Интернет и СМИ
21:41, 8 декабря 2014

По национальному вопросу с ветерком Смена восточных имен водителей такси на русские вызвала бурю споров в Рунете

Ирина Ли
Фото: Сергей Карпов / ТАСС

Онлайновый сервис GetTaxi вызвал бурные споры в интернете, задев острую этическую и национальную проблему. Дело в том, что GetTaxi уличили в подмене неславянских имен своих водителей на русские эквиваленты. Дамир стал Даниилом, Ерджаник — Евгением, Хасан — Харитоном и так далее. «Лента.ру» проанализировала, как Рунет отнесся к этой инициативе.

Первым забил тревогу пользователь Дмитрий Опарин. Он поинтересовался в своем Facebook, кто решил дать водителям такси «более понятные» российские псевдонимы, и выразил свое отношение к этому событию.

Примечательно, что после того, как всплыл факт подмены имен и разгорелась бурная дискуссия в интернете, пользователи заметили, что начался «обратный процесс»:

Кроме того, блогер Рустем Адагамов (более известный под псевдонимом в ЖЖ drugoj) добавил в обсуждение еще одного игрока того же сектора рынка — CityMobil, у которого обнаружилась не менее спорная опция:

Подлили масла в огонь комментаторы, утверждавшие, что обсуждаемое «нововведение» было совершено без уведомления самих таксистов. Зоя Светова, корреспондент The New Times, в своей колонке на сайте проекта «Открытая Россия» под названием «Почему я больше не буду пользоваться услугами GetTaxi» провела эксперимент и выяснила, что вызванный ею таксист понятия не имел, что его имя поменяли на более «благозвучный» русский эквивалент:

«Я заказала такси в GetTaxi. Мне пришло сообщение о том, что мой заказ выполнит Харитон Х. Водитель позвонил через 10 минут и с характерным южным акцентом сказал, что будет на месте через 10 минут. "Спасибо, Харитон", — поблагодарила я водителя. "Я Хасан. Почему Харитон?" — удивился он.

Когда я села в машину, я опять назвала его Харитоном и спросила, слышал ли он, что в его компании теперь заменяют труднопроизносимые имена более простыми. Он показал мне свою карточку водителя, где было написано "Хасан Хусейнов" и сказал: "Да, есть некоторые трудные имена, но у меня простое. Зачем мое имя будут менять? Вы, наверное, неправильно прочитали"».

На скандал отреагировали даже официальные лица. Член Совета по правам человека при президенте Александр Брод в эфире радиостанции «Говорит Москва» заявил, что считает такой шаг компании неэтичным.

«Я считаю это неэтичным. Непонятно, чего они боялись, чего они скрывали, ведь водители у них работают официально. Мне кажется, что это абсолютно ошибочно и порочно стесняться имен представителей нерусской национальности. Это неуважение к этническим группам, которые проживают на территории РФ или ближнего зарубежья, — говорит он. — Я считаю, что никакой толерантности тут нет, это, наоборот, неуважение к этническому многообразию, неуважение к работникам и тем гражданам, которые пользуются услугами этой компании».

В свою очередь, компания в лице ее гендиректора и создателя Шахара Вайсера заявила, что отбирает водителей «исключительно по профессиональным качествам» и «толерантность — одна из наших ключевых ценностей компании», а подмена имен — всего лишь эксперимент по понижению фактора национализма.

Также Вайсер сообщил «Ленте.ру», что водители были уведомлены об эксперименте и не узнать о смене имен могли только по случайности.

Журналист и блогер Олег Кашин в заметке на сайте Slon выразил мнение, что ответ GetTaxi должен был звучать по-другому.

«GetTaxi, оправдываясь за "эксперимент" с именами, называет себя толерантной компанией и хвастается многонациональным коллективом, и зря, потому что честный ответ звучал бы так, что в России сегодня скопилось слишком много неразрешенных межнациональных проблем, одна из которых — бытовой расизм значительного числа россиян — напрямую влияет на заработки компании, и, поскольку мы пришли на этот рынок зарабатывать, а не помогать обществу вырабатывать консенсус по спорным вопросам, то сочли возможным переименовать Хасанов в Харитонов, и мы понимаем, что люди, которых это оскорбляет, откажутся от наших услуг, но также мы знаем, что людей, которые в силу своих предрассудков не хотят ездить с Хасаном, в Москве все равно больше и ради них мы готовы идти на репутационные издержки».

Кашин также доводит этот скандал до более глобальных вопросов, размышляя, какие выводы об отличиях США и России можно сделать исходя из этого дела:

«Ситуацию с переименованием таксистов в Америке представить нельзя прежде всего потому, что Америка, решая свои межрасовые проблемы, прошла и через ку-клукс-клан, и через марши сотен тысяч чернокожих по Вашингтону, и через убийство Мартина Лютера Кинга, и через ввод войск в Университет Миссисипи, в который не принимали чернокожего студента. Когда у страны такая история, толерантность оказывается буквально выстраданной, а что выстрадала Россия?»

Пользователи интернета же не стеснялись в выражениях и даже обвинили GetTaxi в фашизме:

Но, как и в любом вопросе, нашлись и сторонники спорных мер компании:

При этом некоторые усмотрели заговор конкурентов. Так, предыдущий скандал, где фигурировало GetTaxi, был вызван ценовым противостоянием с «Яндекс.Такси» после анонса израильским стартапом новых тарифов.

< Назад в рубрику