Иван Клюн, несбывшийся соцреалист

Иван Клюн (фамилию Клюнков художник укоротил в 1914-м на выставке «Художники Москвы — жертвам войны») умер в 1943 году уже практически забытым. За 10 лет до смерти он разорвал отношения с авангардом, но реалистом стать не смог. Георгий Костаки наткнулся на работы Клюна практически случайно, интуиция позволила ему игнорировать общее мнение «Клюн — мазила-авангардист второго ряда, эпигон Малевича» и собрать первую в мире коллекцию его работ.

«Пейзаж», 1911. Третьяковская галерея, дар Г.Д. Костаки

Клюн родился в 1873-м во Владимирской губернии в семье плотника. В 1895 году переезжает в Москву, где поступает на бухгалтерскую службу и параллельно учится живописи у Ильи Машкова (тот называет Клюна одним из самых серьезных учеников) и в Художественном училище Рерберга. Там, в конце обучения (в 1907-м) Клюн знакомится с Малевичем и вслед за младшим товарищем увлекается символизмом. Через пять лет Клюн (пока под псевдонимом Клюнов) участвует в «Выставке картин современных русских художников» в Калуге и через Малевича входит в круг московских авангардистов.

«Пробегающий пейзаж», 1913. Третьяковская галерея, дар Г. Д. Костаки

В 1915-м Иван Клюн принимает участие в «Первой футуристической выставке “Трамвай В”». Вслед за Малевичем работает в стиле кубофутуризма. В собрании Костаки, а ныне в коллекции ГТГ есть кубофутуристический рельеф «Пробегающий пейзаж», выставлявшийся на «Последней футуристической выставке "О.10"». Как участник общества «Супремус» в 1916-1917 годах Клюн делает несколько десятков супрематических композиций. Из важных достижений Клюна в этот период — создание первых в русском искусстве проектов движущихся пространственных конструкций.

«Прямоугольники», ок. 1917 Третьяковская галерея, дар Г.Д. Костаки

После революции Клюн вместе с другими авангардистами принимает участие в праздничном оформлении Москвы. Преподает «дисциплину цвета» в ВХУТЕМАСе, где заведует основным отделением живописного факультета и керамической мастерской. На 10-й Государственной выставке «Беспредметное творчество и супрематизм» демонстрирует 62 произведения под общим названием «Искусство цвета». Среди них живопись, графика и беспредметная скульптура. Правда, в каталоге выставки он проявляет критическое отношение к супрематизму. Вскоре Клюн окончательно отходит от супрематизма.

«Линейное построение», 1922. Третьяковская галерея, дар Г. Д. Костаки

В 1920-м Клюн активно работает в ГИНХУКе (Государственный институт художественной культуры), но покидает его через год из-за разногласий с художниками-производственниками и переходит в ученый совет Музея живописной культуры. Попадает под влияние пуризма (свой новый стиль работы он называет «конструктивный реализм»), в 1925 году вступает в ОСТ (Общество художников-станковистов). Принимает участие в выставках «Художники РСФСР за 15 лет» в Ленинграде и Москве (1932-1934 годы), его работы критикуются за формализм. В начале 1930-х вновь общается с Малевичем до смерти последнего в 1935 году.

В марте 1934-го на диспуте «О натурализме и реализме в искусстве» в Комакадемии заявляет о своем переходе на позиции соцреализма.

Другие материалы
Культура20:35Сегодня

Упавшая звезда

Песни Евгения Осина знает вся страна. Он умер в безвестности и нищете