Мир
08:34, 11 декабря 2014

Реванш Монтесумы Планируют ли мексиканцы захватить юго-запад США

Алексей Куприянов
У мексиканского ресторана в Лос-Анджелесе, США
Фото: Hector Mata / AFP

В начале декабря 17 штатов США подали в суд на Барака Обаму за его идею легализовать мигрантов. Застрельщиками выступили власти Техаса, граничащего с Мексикой, откуда идет поток нелегалов. Стремительное увеличение числа мексиканцев в юго-западных штатах пугает местных жителей. Все громче звучат предположения, что иммигранты и местное испаноязычное население намерены основать на юго-западе США собственное государство или присоединиться к Мексике.

Территория раздора

Техас присоединился к США в 1845 году после того, как американские поселенцы подняли мятеж и завоевали независимость от Мексики. Остальные штаты юго-запада — Калифорния, Нью-Мексико, Аризона, Невада и Юта — Америка получила по итогам американо-мексиканской войны тремя годами позже. Вместе с территорией американцам досталось и испаноязычное население, получившее вскоре презрительное прозвище чиканос, в отличие от латинос — мигрантов из-за Рио-Гранде. Постепенно они привыкли к новой родине, хотя американцы с севера относились к ним как к людям второго сорта. Когда в начале XX века на волне мексиканской революции патриоты пытались поднять в бывших мексиканских штатах восстание, чтобы вернуть их в состав бывшей метрополии, затея окончилась провалом.

После Второй мировой развернулось движение за гражданские права чиканос, El Movimiento, в котором приняли участие ветераны и местные активисты. Пика оно достигло к 1960-м годам, когда у потомков мексиканцев появилась даже собственная партия — Raza Unida, «Объединенная раса», сумевшая одержать победу на местных выборах в отдельных округах. Активно развивалась этническая культура — своя музыка, живопись, литература, не похожие ни на мексиканские, ни на американские. Прозвище чиканос теперь произносилось с гордостью.

В 1968 году тысячи студентов мексиканского происхождения вышли на улицы, требуя качественных учебных программ и квалифицированных учителей. Среди многочисленных студенческих групп выделялось «Студенческое движение чиканос Ацтлана» (Movimiento Estudiantil Chicano de Aztlán), MECHA, постепенно перешедшее от борьбы за права в сфере образования к борьбе против полицейского произвола. В названии своей организации активисты использовали слово «Ацтлан» — имя мифической прародины ацтеков, чей последний вождь Монтесума был пленен испанцами и убит. Под Ацтланом националисты 1960-х понимали захваченные американцами в XIX веке территории. Вскоре возникло и свое военизированное крыло — «Коричневые береты». Хотя они охотно позировали перед фотокамерами с оружием, до боевых акций дело не дошло.

Американские власти быстро осознали, к чему все идет, и локализовали протест. Уже в 1969 году началась реализация так называемого плана Санта-Барбары, согласно которому американские мексиканцы получали льготы при поступлении в вузы, в университетах ввели спецпрограммы, посвященные культуре и истории чиканос. Представители некогда второсортного народа год за годом наращивали свое присутствие в органах власти и крупном бизнесе, среди профессуры в университетах.

По ту сторону Рио-Гранде

Если к северу от Рио-Гранде обстановка постепенно стабилизировалась, то к югу страсти продолжали кипеть. К 1990-м годам идея возвращения северных территорий стала популярной в мексиканском обществе, политики активно эксплуатировали эту тему. Интеллектуалы как левого, так и правого толка быстро поняли, куда дует политический ветер, и сформулировали концепцию Реконкисты — «отвоевания». Адепты этой идеи проводят романтическую параллель с эпохой, когда испанцы отвоевывали свою землю у мавров.

Эта концепция популярна и у левых сапатистов, и у правых ультрас. Самая экстравагантная из всех действующих политических сил, которые ее эксплуатируют, — ультраправые активисты из «Мексиканского националистического фронта», провозгласившие своей целью борьбу с «англо-американским культурным влиянием» и считающие необходимым вернуть утраченные территории, а также присоединить всю Центральную Америку, чтобы создать Мексиканскую империю взамен «упаднической» республики, заодно выйдя из ВТО и НАФТА. Для этого, по мнению «Фронта», нужно установить в Мексике национал-социалистический режим под девизом «Фатерлянд, империя, социализм».

Хотя «Фронт» — маргинальное движение, перспектива возвращении северных штатов тешит сердца мексиканцев. По последним опросам, 58 процентов жителей страны считают, что юго-запад США должен принадлежать Мексике. А в 2008 году разразился скандал — водка «Абсолют» в ходе рекламной кампании в Мексике разместила на своих постерах карту страны со старыми границами. Это вызвало прилив национальной гордости мексиканцев, увеличило продажи водки в Мексике, но чуть было не лишило «Абсолют» американского рынка.

Новая волна

Впрочем, главные адепты идеи Реконкисты обнаружились в самих США. В 2000 году профессор-адъюнкт Университета Нью-Мехико Карлос, он же Чарльз, Трухильо дал интервью, в котором изложил свои взгляды на будущее американского юго-запада. Профессор предложил создать República del Norte, Северную республику, коренным населением которой стали бы чиканос. Новое государство должно включать Калифорнию, Нью-Мехико, Техас и часть Колорадо. К ним, по мысли Трухильо, необходимо присоединить мексиканские штаты Нижняя Калифорния, Сонора, Чиуауа, Коауила, Нуэво Леон и Тамаулипас.

По словам профессора, «по обе стороны границы наблюдается взаимное тяготение»: чиканос и мексиканцы снова превращаются в единую нацию. «Среди коренных чиканос растет чувство, что мы чужаки на собственной земле. Медиа внушают нам негатив в отношении нашей собственной культуры, это худшая форма подавления — ненависть к самим себе». Создать республику Трухильо предлагает мирным путем — при помощи увеличения числа чиканос и мексиканских мигрантов, получающих право голоса. В 2007 году власти Университета Нью-Мехико отказались продлевать контракт с экстравагантным профессором — как считает сам Трухильо, опасаясь его идей.

Трухильо был не первым пропагандистом Северной республики. За год до его нашумевшего интервью еще один интеллектуал из чиканос, Хосе Гутьеррес, бывший активист, а ныне профессор Техасского университета в Орлингтоне, заявлял: «Мы, чиканос, — единственная этническая группа в США, находящаяся в униженном положении. Мы не иммигрировали в США добровольно — это американцы завоевали нас. Если они зовут нас радикалами или сепаратистами, это их проблемы. Это наш дом и наша родина, мы здесь хозяева, а все остальные — гости. Не наша вина, что белые не рожают детей и что черное население не растет с нужной скоростью». Гутьеррес обещал подъем ирредентизма, но по прошествии шести лет ему пришлось признать, что его прогноз оказался слишком оптимистичным: реальных политических движений, мечтающих о Реконкисте, у чиканос так и не оформилось.

Конспирологи и политологи

Все это, естественно, вызывают беспокойство у многих белых американцев, живущих на юго-западе. Еще в 1980-х в романах американских фантастов, пишущих в жанре антиутопии, нет-нет да возникал Ацтлан — на юго-западе погибших США. С распространением интернета ситуация изменилась. Сейчас активнее всего тему мексиканской миграции эксплуатируют сторонники теории заговора, создающие многочисленные сайты, чтобы донести до сограждан страшную правду. Внимательный читатель узнает о том, что мексиканские вооруженные силы и полиция осуществляют постоянные диверсии против США, совершают рейды на сопредельную территорию, расстреливают американских пограничников и массово засылают агентов влияния.

По мнению конспирологов, власти Мексики реализуют долгосрочный «План Ацтлан». Для подкрепления этой версии используются реально существовавшие документы 1960-х, когда контркультурная молодежь заявляла о готовности «претендовать на землю, на которой она родилась», и объединяться, чтобы противостоять «репрессиям, эксплуатации и расизму». Проблема в том, что даже для 60-х эти высказывания казались слишком радикальными, а сейчас всерьез их воспринимают лишь несколько левацких группировок. Впрочем, для конспирологов всякое лыко в строку. Для подтверждения своих опасений они ссылаются в том числе на сообщения из Лос-Анджелеса, где, по данным таблоидов, развернулась настоящая «расовая война»: мексиканские банды массово убивают негров, вытесняя черное население из города. Правда, учитывая, что по-прежнему две крупнейшие банды в городе состоят из чернокожих и заняты в основном выяснением отношений между собой, а не борьбой с мексиканской угрозой, эти опасения несколько преувеличены.

Но идеи конспирологов иногда получают поддержку на высоком уровне. Так, знаменитый политолог и профессор Гарварда Сэмюэл Хантингтон, разработавший в свое время теорию столкновения цивилизаций и напророчивший так и не случившиеся межцивилизационные войны, увидел в происходящем долгожданное подтверждение своих идей. Как провозгласил Хантингтон незадолго до смерти в 2008 году, «в демографическом, социальном и культурном поле Реконкиста Мексики на юго-западе США идет полным ходом. Ни одна другая группа иммигрантов в американской истории не предъявляла и не могла предъявить исторически обоснованных притязаний на американские территории. Мексиканцы и чиканос могут — и делают это».

Клерикализм, капитализм и интеграция

Разумеется, те, кого волнует массовая иммиграция мексиканцев и фантазии интеллектуалов из среды чиканос, не исчерпываются конспирологами и политологами. Проблема действительно существует. 57 процентов мексиканских граждан, согласно опросам, считают, что въезд в США должен стать свободным. По данным миграционных служб, мексиканцы вместе с чиканос сейчас — крупнейшее меньшинство в США. Они составляют более 16 процентов населения страны, причем в Калифорнии и Техасе процент выходцев из Мексики достигает 30, а в Нью-Мехико — и вовсе 47. И размножаются они гораздо быстрее, чем негры и белые.

В северных штатах Мексики — индустриальный пояс страны. Зарплаты по мексиканскую сторону границы в семь раз ниже, чем по американскую, что вынуждает даже квалифицированных рабочих искать счастья за Рио-Гранде. Наибольшим влиянием в регионе пользуется Партия национального действия (PAN), выступающая с прокапиталистических и клерикальных позиций — против абортов и контроля за рождаемостью. Но PAN придерживается проамериканских взглядов, не собираясь каким-либо образом посягать на территорию США.

Кандидат от PAN Винсенте Фокс, выиграв президентские выборы в 2000-м, за годы своего правления немало сделал для облегчения въезда мигрантов в США. Он считает, что Вашингтон, Мехико и Оттава должны сформировать альянс, где интеграция достигнет уровня Евросоюза. Если для экономической интеграции на территории Северной Америки рано или поздно будет принята модель ЕС, это де-факто приведет к введению двойного гражданства. В 1998 году мексиканское правительство изменило конституцию страны и разрешило миллионам граждан, рожденных в Мексике, равно как и рожденным в США детям мексиканского происхождения, претендовать на мексиканское гражданство. А в 1999 году PAN предложила дать право голоса чиканос для участия в президентских выборах в Мексике.

В 1999 году в городке Эль-Сенизо в Техасе, на мексиканской границе, испанский язык был объявлен официальным. К этому моменту в городе проживали 8000 человек, две трети из которых не говорили по-английски. Ситуация в Эль-Сенизо вызвала в США настоящую бурю, тем более что, несмотря на мощное давление, мэрия свое решение отменить отказалась и городок так и остался двуязычным. И сторонники, и противники идеи независимости чиканос поспешили объявить случившееся в Эль-Сенизо ненасильственным восстанием Северной республики против США. С тех пор прошло 15 лет. США так и не рухнули, государство чиканос так и не возникло.

< Назад в рубрику