Главное
13:24, 15 декабря 2014

Густав Клуцис, латышский стрелок

Густав Клуцис, конструктивист, дизайнер и теоретик фотомонтажа, родился в Латвии в 1895 году. После художественной школы был призван в армию, и в 1917-м вступил добровольцем в команду пулеметчиков 9-го стрелкового латышского полка. Участник обеих революций. Состоял в охране Ленина в Смольном.

В 1918 году вместе с Советским правительством Клуцис переезжает в Москву, служит в охране Кремля. Учится в Студии живописи и рисования Ильи Машкова, принимает участие в выставке художников-живописцев 9-го стрелкового латышского полка в Вознесенском монастыре в Кремле. Занимается в мастерских Коровина, Малевича и Певзнера.

«Графическая конструкция», 1921-1922. Третьяковская галерея, дар Г. Д. Костаки

В том же году он делает первую работу с элементами фотомонтажа. Это эскиз панно «Штурм. Латышские стрелки», сочетающий традиции кубизма и полосы разрезанных фотографий. Но «началом фотомонтажа в СССР» Клуцис называет работу «Динамический город» (1919). В этом проекте города будущего совмещаются футуризм, супрематизм и фотография как «элемент фактуры».

«Динамический город», 1923. Третьяковская галерея, дар Г. Д. Костаки

В 1921-м Клуцис заканчивает ВХУТЕМАС. После обучения разрабатывает проект подготовки художников-агитаторов, «вооруженных до зубов всеми достижениями науки и техники». До 1930 года преподает в ВХУТЕМАСе цветовую дисциплину. Как художник-производственник Клуцис переходит от формалистических экспериментов к агитационно-массовому искусству и делает для IV конгресса Коминтерна проекты агитационных установок, трибун и радиоораторов.

«Графическая конструкция», 1921-1922. Третьяковская галерея, дар Г. Д. Костаки

С середины 20-х он много работает в печати и становится одним из ведущих мастеров политического плаката. Ведущей темой Клуциса становится индустриализация. Впервые он использует фотомонтаж в монументальной пропаганде в 1932-м в оформлении площади Свердлова к 1 Мая на тему «Днепрогэс — величайшее достижение социалистической индустриализации».

В середине 1930-х Клуцис порывает с авангардом, пишет пейзажи и портреты рабочих-стахановцев. В 1938 году расстрелян как член вооруженной латышской террористической организации.

«Известия всего земного шара», 1922. Проект стенда-экрана к V годовщине Октябрьской революции. Третьяковская галерея, дар Г. Д. Костаки