Россия
15:38, 8 декабря 2014

Мертвый сезон Сочи после Олимпиады

Тимофей Шевяков
Фото: Михаил Мокрушин / РИА Новости

Зимняя Олимпиада уже девять месяцев как закончилась, давно выяснили, почему не раскрылось пятое кольцо во время знаменитого шоу, но Сочи по-прежнему в центре общественного внимания. «Лента.ру» поинтересовалась тем, что происходит сейчас на крупнейшем российском горнолыжном курорте.

В прошлую пятницу, 5 декабря, член комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи Николай Валуев заявил в эфире «Русской службы новостей», что ответственные за решение поднять цены на сочинские фуникулеры на 43 процента должны быть наказаны. Резкий скачок цен в пиковый сезон — с 26 декабря по 10 января — так возмутил любителей горных лыж, что они начали собирать подписи под петицией за возвращение прежних тарифов на скипассы (билеты на горнолыжные трассы). На сегодняшний день (8 декабря) под обращением подписалось 1290 человек. Немало, особенно с учетом того, что гостиницы горного кластера Сочи располагают приблизительно 7500 номерами.

По словам директора по территориальному развитию курорта Роза Хутор Константина Гаранина, к удорожанию привели три фактора: санкции, курс рубля и то, что Сочи на данный момент является лучшим горнолыжным курортом России. «Насколько я понимаю, отдел продаж принял решение ограничивать поток в новогодние дни (и только в этот период) ценой и количеством продаваемых скипассов», — пишет Гаранин в сообществе «Красная Поляна онлайн» в Facebook. Реакция сообщества была довольно предсказуемой и, разумеется, крайне негативной.

Неприятности горнолыжников скипассами не ограничиваются. С 1 декабря в Сочи осталось лишь 10 пар электричек — «Ласточек», курсирующих между Олимпийским парком в Сочи, аэропортом и Красной Поляной. В горный кластер ходит половина из них. Стоит заметить, что найти действующее расписание поездов до прилета в Сочи довольно непросто. Имеющиеся в интернете были актуальны в лучшем случае летом, а скорее — во время Олимпиады, когда между приморским и горным кластерами курсировало 80 пар поездов.

Туристам с горнолыжным снаряжением добраться до трасс теперь непросто. Альтернатива — или автобусы (чуть более 200 рублей в один конец), или такси (цена по договоренности). С 20 декабря, то есть перед самым сезоном, курорт вообще может остаться без электричек — РЖД собирается прекратить перевозки, если власти Краснодарского края не предпримут шагов по погашению долга, который к концу ноября приблизился к 1,3 миллиарда рублей. Договоренность о разделении компенсации за перевозки РЖД между федеральным и краевым бюджетами была достигнута на уровне правительства, но по ходу ведомственных согласований вопрос подвис. Минфин не может субсидировать перевозки по отдельным направлениям, поскольку это потребовало бы изменений в законе о бюджете. В общем, вероятность того, что туристы могут лишиться удобного и относительно дешевого транспорта, весьма велика. Зато частные извозчики предвкушают лавинообразный рост спроса на их услуги.

В журнале-справочнике «Красная Поляна», имеющемся в любой гостинице горного кластера, — расписание автобусов, «Ласточки» (с реальностью, как уже говорилось, не совпадает), телефоны официальных такси и разные «Михаил, микроавтобус», «Сергей, Land Cruiser». Частники вспоминают недавнюю Олимпиаду с большим удовольствием. «Я тогда в фирме работал, зарплата была о-го-го какая, да еще чаевые. А потом — ни туристов, никого. Зарплату урезали, а план остался. Невыгодно. Ушел с фирмы, теперь вот сам вожу», — жалуется один из них. Впрочем, настроен он оптимистично: «Ничего, поезда теперь почти не ходят (разговор происходил 17 ноября — прим. «Ленты.ру»), а на автобусе с лыжами не наездишься. Под Новый год все приедут — опять хорошо будет».

Часть подъемников в будний день закрыта, а на те, что работают, очередей нет. Туристов в середине ноября мало. За 700 рублей можно подняться с двумя пересадками на высоту 2200 метров, откуда открывается изумительный вид на долину речки Мзымты и весь горный кластер: Красную Поляну, Роза Хутор и Эсто-Садок. Здесь, в ресторане «Вершина», 13 декабря откроется сочинская приемная Деда Мороза. Из фуникулера видно: по всему склону от реки и до вершины работает техника. Это продолжается благоустройство дорог и горнолыжных трасс.

Вообще в межсезонье рабочих на курорте больше, чем туристов. Ощущение такое, что никакой Олимпиады не было — отделочные работы, строительство, почти как год назад. Причин тому несколько — во-первых, планы развития курорта оказались чересчур амбициозными и в срок сделать удалось далеко не все. Во-вторых, к сожалению, вся элитная красота за год изрядно обветшала. Просевший тротуар, отколовшаяся плитка, потеки на стенах пятизвездочных гостиниц — вот суровые реалии постолимпийского Сочи. Все это стараются оперативно исправить — на носу зимний сезон, с которым связано много надежд. Из-за растущего евро многие любители горных лыж отказались от европейских трасс, сделав выбор в пользу Сочи. Да и состоявшийся 5 декабря старт продаж авиабилетов отечественного лоукостера «Победа» сыграл свою роль — билеты из Москвы до Сочи за 999 рублей на зимние каникулы были раскуплены в считаные часы.

Еще один ощутимый недостаток — плохое сообщение между тремя поселками и высотным парком приключений SkyPark. От автобусной остановки раз в час отходит шаттл. Можно отправиться пешком через поселок Казачий Брод и в гору по серпантину. Идти минут сорок, зато не пропустишь местную достопримечательность — на одном из поворотов стоит указатель с выцветшим мультяшным Флинстоуном и надписью: «Ахштырская пещера — приглашаем посетить стоянку первобытного человека». До пещеры полкилометра ходьбы в сторону Мзымты. С двух обзорных площадок открывается панорамный вид на долину реки, да и сама пещера стоит того, чтобы потратить 70 рублей за билет. Как-никак, согласно местным легендам, именно в ней жил мифический циклоп Полифем, которого ослепил хитроумный Одиссей во время путешествия из-под стен Трои на Итаку.

Менее чем в километре от пещерной древности — перекинутая над Мзымтой современность. Самый длинный в мире (439 метров) и один из самых высоких (207 метров) подвесной мост, закрепленный на восьми мощных тросах, вмурованных в бетон по краям ущелья. Идти страшновато, но открывающиеся виды заставляют позабыть о пропасти под ногами — ведь с середины моста можно увидеть Черное море. Парк, как и многое другое в Сочи, продолжает строиться и расти.

В перспективе курорт действительно способен вернуть себе былую советскую славу — лишь бы удалось оперативно решить вопросы с транспортом и непомерно задранными ценами. А люди ехать в Сочи хотят — на новогодние праздники мест в гостиницах практически нет.

Сочи — Москва

< Назад в рубрику