Уходящий год выдался непростым для экономики: санкции Запада, обвал рубля и геополитическая напряженность сказались на финансовых результатах практически всех компаний, заставив свернуть многие планы по развитию бизнеса.
Едва ли не единственный сегмент российской экономики, защищенный от внешних бурь, — топливно-энергетический комплекс и атомная индустрия. «Лента.ру» опросила крупнейших представителей этих отраслей и выяснила, что там отказываться от поставленных ранее целей не собираются.
Госкорпорация «Росатом» не попала в санкционный список, и никакие ограничения на ее международные контракты наложены не были. А потому корпорация активно продолжила свою деятельность на зарубежных рынках. По мнению эксперта аналитического центра МГИМО Леонида Гусева, сотрудничество между странами в атомной сфере не так сильно подвержено сиюминутным политическим настроениям, как в иных областях, в силу сложности и длительности реализации таких проектов.
«Даже с Украиной у нас подписано на 2015 год дополнение к контракту на поставку ядерного топлива в тех же объемах, что и в предыдущий год», — прокомментировал «Ленте.ру» источник в «Росатоме». В этом году все запланированные поставки на Украину уже выполнены, и, как заметил источник в корпорации, «оплата поставок украинской стороной происходит в полном объеме и без задержек». Сумма контракта на 2015-й не разглашается, однако украинская Госстатслужба каждый год публикует объемы закупаемого ядерного топлива, и, по ее сведениям, Киев должен выплатить в следующем году «Росатому» примерно 600 миллионов долларов.
Не повлияла геополитика и на отношения «Росатома» с европейскими, азиатскими и ближневосточными партнерами. Госкорпорация получила заказы на строительство АЭС в Иране, Венгрии и Финляндии, хотя последний проект дался с трудом из-за давления Евросоюза на финский парламент. Развивается проект сооружения АЭС в Турции. Там уже пройден важный этап — получено положительное заключение на оценку воздействия объекта на окружающую среду. Подписан контракт на поставку ядерного топлива для АЭС Словакии до 2021 года на 600 миллионов долларов. Кроме этого, топливный дивизион «Росатома» расширяет рынки сбыта за счет исследовательских реакторов в Европе и даже поставил пробную партию топлива на шведскую АЭС. Это важнейшая договоренность для наших атомщиков, так как позволяет надеяться в будущем на поставки топлива на зарубежные АЭС, построенные не только по российским технологиям.
В целом в этом году пакет зарубежных контрактов на ближайшие 10 лет превысил 100 миллиардов долларов против 73 миллиардов по контрактам, заключенным по состоянию на 2013 год. Это выше прогнозных и плановых цифр. Как сообщили в госкорпорации, зарубежные контракты сейчас позволяют продолжать развитие даже при сокращении внутреннего спроса.
Но отказываться от ранее намеченных проектов на внутреннем рынке «Росатом» не собирается. В этом году был полностью выполнен гособоронзаказ, запущен модернизированный реактор на Белоярской АЭС и два блока Южноуральской ГРЭС-2. 25 декабря ожидается энергопуск третьего блока Ростовской АЭС. Еще один важный итог года — создание энергосбытовой компании атомной отрасли «АтомЭнергоСбыт», позволяющей «Росатому» продавать электроэнергию напрямую конечному потребителю.
Что касается оптимизации деятельности, то за счет продажи непрофильных активов госкорпорация по итогам года планирует получить 5 миллиардов рублей. Кроме того, с целью повышения эффективности бизнеса в течение трех лет «Росатом» намерен на 30 процентов сократить себестоимость продукции, более компактно разместить производство в Москве и регионах, а также объединить научно-исследовательские и проектные институты.
Санкции напрямую затронули российскую нефтянку: с 1 августа действуют ограничения на экспорт определенных наименований оборудования, если они предназначены для арктических, глубоководных или сланцевых проектов, а 12 сентября Брюссель расширил экспортное эмбарго на специализированные нефтесервисные услуги. Помимо общеотраслевых санкций на нефтяные компании наложены адресные финансовые ограничения: в сентябре ЕС запретил европейцам предоставлять заемное финансирование «Роснефти», «Газпром нефти» и «Транснефти».
Контролирующую «Газпром нефть» госкомпанию «Газпром» санкции не коснулись, хотя сейчас обсуждается возможность их введения в случае сокращения поставок газа на Украину, в Грузию, Молдавию, а также в страны НАТО. Однако общее настроение Запада повлияло на планы «Газпрома». Россия сообщила о закрытии одного из самых амбициозных и самых непростых энергетических проектов века — строительства черноморского газопровода «Южный поток», предусматривавшего поставку странам южной и центральной Европы 67 миллиардов кубометров топлива в год.
Газовый монополист переориентировался на другие рынки. Как заверил глава «Газпрома» Алексей Миллер, вложения, сделанные российской стороной в строительство «Южного потока», не пропадут даром — уже созданная инфраструктура будет задействована при прокладке нового маршрута в Турцию. Кроме того, в мае «Газпром» подписал контракт с китайской CNPC на поставку 38 миллиардов кубометров газа в год в течение 30 лет начиная с 2019 года. Началось строительство экспортного газопровода из Якутии, с гигантского Чаяндинского месторождения газа — «Силы Сибири»
Крупнейшей нефтяной компании России — «Роснефти» — также пришлось поменять планы. В частности, был приостановлен совместный проект с американской ExxonMobil по освоению русской Арктики и разработке месторождений в Черном море. Однако компания активно налаживает сотрудничество с партнерами за пределами ЕС и США.
Несколько дней назад «Роснефть» и индийская Essar заключили предварительный контракт на поставку нефти на ближайшие 10 лет. Также компания ведет переговоры с другими индийскими партнерами — ONGC и Reliance. По словам главы «Роснефти» Игоря Сечина, принять участие в проектах на территории Индии намерены «Русгидро» и ИнтерРАО. И, наконец, «Роснефть» и «Газпром» совместно с индийскими компаниями готовят проекты по освоению арктического шельфа и расширению поставок сжиженного природного газа.
Также компании удалось обойти ограничения, запрещающие ввоз в Россию высоких технологий и оборудования из Евросоюза и США. В конце лета НК закрыла сделку по приобретению доли в швейцарской нефтесервисной компании Weatherford и норвежской нефтесервисной компании North Atlantic Drilling. Тогда эксперты предположили, что «Роснефть» заранее решила обезопасить себя от грядущих санкций. Кроме того, Федеральная торговая комиссия США в июне разрешила ей купить трейдинговый бизнес Morgan Stanley.
Не собирается «Роснефть» пересматривать и планы по нефтедобыче: согласно принятой недавно стратегии до 2030 года компания поддержит добычу в традиционных регионах деятельности (Западная Сибирь, Дальний Восток, Волго-Урал) и запустит ряд новых проектов в Восточной Сибири. Не отказываются нефтяники и от строительства или модернизации объектов. В декабре «Роснефть» и «Транснефть» договорились о совместном возведении нефтепровода от ВСТО до Комсомольского НПЗ. Проект по реконструкции верфи «Звезда» на Дальнем Востоке также не замораживается, хотя возможна отсрочка.
Как сообщили «Ленте.ру» в «Роснефти», несмотря на санкции, ее инвестиционная программа будет выполнена в полном объеме: «компания является достаточно гибкой структурой, и у нее есть запас прочности для реализации собственных проектов». Известно также, что для российских проектов накануне «Роснефть» привлекла через выпуск облигаций рекордные 625 миллиардов рублей, по данным ««Коммерсанта»», покупателями бумаг выступили крупнейшие госбанки. Как пишет издание, у компании сейчас серьезная потребность в инвестициях как в добычу, так и в переработку, так что ей может понадобиться существенный объем средств.
Несмотря на западные санкции, даже «дочки» европейских энергокомпаний не отказываются от своих интересов в России. На днях ТАСС со ссылкой на представителя германского энергетического концерна E.On сообщил, что немцы не сворачивают российский бизнес. В России E.On работает через «Э.OН Россия» (бывшая ОГК-4), в которой концерну принадлежит более 80 процентов акций. Также E.ON выступает одним из партнеров «Газпрома» в проекте газопровода «Северный поток» с долей участия 15,5 процентов в СП Nord Stream AG. «Наши инвестиции в России нужно рассматривать в долгосрочной перспективе, они не зависят от краткосрочных факторов или колебаний валюты», — цитирует источника ТАСС.
Определенное влияние ухудшение экономической ситуации на компанию все же оказало: как сообщил журналистам в среду, 17 декабря, глава «Э.OН Россия» Максим Широков, в настоящее время у структуры «очень много проектов», но из-за общей ситуации в экономике «они трещат по швам». В связи с этим, в текущем году компания не сумела закрыть две инвестиционные сделки. Вместе с тем, по словам Широкова, скорее всего они будут завершены в следующем году.
Широков также подтвердил журналистам, что чистая прибыль «Э.ОН Россия» по итогам года ожидается на уровне 15 миллиардов рублей, прибыль до вычета налогов — 25 миллиардов рублей. В декабре «Э.ОН» заявил о предстоящей реорганизации, однако это никак не связано с состоянием российской экономики: реорганизован будет головной холдинг в связи с глобальными изменениями на международных энергорынках.
Концерн сфокусирует свою деятельность на возобновляемых источниках энергии, распределительных сетях и решениях для клиентов. Традиционная генерация, операции на мировом энергетическом рынке, а также разведка и добыча ресурсов перейдут к новой, независимой компании («Новая компания»), большая часть которой будет контролироваться акционерами E.ON SE.
В «Новую компанию» будут переданы и российские активы E.ON SE — компания «Э.ОН Россия», 15,5 процентов в проекте в Nord Stream и 25 процентов в Южно-Русском месторождении.