13 декабря Следственный комитет России предъявил обвинение в получении взятки члену Совета Федерации от Челябинской области Константину Цыбко. Таким образом получил свое логическое продолжение коррупционный скандал, начавшийся еще два года назад с ареста главы администрации города Озерска. Цыбко стал шестым по счету российским сенатором, в отношении которого было возбуждено уголовное дело. «Лента.ру» разбиралась, в чем именно обвиняют члена верхней палаты Федерального собрания и верного друга челябинского экс-губернатора Михаила Юревича.
О том, что представитель Законодательного собрания Челябинской области может быть вовлечен в коррупционные схемы, широкой общественности стало известно в мае 2013 года, когда в интернете были опубликованы фотографии протоколов дополнительного допроса бывшего сити-менеджера города Озерска Евгения Тарасова. Снимки появились в сети примерно через месяц после того, как Тарасову в суде зачитали обвинительный приговор. Он получил четыре с половиной года в колонии общего режима за мошенничество.
Оперативники ФСБ установили, что осенью 2011 года мэр Тарасов дал указание начальнику муниципального предприятия заключить договор с некой коммерческой структурой на проектирование новой городской схемы теплоснабжения. На счет фирмы было перечислено 25,8 миллиона бюджетных рублей. Однако в итоге все работы по проектированию выполнил непритязательный НИИ, запросивший за все про все три с небольшим миллиона. Остальные деньги были благополучно «распилены» между самими чиновниками.
21 июня 2012 года Тарасов был задержан сотрудниками ФСБ непосредственно на своем рабочем месте в здании озерской городской администрации.
В СИЗО мэр упирался недолго. Быстро сообразив, что выгоднее всего раскаяться, он пошел на сделку, искренне рассказав следователям об особенностях взаимоотношений местных чиновников с представителями бизнеса, а также о том, как именно он сам получил должность сити-менеджера. Сведения, полученные на допросах в УФСБ по Челябинской области в августе 2012 года, легли в основу обвинений, предъявленных 13 декабря 2014 года члену Совета Федерации Константину Цыбко, уже лишенному к тому времени депутатской неприкосновенности.
«По версии следствия, в 2012 году Цыбко получил от Тарасова денежные средства в размере 17,5 миллиона рублей за оказание содействия в назначении его на должность главы администрации Озерского городского округа Челябинской области», — сообщает пресс-центр СК России. — Помимо этого следствие полагает, что Цыбко получил от предпринимателя Олега Лакницкого взятку в сумме 10 миллионов рублей за лоббирование его бизнес-интересов и создание благоприятных условий для развития бизнеса на территории Челябинской области».
Точно неизвестно, когда именно началась проверка в отношении сенатора Цыбко — когда «раскололся» Тарасов или год спустя, когда с показаниями бывшего озерского градоначальника ознакомились журналисты и подняли такой шум, что его услышали даже за Кремлевскими стенами. Невольную подсказку дал сам сенатор, объясняя причину своего отъезда в Израиль нынешней осенью, куда, как многие предполагали, он сбежал от российского правосудия: «Я не был в отпуске летом, давал все необходимые показания, — сообщил чиновник. — Расследование идет два с половиной года, все это время я ездил отдыхать и никакого ажиотажа вокруг этого не было».
Официально уголовное дело в отношении Цыбко возбудили только 17 июня 2014 года, когда на заседании Совета Федерации по представлению генерального прокурора было принято решение о снятии с него неприкосновенности.
8 декабря сразу же по возвращении из «отпуска», проведенного в Святой земле, Цыбко был вызван на допрос, где ему сообщили о том, что 12 декабря ему будет предъявлено официальное обвинение. В настоящее время сенатор находится под подпиской о невыезде и поехать отдохнуть в Израиль уже не может.
Своей вины Цыбко не признает, а его адвокат Игорь Трунов полагает, что уголовное дело в отношении сенатора не имеет судебной перспективы из-за неверной формулировки обвинения, мол, его подзащитный не мог в сфере своих должностных полномочий способствовать или мешать назначению Тарасова на пост сити-менеджера города Озерска, имеющего статус Закрытого административно-территориального образования, состоящего в ведении «Росатома».
«Его обвиняют в корыстном использовании служебного положения, но те деяния, которые ему инкриминируются, и его должностные полномочия никак не пересекаются. Член Совета Федерации не может влиять на выборы должностных лиц или лоббировать интересы предпринимателей», — отметил Трунов в интервью «Коммерсанту». Однако тут же внес неаккуратную поправку: «Он может заниматься этим как политик, человек, имеющий дружеские отношения с кем-то, но это не состав преступления коррупционного характера».
Только вот согласно диспозиции статьи 290 Уголовного кодекса России «Получение взятки» в состав преступления входят не только действия, входящие в должностные полномочия, но и общее покровительство.
«В данном случае мы имеем дело с очень тонкой линией обвинения не очень популярной у нас в стране. Суть в том, что обычно дело по получению взятки у нас строится на банальном задержании с поличным, но объективно это нельзя считать единственным основанием для привлечения к ответственности коррупционера, — рассказал «Ленте.ру» экс-следователь ГСУ МВД России Олег Тютенков. — Здесь, как мы видим, основными доказательствами являются показания взяткодателей. Вещественных доказательств — меченых купюр или видеозаписей — общественности не предъявляли. А значит, теоретически существует возможность оговора».
Дело в отношении сенатора Цыбко стало одной из главных вершин, на которую взошли сотрудники ФСБ во время антикоррупционной чистки в рядах друзей и соратников экс-губернатора Челябинской области Михаила Юревича, также фигурирующего, кстати, в опубликованных допросах Тарасова.
Впрочем, есть и другие мнения. Так, некоторые достаточно осведомленные лица полагают, что крушение челябинской команды Юревича — это победа загадочной «калининской семьи» и группы, близкой к местному олигарху Александру Аристову, добытая ими в многолетней войне между кланами чиновничье-деловой аристократии Челябинской области.
Не исключено, что за масштабной кадровой чисткой стоит и желание Кремля навести необходимый ему порядок в регионе.
Впрочем, дело Цыбко может развалиться еще до суда. По крайней мере, так полагают адвокаты самого сенатора. Как говорилось выше, они уже представили заключение экспертов Финансового университета при правительстве России, в котором говорится об отсутствии состава преступления в действиях, инкриминируемых их подзащитному. Имеются и свидетели, которые утверждают, что Цыбко вообще не было в стране в тот период времени, когда он якобы взял деньги у озерского градоначальника. А расписка, выданная сенатором предпринимателю Лакницкому, от которого тот якобы получил взятку в сумме 10 миллионов рублей, свидетельствует лишь о факте сделки между Цыбко и предпринимателем. Например, о покупке недвижимого имущества. Действительно, зачем человеку, берущему взятку, давать расписку?
В ходе следствия Цыбко предстоит еще встретиться на очных ставках с Тарасовым и Лакницким, давшими против него показания. И от их результата будет зависеть очень много. Ведь наказание по инкриминируемой сенатору статье предусматривает лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
Уже упомянутый мэр Озерска оказался не последним челябинским чиновником из окружения бывшего губернатора области, уличенным в крупном мошенничестве. 31 октября по той же статье были задержаны министр здравоохранения области Виталий Тесленко, советник губернатора Иван Сорокун и главврач областной клинической больницы №4 Михаил Шуховцев. При проведении аукциона по закупке импортных рентгенодиагностических комплексов они завысили стоимость медоборудования, а разницу в размере 28 миллионов рублей поделили между собой. По подозрению в причастии к делу Тесленко был также задержан близкий сподвижник и советник губернатора Александр Москалюк, который буквально за три года превратился из водителя Юревича в учредителя и владельца крупнейших фирм города Челябинска. Впрочем, из-под домашнего ареста Москалюк уже сбежал «на отдых» в Израиль.
Определенные шаги по защите своих сподвижников, по-видимому, предпринимал и Юревич. Серьезных рычагов в силовых ведомствах у него не оказалось, зато нашлись таковые в СМИ. Так, в программе «Человек и закон» вышел сюжет, в котором председателя Челябинского областного суда Федора Вяткина недвусмысленно обвиняли в связях с криминальной «калининской семьей», а также в давлении на подчиненных. Позднее этот материал был признан клеветническим, но на новый срок в роли руководителя облсуда Вяткина все же не утвердили. Ответ ждать себя не заставил.
За клевету в адрес председателя Челябинского областного суда было возбуждено уголовное дело в отношении «главного пиарщика» области вице-губернатора Олега Грачева. Другому заму Юревича — Александру Уфимцеву также пришлось стать фигурантом уголовного дела, возбужденного по факту превышения должностных полномочий. Обоим в результате повезло — истекли сроки давности. Но в отставку они, разумеется, ушли.
Войны, пусть даже это войны чиновничьи, занятие затратное и весьма небезопасное для любой заинтересованной в них стороны. Могут ведь и убить. В 2013 году Юревич планировал потратить на обеспечение собственной безопасности 109 миллионов рублей из бюджета области. Об этом прознал «Народный фронт» — любимое детище Владимира Путина, специализирующееся в поиске компромата на серьезно «провинившихся» чиновников. С означенной выше суммой Юревич стал вторым в рейтинге самых расточительных руководителей субъектов РФ.
В январе 2014 года глава области ушел в отставку. Однако без работы отставного губернатора не оставили и финансового благополучия не лишили. Теперь он депутат Государственной Думы и известный благотворитель. 1 сентября он наградил призеров чемпионата по дзюдо, проходившего в Челябинске, однако многие заметили некий «холодок» в отношении Юревича со стороны Владимира Путина, который прошел мимо чиновника, не поздоровавшись.
В ноябре, после скандала со внезапно подорожавшей гречкой из-за необоснованного повышения цен фирмой, принадлежащей отцу Юревича, экс-губернатор стал главой попечительского совета московского городского отделения Красного креста. Хотя, возможно, эти события и не связаны. А еще он сформировал первый частный гуманитарный конвой на юго-восток Украины. Старается, в общем, экс-губернатор и потихоньку в столице обживается.
А тем временем в самой Челябинской области остатки команды Юревича спешно заменяются людьми нового губернатора Бориса Дубровского, выходца из Магнитогорского металлургического комбината, призванного железной дланью положить конец войнам челябинских бизнес-кланов.