Президент России Владимир Путин выступил с посланием Федеральному собранию. О внешней политике страны и внутреннем экономическом курсе глава государства говорил более часа. Он разъяснил, отчего так священен Крым для России, напомнил про вежливую, но грозную армию, призвал отказаться от тотального контроля над бизнесом и поставил правительству сложные экономические задачи. «Не справятся», — поспешили усомниться думские партии. Но наибольший резонанс вызвало высказывание Путина о том, что он знает, какие спекулянты обесценили рубль, и намерение провести полную амнистию капиталов. За реакцией слушателей наблюдал корреспондент «Ленты.ру»
Послание Владимира Путина ждали не только политики, журналисты и бизнес. В ожидании замер рынок: «доллар и евро к исходу первого часа торгов четверга сократили снижение», гласили деловые новости. На первом этаже Большого Кремлевского дворца глава Минфина Антон Силуанов, попавшийся в руки журналистов, как раз объяснял, что курс рубля еще может стабилизироваться. Если стабилизируются цены на нефть. Журналисты продолжили бы напирать с вопросом: «Когда же это наконец случится?», но рядом оказался глава «Роснефти» Игорь Сечин. «Сейчас посмотрим, как "барыги" отреагируют на послание президента», — заулыбался он.
На столах в Кремлевском дворце — закуски с красной рыбой, утиной грудкой, профитроли со взбитыми сливками, фрукты и конфеты. Быстрее всего расходились пирожки. Высшие сановники могли выбрать начинку по душе: с яблоками, капустой, мясом и вишней.
«Мы просим вас не суетиться, а быстренько занимать свои места», — назидательно вещал голос диктора. Георгиевский зал Кремля огромен — для тысячи гостей. Чтобы каждому было хорошо видно президента, в центре установили большие экраны. В нужный момент телеоператоры выхватывали лица из зала, чтобы все понимали, к кому обращается глава государства.
Тем временем премьер-министр Дмитрий Медведев расцеловался с Патриархом всея Руси Кириллом и обратился к своей соседке, председателю Совфеда Валентине Матвиенко. Что-то они вдвоем увлеченно обсуждали. Но не так увлеченно, как патриарх с председателем Госдумы Сергеем Нарышкиным. Уж полдень близился, а президента все не было. Задержавшись на шесть минут, Владимир Путин вошел в зал.
Президент был энергичен и эмоционален. Он начал со слов благодарности собравшимся «за поддержку, за единение и солидарность в судьбоносные моменты». «Мы вместе прошли через испытания», — говорил президент. И наверное каждый в зале внутренне отзывался на эти «испытания». Но Путин говорил не для них, он обращался напрямую к гражданам России: «Мы осознали неразрывность, цельность тысячелетнего пути нашего Отечества».
Владимир Путин не был бы собой, если бы не обратился к истории. Он объяснил, почему территория Крыма стратегически важна, — потому что именно там находится «духовный исток формирования многоликой, но монолитной русской нации и централизованного Российского государства». В Крыму, в древнем Херсонесе («Или, как называли его русские летописцы, Корсуни», — уточнил Путин) принял крещение князь Владимир, крестивший затем всю Русь. Президент сравнил значение Крыма для России и православия со значением Храмовой горы в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам и иудаизм.
Затем Путин перешел к теме Украины. Он не мог не сказать о своей оценке событий в соседнем государстве. Точнее, повторить ее. Каждый народ имеет право на выбор союзников, но Россия осуждает государственный переворот и силовой захват в Киеве. «Как в связи с этим можно поддержать вооруженный захват власти, насилие, убийства? — дал волю эмоциям президент. — Повторяю, как можно это поддержать? Ради чего стреляли и до сих пор стреляют и убивают людей? По сути, разрушили экономику, финансы, социальную сферу, разорили страну».
Если некоторые европейцы позабыли, что такое национальная гордость, то для России государственный суверенитет — абсолютно необходимое условие ее существования, выражал уверенность российский лидер.
«Кстати, о санкциях», — словно случайно вспомнил он. И разъяснил, что они вовсе не следствие «крымской весны» (до этого дня чаще звучал термин «русская весна»), а продолжение политики сдерживания. «Всякий раз, когда кто-то считает, что Россия стала слишком сильной, самостоятельной, эти инструменты включаются немедленно», — заявил президент.
Шла двенадцатая минута послания, а Георгиевский зал еще ни разу не сотрясли аплодисменты. И наконец они грянули. Грянули, когда Путин обратился к воспоминаниям о Чечне. «Мы хорошо помним, кто и как в тот период практически в открытую поддерживал у нас сепаратизм и даже прямой террор, называл убийц, у которых руки были по локоть в крови, не иначе как повстанцами, принимал их на самом высоком уровне. Нас с удовольствием пустили бы по югославскому сценарию распада и расчленения. Но не вышло! Не позволили», — зал взорвался аплодисментами.
«Так же как не вышло у Гитлера, который со своими человеконенавистническими идеями собирался уничтожить Россию и отбросить нас за Урал. Надо бы всем помнить, чем это заканчивается», — предупредил Путин, и в зале снова грянули аплодисменты.
Президент логично перешел к сфере национальной безопасности. Камера оператора тут же выхватила из зала лицо министра обороны Сергея Шойгу. «Мы не намерены втягиваться в дорогостоящую гонку вооружений, но при этом надежно и гарантированно обеспечим обороноспособность нашей страны в новых условиях», — заявил Путин, и опять зал зааплодировал.
«Нестандартные решения у России есть. Наша армия, как сейчас говорят, вежливая, но грозная», — заметил Путин, в очередной раз сорвал овации. Позже, после выступления президента, вице-премьер Дмитрий Рогозин на вопрос журналистов, что же это за «нестандартные решения» лишь хитро улыбнулся.
Путин заверил: Россия не пойдет по пути самоизоляции, ксенофобии, подозрительности и поиска врагов, не собирается сворачивать отношения с Европой и Америкой. Но будет «доносить до людей за рубежом правду».
На двадцатой минуте президент заговорил про социальные обязательства государства. Выходило, что впереди время сложное и напряженное, но главное — честно и организованно работать, а «не уповать на удачное стечение обстоятельств или внешнюю конъюнктуру». Россия полна талантливыми, умными и трудолюбивыми людьми, и санкции для них — стимул.
Таланты талантами, но предпринимателям надо дать больше воздуха. Путин переходил к экономической части послания, и вновь звучали аплодисменты. «Надо максимально снять ограничения с бизнеса, избавить его от навязчивого надзора и контроля. Каждая проверка должна стать публичной, — перечислял Путин, и каждый тезис слушатели словно отделяли одобрительными хлопками в ладоши. — Надо отказаться от самого принципа тотального, бесконечного контроля». Надзорные каникулы, никаких изменений в налоговой сфере на ближайшие четыре года — все это вызывало одобрение зала. Но наибольшее впечатление произвело предложение о полной амнистии капиталов.
«Если человек легализует свои средства и имущество в России, он получит твердые правовые гарантии, что его не будут таскать по различным органам, — объяснял Путин. — Давайте это сделаем сейчас, но один раз. Все мы понимаем, что происхождение денег разное, по-разному они заработаны и получены. Но, убежден, нам нужно окончательно закрыть, перевернуть офшорную страницу в истории нашей экономики».
Путин перечислил и другие задачи: вырваться из ловушки нулевых темпов роста, увеличить долю России в глобальной экономике, удвоить объемы дорожного строительства, добавить денег Фонду развития Дальнего Востока, разработать систему поддержки несырьевых компаний России, создать комплексный проект современного конкурентного развития Северного морского пути, поэтапно сформировать систему единого технического заказчика и многое другое. Члены правительства, что называется, «брали на карандаш». После оглашения послания они стремительно пронеслись мимо журналистов. Видимо, выполнять поручения президента.
Банку России Путин доверил провести жесткие скоординированные действия, «чтобы отбить охоту у так называемых спекулянтов играть на колебаниях курса российской валюты». «Власти знают, кто эти спекулянты, — сурово посмотрел в зал президент. Но камера оператора на этот раз не выхватила никого из слушателей. — Инструменты влияния на них есть, пришло время воспользоваться этими инструментами».
Позже лидер «Справедливой России» Сергей Миронов не постеснялся назвать журналистам этих спекулянтов: «Пять самых крупных банков России. Это все наши замечательные государственные банки, которые про себя любимых не забывают и набивают мошну».
Президент говорил о хищениях в сфере гособоронзаказа, рекордных урожаях, качестве подготовки специалистов. Он даже рассказал, и это было явно не «с листа», историю о профсоревнованиях, в которых неопытные школьники «сделали» не только студентов, но и специалистов ведущих предприятий. Демография, Олимпиада, образование, поддержка социально ориентированных НКО, патриотизм — всему нашлось место в послании президента.
Еще звучали последние слова послания Владимира Путина, а журналисты уже ждали гостей у выхода. Мимо прошли стройной чередой представители традиционных российских конфессий, губернаторы, министры и вице-премьеры. Практически никто из членов правительства не захотел пообщаться с прессой. Говорить на камеру были, как всегда, готовы думские фракции. И — как нарочно — говорили именно про правительство.
«Те поручения, которые давал президент правительству, с моей личной точки зрения, правительство Медведева навряд ли сможет выполнить», — скептически высказывался лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. «Сегодня нужна иная финансово-экономическая, социальная и аграрная политика. Но для ее подготовки и реализации требуется совершенно иной кабинет министров», — поддержал коллегу лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
Политики отметились не только критикой правительства, но и высокой оценкой послания президента. «Понравилось обращение к региональным лидерам — надо ответственнее подходить к формированию кадров. А то у нас регионы ходят в долгах как шелках», — подчеркнул лидер коммунистов. «Великолепное послание, все точки расставлены», — одобрял глава ЛДПР Владимир Жириновский. Пока он вещал, на выходе из зала образовалась пробка. Соратники Жириновского встали за спиной руководителя и перекрыли дорогу всем остальным гостям. Пришлось дожидаться, пока Жириновский вдоволь наговорится перед телекамерами.
«Безупречное в сложившейся ситуации», — охарактеризовал послание пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. «А как ловить будут валютных спекулянтов, о которых говорил Путин?» — задали ему вопрос. «Их не надо ловить, они тут рядом», — отшутился Песков. Как раз в этот момент последние гости спешно покидали Кремль. А в Белом доме уже началось совещание правительства.