у пар бывают споры – мужчине квартира нравится, женщине – нет, что затрудняет сделку. А тут выбор делает один! Так что риэлтору с «одиночками» работать удобнее».
Основной же формат, рассчитанный на таких покупателей — «многострадальные» апартаменты и апарт-отели. Именно такая недвижимость — ответ на спрос в сегменте «одиночек», считает Саша Лукич, управляющий партнер и главный архитектор проектного бюро Portner Architects: «Формат апарт-отеля подразумевает возможность аренды жилья с качественным управлением и сервисом. Это дает возможность быстро скакнуть вверх по социальной лестнице за счет аренды жилья с престижным адресом. Формат востребован не только экспатами, которым жилье арендует работодатель, но и яппи, которые еще не заработали на собственное жилье этого уровня, но хотят быть частью той социальной прослойки, с которой они работают».
Апарт-отели — это гостиницы, рассчитанные на долговременное проживание, от нескольких месяцев до нескольких лет. Такая недвижимость управляется обычно крупными гостиничными брендами (например, Kempinsky). Есть еще один вариант — апартаменты с гостиничным сервисом, как, например, в московском элитном ЖК «Новый Арбат, 32», где покупатели при желании могут пользоваться сервисом Marriott. На российском рынке формат только появляется – причем если комплексы, где можно приобрести апартаменты и оплачивать гостиничный сервис, чтобы не заниматься бытом, уже присутствуют, то апарт-отелей в строгом понимании (где можно жить годами, оплачивая аренду помесячно — нечто, близкое к понятию скорее доходного дома, чем отеля) совсем немного. Причем, как ни странно, «первые ласточки» заметны в Петербурге, а не в Москве.
«Доходные дома бизнес- и комфорт-классов включают в себя элементы гостиничного обслуживания и имеют коммерческую инфраструктуру в виде тренажерных залов, саун, иногда – бассейнов, — рассказывает Николай Вечер, вице-президент и партнер GVA Sawyer, — По такой схеме, например, работает в Петербурге финская компания SATO, которая выкупает целые секции (подъезды) в строящихся домах бизнес-класса и заказывает застройщику отделку квартир по своему стандарту, а затем управляет этими квартирами-апартаментами».
Есть в Питере и «классический» демократичный апарт-отель YE'S, где минимальная сумма ежемесячного платежа составляет 26,5 тысяч рублей за номер, а как дополнительные опции предлагаются гостиничные услуги, от уборки и глажки до доставки продуктов, тоже по вполне демократичным ценам. Как плюс для арендатора, помимо сервиса — эргономичность (все функциональные зоны по-гостиничному продуманы), качественная мебель и бытовая техника (оборудованная кухня, ванная гостиничного уровня, плазменный ТВ, стиральная машина, гарантированный WiFi). Как минус — это спальный район, довольно сильно удаленный от центра. В Москве апарт-отель под тем же брендом строится в Митино, впрочем, услуга аренды там только планируется, пока что апартаменты можно только купить. В Питере же проект запущен недавно, так что оценить, сколько лет своей жизни среднестатистический холостяк будет готов провести, фактически, в отеле, пока не получится.
Среди покупателей апартаментов примерно треть — молодые люди до 35 лет, определенный их процент — холостые карьеристы, делится статистикой компании коммерческий директор компании Glincom, реализующей комплекс ApartVille, Иван Татаринов: «Цели и критерии у большинства из них совпадают – соотношение цена/качество, хорошая транспортная доступность, наличие инфраструктуры (и внутренней, и внешней). Как серьезный фактор, влияющий на их выбор, стоит отметить и обеспеченность комплекса так называемым круглосуточным отельным сервисом: услуги клининга, прачечной, консьерж-сервис (билеты на самолет заказать, с собачкой погулять), доставка еды. Такая концепция оказалась очень востребованной, сейчас вообще явный тренд на то, чтобы максимально упростить свой быт, передать заботы о доме в руки профессионалов». Впрочем, как считает директор департамента новостроек Est-a-Tet Алексей Оленев, существенную часть спроса на апартаменты в многофункциональных комплексах с гостиничным сервисом и по сей день составляют иногородние сотрудники, которым жилье снимает фирма, а также состоятельные люди, приобретающие жилье для интимных встреч.
Что еще покупают «одиночки»? Дмитрий Котровский, исходя из практики своей компании, говорит, что это могут быть квартиры с одной-двумя комнатами (при этом востребованы верхние этажи, видовые квартиры), если холостяк «начинающий», но если человек достиг определенных высот в профессии, запросы уже другие: «Например, соответствующий статусу двухуровневый пентхаус площадью в 200 метров, с несколькими спальнями (причем все, кроме одной – гостевые), с террасой, биллиардной, двухсветной гостиной. Скорее всего, использоваться постоянно будет не более 20 процентов всей площади, но ремонт будет везде авторский, из дорогих материалов, и даже в самой дальней подсобке – дорогой и эксклюзивный. Холостяки ведь такие – среди них очень много перфекционистов». Ориентируются на одиночек и другие проекты с таунхаусами: как рассказывает генеральный директор «Kaskad Недвижимость» Артур Григорян, при подготовке проекта «Домодедово Таун» в компании рассчитывали на то, что порядка 20 процентов покупателей составят успешные одинокие люди в возрасте от 25 до 40 лет.
Предпочтения в дизайне могут быть самыми разными, хотя среди одиноких покупателей и арендаторов закономерно больше, чем «в среднем по популяции» любителей хайтека и эксцентрики. «"Холостяцкие квартиры" часто тяготеют к динамичному, современному дизайну, — рассказывает Ирина Могилатова, — У одной моей знакомой, которая долго не выходила замуж, в пентхаусе, посреди гостиной, стоял мотоцикл. Еще у нас была на реализации квартира, хозяин которой почему-то разместил в спальне по соседству с огромной кроватью ванну без всяких перегородок. И купила это экстравагантное жилище одинокая девушка. Думаю, продать такую квартиру семье нереально. В то же время, есть примеры, когда одинокие девушки тяготеют к русской классике, а один наш клиент рассматривал для проживания фасадный особняк. У другой нашей клиентки, которая проживает одна, двухкомнатная квартира размером в двести метров, потому что у нее ванна сорок метров, гардеробная сорок, спальня пятьдесят».
Конечно, пусть «одиночки» и могут рассматриваться как специфическая категория покупателей, к интересам которых рынок прислушивается, проекты для таких покупателей — это не резервации и не неприступные крепости. Просто девелопер, просчитывая спрос, прогнозирует, сколько процентов целевой аудитории составят люди без пары. Но есть и крайности — принципиально «семейные» ЖК и объекты, ориентированные преимущественно на бессемейных.
Евгений Редькин, генеральный директор компании «Реалист», считает, что покупателей на рынке недвижимости можно условно поделить на две категории: для одних дом — крепость, для вторых — набор функций. Чаще всего покупатели из первой категории — люди семейные, из второй — одиночки. «Мотивация при покупке и формат дальнейшей эксплуатации недвижимости и этих двух категорий принципиально отличаются. Крайне важно учитывать этот фактор при формировании концепции проекта. Попытка совместить крохотные студии для «холостяков» и раздутые трешки для «семейных», иными словами, сделать проект «для всех», неминуемо повлечет возникновение проблем на этапе продаж, — считает Редькин, — Кроме того, в дальнейшем возникнут проблемы и с эксплуатацией такого дома, когда «холостяки» начнут отказываться оплачивать излишние, на их взгляд, услуги».
Своя точка зрения у Галины Гараевой, генерального директора компании «Континент»: «В одном из наших ЖК мы сознательно спроектировали два корпуса, рассчитанных на разные аудитории. Один из корпусов полностью укомплектован однокомнатными квартирами самой разной планировки, от студий минимальной площади до просторных квартир с возможностью выделения дополнительной функциональной зоны. Второй корпус — «семейный», там вообще нет однокомнатных квартир, зато широко представлены 2-, 3- и 4-комнатные квартиры. Судя по статистике обращений от покупателей, мы «попали» в ожидания и той, и другой аудитории».
Что ж, одиночки по натуре, как, впрочем, и все прочие люди, — индивидуальности со своими представлениями о том, как именно, и где именно нужно жить (хоть бы и с мамой). Так что проекты, рассчитанные на таких покупателей, нужны самые разные, и хорошо, что рынок это понимает.