Человек может прожить без еды месяц. Без воды он протянет дня три, а на жаре только несколько часов. Без воздуха же смерть настигнет через несколько минут, а если в нем растворен яд, то и пары вздохов достаточно, чтобы отправиться на тот свет. «Лента.ру» разбиралась, что защитит легкие российского солдата на поле боя.
С древности средства защиты на войне эволюционировали в одном направлении — уберечь бойца от удара — стрелы, меча, а впоследствии и пули. Однако сто лет назад, в годы Первой мировой войны появилось новое смертоносное оружие, от которого не спасет ни кольчуга, ни щит, ни бронежилет — боевые отравляющие вещества (БОВ). Понадобился новый элемент боевой экипировки — противогаз.
Первоначально главное назначение противогаза сводилось к тому, чтобы уберечь человека от ядовитых газов. Наблюдать за полем боя и метко стрелять в изделиях начала прошлого века было очень трудно. Модернизация произошла после Второй мировой войны, когда к БОВ прибавилась новая угроза — ядерное оружие. Простые фильтры, начиненные активированным углем, заменили комбинированными фильтрующими коробками, задерживающими радиоактивную пыль.
Обзорность новых противогазов улучшилась, но все равно оставляла желать лучшего. Долгие годы все шлем-маски оборудовались круглыми окулярами, причем иногда они располагались в одной плоскости. Таким был, например отечественный противогаз «Хомяк», разработанный для воздушно-десантных войск. Несколько удобней — ГП-5 с более широкими очками.
К концу 1980-х годов в советскую армию поступили новые образцы противогазов ПМК с более совершенными окулярами и более удобным расположением фильтрующей коробки. Добавилась возможность подключения питьевой системы. В зависимости от того, с какой руки стрелял боец, можно было помещать фильтр слева или справа. А в модели ПМК-3 обзор стал практически панорамным.
Однако все эти изделия, по мнению экспертов, «позавчерашний день». Как рассказал «Ленте.ру» Вадим Крылов, коммерческий директор ОАО «Тамбовмаш», одного из ведущих российских производителей средств индивидуальной защиты органов дыхания для гражданских и военных нужд, уже сегодня армия и силовые структуры переходят на противогазы нового поколения.
Конструкция маски кардинально изменилась. В качестве примера можно привести изделие ГП-21, входящее в боевую экипировку внутренних войск. У него не стеклянные окуляры, а панорамная линза из незапотевающего, гибкого и прозрачного пластика. Внутри — подмасочник, за счет которого стекло обдувается свежим воздухом. Традиционная резиновая смесь, из которой изготавливались противогазы предыдущих поколений, уступила место более легкому и устойчивому к агрессивным веществам термопластичному эластомеру. В результате всего этого вес маски уменьшился наполовину по сравнению с изделием из резины и стекла.
Обновилось устройство для подключения к питьевой системе. Если раньше трубка присоединялась к стандартной солдатской фляжке через переходник, то сейчас маски проектируются для включения в питьевую систему, носимую за спиной. Модернизировано и переговорное устройство. Как объяснил Вадим Крылов, военные потребовали обеспечить звукопередающую мембрану «защитой от дурака» (чтобы солдаты не выкручивали ее для облегчения дыхания и не портили противогаз), и теперь изготовители делают переговорник неразборным.
ГП-21 — переходная модель. Корреспонденту «Ленты.ру» удалось подержать в руках и примерить на себя перспективный военный противогаз под проектным наименованием ПМК-6, который рассекретят лишь в следующем году. Помимо перечисленных выше улучшений, маске и фильтрующей коробке приданы обтекаемые формы, что исключает зацеп за противогаз ремня автомата, лямок вещмешка и парашютных строп. Также для ПМК-6 разрабатываются противоосколочные, солнцезащитные и фотохромные светофильтры.
Изменилась и фильтрующая коробка. Раньше на каждую группу отравляющих веществ требовался отдельный фильтр. Например, на стандартную общевойсковую фильтрующую коробку от БОВ в случае необходимости приходилось навинчивать дополнительный противогазный патрон от аммиака. Современные фильтрующие коробки практически универсальные, защищающие как от боевых, так и от промышленных отравляющих веществ.
Для фильтрации применяется особый сорт каменного угля. Он добывается так же, как и обычный, но им бессмысленно топить печку. Его главное свойство — высокая пористость. После специальной обработки и смешения с каталитическими веществами, угольные гранулы приобретают способность улавливать в свои поры молекулы отравляющих веществ или разлагать их катализатором до безопасного для человека состава.
Противоаэрозольная и антибактериальная вставка изготавливается теперь из специального синтетического материала с волокнистой структурой, в которой застревает не только мелкодисперсная пыль, но и бактерии и даже вирусы. При этом размер самого фильтрующего патрона несколько уменьшился.
Корпуса фильтрующих коробок по-прежнему изготавливаются из пищевого алюминия. Некоторые производители, как в России, так и за рубежом предпочитают пластик, однако, по мнению специалистов «Тамбовмаша», это неправильно. Как и любая другая деталь в противогазе, будь то пластиковая пряжка или обжим из нержавеющей стали, алюминиевый корпус имеет свое практическое значение.
Пластиковая коробка из-за перепада температуры воздуха рано или поздно деформируется, что может привести к образованию полостей на пути фильтруемого воздуха. Значит, вдыхаемый воздух будет фильтроваться не полностью, и часть его проникнет в легкие человека вместе с отравляющими веществами, радиоактивной пылью или смертоносными бактериями.
Такая полость может образоваться и при ударе пластиковой коробки, при этом стенки ее спружинят и останутся ровными, чего не скажешь о содержимом фильтра. А при низких отрицательных температурах корпус может расколоться даже от не самого сильного удара.
Алюминиевая фильтрующая коробка, напротив, не подвержена деформации от перепадов температуры и сохраняет плотное прилегание всех деталей в жару и в холод. С другой стороны, если фильтр ударят обо что-то, то на его корпусе обязательно останется вмятина. Ее размеры и глубина позволят сделать вывод о том, можно ли противогаз использовать дальше или необходима замена.
Имеет значение и краска на коробке. Как уже говорилось, уголь-сорбент содержит в себе катализаторы. В случае разгерметизации коробки они вступают в контакт с влагой, что приводит к коррозии корпуса. При этом краска на пораженных участках вздувается, сигнализируя об опасности.
Есть ситуации, когда фильтрующий противогаз не в состоянии защитить человека. Ни одна угольная смесь не задержит такие газы, как метан или пропан. Не существует фильтров, способных длительное время задерживать угарный газ. В этом случае помочь может только противогаз изолирующий.
Основные потребители таких средств защиты — военные моряки и, в первую очередь, подводники. В условиях замкнутого пространства, когда дым не уходит, а концентрация ядовитых веществ и угарного газа растет в геометрической прогрессии, шанс на спасение дает только изолирующее устройство.
В России такие противогазы традиционно оснащаются регенеративными патронами, содержимое которых забирает углекислый газ из выдыхаемого воздуха и насыщает кислородом вдыхаемый. В случае аварии это поможет человеку выжить в течение нескольких часов. Облегченная версия изолирующего противогаза — портативный дыхательный аппарат. В нем человек в состоянии покоя будет получать кислород около часа.
Как и фильтрующие противогазы, изолирующие средства защиты, поступающие на снабжение ВМФ, претерпели изменения. Но сведения об их устройстве являются секретными, известно лишь, что разработчикам удалось увеличить время регенерации воздуха, а сам патрон, в котором происходит химический обмен, приобрел изогнутую форму для удобства ношения.
Одна из проблем разработчиков противогазов для силовых структур — большое разнообразие защитных шлемов и касок, применяемых в вооруженных силах и полиции. В России их насчитывается до десяти разновидностей. При этом нет системы согласования новых проектов между разработчиками амуниции и средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД).
Куда более серьезную проблему представляет нелегальное копирование. В последнее время большой интерес к СИЗОД российских производителей проявляют Египет и Индия. Между тем, свою продукцию им предлагает и Китай. И что характерно — некоторые противогазы в точности повторяют российские. Безусловно, они дешевле отечественных, но сильно уступают им по качеству материалов и сорбционным угольным смесям. Производство универсальных фильтров, подобных российским, китайцы пока не освоили. Пока. Но что будет дальше?