Продажи новых автомобилей в России растут сумасшедшими темпами после долгих месяцев провалов и потерь. Ясно, что скоро цены поднимутся на неизведанную высоту, да и потратить рубли больше особо не на что. И пока никто не задумывается о том, что будет потом, когда кончатся и деньги, и автомобили. «Лента.ру» выясняла, что ждет российский авторынок после его лебединой песни в конце года.
Сейчас большинство дилеров распродали запасы, которые копились весь год, несмотря на повышение цен, состоявшееся в начале декабря. Еще в октябре продажи новых автомобилей были на десять процентов ниже, чем в 2013 году. Спрос непрерывно падал больше года, наводя тоску и уныние как на продавцов, так и на производителей.
Поддержка пришла, откуда не ждали, причем в точном соответствии с поговоркой «Кому война, а кому мать родна» — когда падение рубля перешло в обвал. До последнего времени экономический спад тормозил продажи, поскольку население приберегало деньги на черный день. И вот он наступил.
В автосалоны ринулись все, кто откладывал покупку машины и не успел поменять рубли на иностранную валюту, пока обменный курс еще не выглядел грабежом. Стало ясно, что совсем скоро цены на автомобили поднимутся до совсем уж запредельных высот. Значит, надо брать сейчас. В то же время, кроме автомобиля, ничего ценного российский средний класс на свои сбережения купить и не может. Квартиры мало кому по карману, а других надежных вариантов вложения денег просто нет.
Сегодня наблюдается небывалый, ажиотажный спрос на автомобили, отмечает Татьяна Форнасова, руководитель дивизиона группы компаний «Рольф», которой принадлежит одна из крупнейших в России сеть автосалонов.
«Для "Рольфа" минувший ноябрь — рекордный, — говорит Форнасова. — Продажи превысили прошлогодний результат на 41 процент, за месяц было реализовано 9778 новых автомобилей. За 11 месяцев мы тоже фиксируем рост на 13 процентов, продано более 80 тысяч автомобилей. В декабре подъем покупательской активности продолжается».
Спрос на автомобили такой, что многие автоцентры столкнулись с проблемой дефицита машин, и предзаказы принимаются на месяцы вперед. «Впервые более чем за 10 лет работы мы подходим к концу года практически с пустыми складами», — признается Оксана Сосновская, директор по связям с общественностью петербургской группы официальных дилеров WAGNER.
В массовом сегменте, по данным сети «Рольф», лидирует Skoda: в ноябре продажи этой марки выросли на 87,2 процента, а в целом по итогам 11 месяцев — на 62,8 процента. Больше чем на 50 процентов увеличились в ноябре продажи Mazda и Mitsubishi.
Представитель «Фольксваген Рус» отметил повышенный спрос на традиционные бестселлеры марки, производимые локально: Polo седан, Jetta, Tiguan, участвующие в программах утилизации и trade in.
Растут продажи автомобилей премиальных брендов, увеличивают свою долю компактные кроссоверы.
Спрос на дорогие марки настолько велик, что автосалоны вынуждены нанимать дополнительный персонал — иначе не справиться с наплывом покупателей.
Цены на новые автомобили в 2014 году поднимались уже несколько раз, вслед за ростом курса доллара и евро. Но пока это было не слишком заметным — цены росли далеко не пропорционально курсу евро. Автодилеры задействовали внутренние резервы, чтобы сдержать цены и не отпугнуть покупателей. Однако резервы на исходе. Каких цен на новые автомобили ждать в дальнейшем, рассказали участники рынка.
«Среди марок, которые мы представляем, подорожали Volkswagen и Skoda (от 2 до 5 процентов), Audi пока на прежнем уровне», — сообщает Оксана Сосновская.
Многие бренды объявили о корректировке прайс-листов в среднем на 3 процента, рассказывает Татьяна Форнасова. По ее словам, ни один импортер не повысит цены столь же резко, как падает курс рубля, однако постепенная корректировка вслед за курсом неизбежна.
«Фольксваген Рус» повысил с 1 декабря 2014 года цены на модели Tiguan (на 2 процента), Passat Lim, Passat Variant, Passat B7, Passat CC (на 3 процента), Beetle, Golf, Touran, Phaeton (на 5 процентов). Это связано с увеличением заводских отпускных цен, пояснили «Ленте.ру» на предприятии. Планируется дальнейшее подорожание.
Традиционного снижения цен на прошлогодние марки ждать не стоит. Падение рубля настолько значительно, что подорожает все — новое и старое, отечественное и импортное, дорогое и дешевое, популярное и не очень.
Как подчеркнула Оксана Сосновская, демпинг никогда не был нашей стратегией, не будет и в следующем году.
«Возможно, маркам, не имеющим собственного производства в России, придется корректировать прайс-листы более существенно, — отмечает Форнасова. — Однако в любом случае финальное решение зависит от стратегии каждого бренда: ставит ли марка перед собой планы агрессивного захвата доли рынка или предпочитает "снимать сливки" с каждой сделки». По мнению Оксаны Сосновской, брендам без производства в России сложнее удерживать цены, однако падение рубля скажется и на тех, у кого используются импортные комплектующие.
«Подорожание может достичь 30 процентов для импортируемых автомобилей, — считает Сергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат». — Некоторые производители (например, Volkswagen) фиксируют текущие цены на 2015 год для тех покупателей, кто заключил контракт сейчас и внес предоплату».
Как сообщают СМИ, на этой неделе пять сетей автосалонов остановили продажи из-за сильной девальвации рубля для коррекции цен на автомобили — Major Auto, «Авилон», «Независимость», «Транстехсервис» (ТТС) и «Балавтотрейд».
После всплеска продаж в конце 2014 года на авторынке ждут новый спад. Цены будут расти, а покупательная способность населения — падать еще больше, чем в уходящем году. Но при этом не исключено, что в России возникнет дефицит новых автомобилей из-за того, что производители снижают объемы производства — никто не хочет работать на склад. Объемы поставок автомобилей из-за границы тоже сокращаются.
Впрочем, некоторые российские производители автомобилей настроены оптимистично. На калининградском заводе «Автотор» считают, что в соответствии с цикличностью развития в 2016 году рынок новых автомобилей будет восстанавливаться благодаря отложенному спросу. Также там надеются на большой потенциал рынка в плане обновления парка.
«Если говорить о прогнозах по объему производства на 2015 год, то наша задача максимум — удержаться на уровне 2014 года, — сообщили в пресс-службе «Автотора». — Надеемся, что макроэкономические показатели, которые серьезно влияют на рынок, будут не хуже нынешних, и реализация заявленных мер господдержки автопроизводителей принесет свои плоды».
Сейчас в Калининградской области продолжают реализацию проекта по созданию кластера полнопрофильных автомобильных производств. В связи с общей экономической ситуацией определенная корректировка идет, но не по проекту в целом, а по конкретным объектам, пояснили на «Автоторе».
«Российский рынок был и будет для нас приоритетным, — прокомментировали в пресс-службе предприятия «Фольксваген РУС». — Мы продолжаем инвестировать в крупные проекты в России, такие как строительство моторного завода в Калуге, склад в Подмосковье и т.д.». «Фольксваген РУС» рассчитывает на сохранение рыночного спроса за счет качества продукта с высокой послепродажной стоимостью, развитой дилерской сети и уровня сервиса.
У дилеров по поводу перспектив 2015 года более мрачные предчувствия. «Мы ждем резкого снижения продаж, — прогнозирует Татьяна Форнасова. — На сколько — зависит от развития экономической ситуации». Хотя, по ее словам, может возникнуть дефицит ходовых моделей — из-за того, что многие бренды пересматривают свои планы в сторону снижения.
«Мы стремимся к наибольшей доходности и поэтому не планируем больших объемов продаж в 2015 году», — говорит Оксана Сосновская.
По мнению Сергея Целикова, если курс валют продолжит расти, падение рынка продаж новых автомобилей в 2015 году может составить от 20 до 30 процентов.
Негатива добавит сворачивание автокредитования и повышение цен на КАСКО. «В России за 10 месяцев 2014 года доля автокредитов снизилась почти на 20 процентов и на данный момент составляет примерно 38 процентов, — объясняет Татьяна Форнасова. — Доля кредитных автомобилей продолжит снижаться, и в 2015 году этот показатель опустится до отметки 30-35 процентов». Что уже критично, считает представитель сети автосалонов «Рольф».
«В последние месяц-полтора продажи в кредит резко упали, на данный момент это примерно 40 процентов от общего объема, — сообщила представитель группы официальных дилеров WAGNER. А последнее повышение ключевой ставки Центрального банка РФ до 17 процентов годовых просто ставит крест на автокредитах.
Все больше людей готовы отложить покупку автомобиля или даже отказаться от нее совсем при ухудшении ситуации в стране — показало исследование, проведенное агентством «Автостат». Средний срок владения автомобилем в России увеличивается. Растет количество автовладельцев, готовых рассмотреть покупку автомобиля с пробегом как альтернативу покупке нового.