Во время визита в США начальник китайской Государственной канцелярии по информации в интернете Лу Вэй побывал в гостях у главы Facebook Марка Цукерберга. На одной из фотографий с этой встречи была запечатлена книга китайского лидера Си Цзиньпина, лежащая на столе у Цукерберга. Позже американский предприниматель порекомендовал всем своим подчиненным ознакомиться с этим трудом. Зачем Цукерберг рекламирует книгу товарища Си, объясняется в заметке журнала The National Interest, перевод которой «Лента.ру» предлагает своим читателям.
Недавняя рекомендация главы Facebook Марка Цукерберга к работникам компании прочитать книгу председателя КНР Си Цзиньпина «О государственном управлении в Китае», чтобы «понять социализм с китайской спецификой», вызвала неоднозначную реакцию. Эта книга была замечена на столе Цукерберга, когда он принимал у себя «властителя» китайского интернет-пространства (internet czar) Лу Вэя, и, очевидно, Цукерберг купил еще несколько экземпляров, чтобы поделиться ими c другими. (Давайте начистоту: сам Си Цзиньпин эту книгу не писал, и уверен, Цукерберг это понимает; это просто сборник речей и интервью китайского лидера.) Китайской блогосфере не понравилось, что Цукерберг выступил в роли пиар-агента председателя КНР. Учитывая, что Цукерберг — глава одной из ведущих технологических компаний в США, стоит разобраться, действительно ли он заслуживает подобных нападок.
Во-первых, пытается ли Цукерберг задобрить Пекин? Очевидно, что да. Как и многие другие влиятельные бизнес-лидеры, он хочет получить доступ к китайскому рынку, который сейчас для него закрыт: Facebook в КНР под запретом. Так что Цукерберг изо всех сил старается очаровать китайцев: говорит по-китайски, выступая перед группой студентов Университета Цинхуа, своих сотрудников призывает читать книгу Си Цзиньпина, а совсем недавно принял в своем офисе в Кремниевой долине Лу Вэя, который, возможно, больше всех в Китае ответственен за ограничение свободы в интернете. Эти шаги не отличаются принципиально от того, что уже много раз делали американские предприниматели в течение последних десятилетий. Да, подобное подхалимство мало кому придется по вкусу, но такова цена ведения бизнеса в Китае. И каждый руководитель должен решить для себя, насколько сильно он готов прогнуться под китайцев.
Во-вторых, действительно ли Цукерберг разделяет идеалы, которые в своей книге отстаивает Си Цзиньпин? Нет оснований утверждать, что это так, если только не обращать внимание на то, что Facebook тоже вмешивается в частную жизнь своих пользователей: отслеживает вашу онлайн-активность, делает вашу личную информацию достоянием общественности и рассказывает друзьям, на что вы любите тратить деньги. Никаких конкретных заявлений по поводу книги Си Цзиньпина Цукерберг не делал, и не ясно, пришлись ли какие-то идеи китайского лидера ему по вкусу. Он просто сказал, что книгу нужно прочитать, чтобы понять социализм с китайской спецификой. (Честно говоря, не думаю, что те, кто прочитает эту книгу, смогут разобраться в тонкостях китайского социализма, но попытка не пытка.)
Насколько я понимаю, Цукерберг просто считает, что было бы неплохо, если бы американцы знали, о чем думает лидер Китая и в каком направлении он планирует повести свою страну. И я согласен с ним. Си Цзиньпинь — руководитель одной из самых больших и сильных держав мира, и его видение будущего Китая во многом лоб в лоб сталкивается с интересами США. Пожалуй, нет никакого другого иностранного лидера (кроме, может быть, Ким Чен Ына или Владимира Путина), в чьих взглядах американцам следовало бы разобраться получше. Не думаю, что читать эту книгу целиком нужно всем и каждому — это около пятисот не слишком увлекательных страниц. Большинство может вполне обойтись выжимкой из основных выступлений Си Цзиньпина.