Культура
08:16, 6 декабря 2014

Картинки недели: рабы немы и старики на тренажере Самые яркие новости мира в картинках

Фотограф Дин Брэдшоу

Из миллионов изображений, которые ежедневно производятся на планете Земля, «Лента.ру» совместно с порталом «Артгид» отбирает самые любопытные. Может быть, некоторым из них повезет войти в культурный багаж человечества. Кто знает, что больше привлечет потомков — резьба по стенам пещер в XXI веке или раковины, расписанные в палеолите? Самые яркие картинки недели в подборке «Ленты.ру».

Журнал Nature 3 декабря опубликовал недавнее открытие палеоантропологов: раковину, на которую неведомая рука нанесла зигзагоообразный узор. Это случилось около 430 тысяч лет назад. Людей как биологического вида Homo sapiens еще не существовало, автор узора — наш человекообразный предок Homo erectus, и эти зигзаги можно считать самым ранним произведением искусства, родившимся еще до человека. Прежде считалось, что первые произведения искусства — африканская наскальная живопись возрастом примерно 70-100 тысяч лет, но найденная в Индонезии раковина показывает, что изначальный творческий импульс — оставить след на поверхности при помощи рукотворных линий, не несущих прямой практической пользы, — возник намного раньше, даже раньше человеческого рода.

Старый конь борозды не портит, а лишь растет в цене и ценности. Эта картина Уильяма Тернера — пейзаж «Вид на Рим с горы Авентин» (1835) — была на этой неделе продана на аукционе Sotheby's за 30,3 миллиона фунтов (47,43 миллиона долларов). Это рекорд цены на Тернера за всю историю. Картина также является одной из последних крупных работ Тернера, все еще находящихся в частных руках, а не в музейных собраниях.

В Майами открылась крупнейшая мировая ярмарка современного искусства Art Basel Miami Beach, а вместе с ней — десятки менее важных ярмарок-спутников.

В Бруклинском музее открылась выставка Джудит Скотт. Рисунки и объекты невероятной резкости и эмоциональной мощи, яркие и смелые. Джудит Скотт родилась с синдромом Дауна, выросла в психиатрическом детдоме, не умела говорить (только когда ей было за 30, выяснилось, что она не научилась говорить не из-за умственной отсталости, а потому что глухая), искусством начала заниматься в 43 года. Начинала с рисунка и живописи, но вскоре нашла свою технику — объекты из ниток и веревок. С 1980-х до смерти в 2005 году прошла большой творческий путь.

Продолжают интриговать проекты будущего музея Гуггенхайма в Хельсинки. Архитектурное бюро O1A (Office One Architecture), например, предложило вот такое по-скандинавски сдержанное здание — проект участвовал в архитектурном конкурсе, но в шорт-лист, объявленный 2 декабря, не вошел. Его изюминка в том, что большинство стен должны быть передвижными и конфигурацию пространства музея можно изменять, приспосабливая под каждую новую выставку.

Кто сказал, что фитнес-модели могут быть только молодыми и мускулистыми? Фотограф из Лос-Анджелеса Дин Брэдшоу делает своими спортивными кумирами очень пожилых людей. Пожилых, спортивных, веселых и без комплексов. Бабульки и дедульки зажигают и на силовых тренажерах, и на баскетбольном поле. А что, самый возраст, чтобы перерасти все предрассудки и жить в свое удовольствие.

Американец Ра Полетт уже десять лет тихонько преображает лабиринт пещер в штате Нью-Мексико в рукотворные залы, покрытые тонкой резьбой. Все сам, один, руками, образующийся мусор вывозит сам на тачке. Для него это дело жизни, своего рода послушничество. Скоро его работа будет закончена и пещеры станут пространством для художественных событий.

Скандал случился во Франции, где в Сен-Дени под Парижем южноафриканский художник и актер Бретт Бейли попробовал показать свой перформанс Exhibit B. Тема перформанса — «человеческие зоопарки», ездившие по Европе в XIX и начале ХХ века, где на обозрение зрителей выставлялись «человеческие диковинки», от бородатых женщин и лилипутов до обычных чернокожих и краснокожих. Перформанс и сам был направлен на то, чтобы показать античеловечность таких практик, но антирасизм Бейли не приняли и не поняли, и протестующие, как и ранее в том же году в Лондоне, обвинили самого Бейли в расизме и эксплуатации людей и потребовали запрета выставки. В Москве же, где Exhibit B был показан осенью, он прошел практически незамеченным.

< Назад в рубрику