Экономика
17:22, 22 декабря 2014

Брюс не спас Банк, основанный владельцами «Юкоса», стал первой жертвой банковского кризиса

Григорий Коган
Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»

Национальный банк «Траст» попал под санацию. Центробанк принял решение отстранить руководство банка, назначив временную администрацию. Чтобы кредитное учреждение могло проводить текущие расчеты, ЦБ выделил кредит на сумму 30 миллиардов рублей. В настоящее время известно о том, что к санации банка проявили интерес «Бинбанк» и банк «Открытие».

Номера на руках

Одна из вкладчиц банка, Елена, свидетельствует, что очереди в отделениях «Траста» образовались сразу после «черного вторника» — 16 декабря, когда объявили об экстремальном повышении ключевой ставки ЦБ. Целью регулятора было, с одной стороны, остановить падение курса рубля, не тратя валютных резервов, а с другой — предотвратить банковский кризис.

«Людей, толпившихся возле отделения "Траста", можно разделить на две категории: некоторые (в основном, пожилые) понесли свои деньги в банк, чтобы положить под бешеные проценты — Брюс рекламировал депозиты от 20 процентов в рублях. Но больше ринулось снимать деньги, ведь "Траст" активно привлекал средства в валюте, и народ испугался оставлять в банке вклады, резко возросшие в рублевом эквиваленте», — говорит Елена.

Когда вкладчица пришла в отделение на Первой Тверской-Ямской в среду, 17 декабря, она увидела огромную очередь, хвост которой выходил на улицу. В банке было всего два операциониста, касса одна, а электронная очередь не работала. «Я развернулась и ушла. Позвонила в колл-центр, выяснилось, что деньги нужно заказывать за четыре рабочих дня, заказала. На сайте Банки.ру потом читала отзывы, что деньги невозможно получить даже по записи», — рассказала клиентка «Траста».
По ее словам, накануне известия о санации банка распространились сообщения о том, что вкладчики дежурили возле отделений банка с 5 утра, а охранник переписывал очередь. Причем многие все равно ничего не получили. В том числе и Елена. «Самое ужасное в том, что массированная реклама вкладов под огромные проценты никак не обеспечивалась пропускной способностью отделений. В общем, денег я так и не получила», — сетует она.

В официальном пресс-релизе банка утверждается, что «все обязательства перед вкладчиками банка — физическими и юридическими лицами — будут исполняться в полном объеме без каких-либо ограничений». Приводятся слова вице-президента «Траста» по коммуникациям Дмитрия Чуксеева: «Клиенты банка могут получать денежные средства с депозитов в обычном режиме. Средства с дебетовых карт также могут быть получены в стандартном порядке: через кассы в отделениях и через банкоматы банка».

Обложили

Банк поднял ставки по вкладам до 21 процента годовых в надежде привлечь средства граждан. Это означает, что средств Центробанка, выделяемых коммерческим банкам под 17 процентов, «Трасту» получить не удалось. Деньги вкладчиков тоже не самый быстрый способ привлечения средств — неизвестно, когда банку принесут требуемый объем.

Быстрее всего взять с рынка финансовые ресурсы в нужном количестве позволяет межбанковский рынок, где банки со свободными средствами под определенный процент дают деньги банкам, нуждающимся в финансах. Так вот, как сообщил «Ленте.ру» представитель одной из финансовых компаний, если населению предлагается сделать вклад под 20 процентов годовых, то на «межбанке» кредитные организации ссужают друг друга деньгами под 30-40 процентов годовых. Совершенно неподъемные проценты — те, у кого средств на текущие выплаты по каким-либо причинам не хватает, загоняют себя в долговую яму. В такое положение могут попасть многие банки. «Траст» оказался первым. Банк потерял платежеспособность из-за экстремально высоких ставок.

Всего в банке «Траст», как следует из его отчетности , граждане принесли вкладов на 133 миллиарда рублей. При этом размер страховой ответственности Агентства по страхованию вкладов (АСВ) составляет около 374 миллиардов рублей. Таким образом, если «Траст» окажется банкротом, агентству придется потратить примерно треть своих ресурсов. И «Траст», скорее всего, не будет единственным.

Наследник 90-х

Банк «Траст» — один из крупнейших в России по размеру активов. Впрочем, в народе он больше известен как «Банк Брюса Уиллиса» из-за креативной рекламы с героем американских боевиков на билбордах. Свою историю банк ведет еще с 90-х. В кризис 98-го у олигархов была мода на создание так называемых «бридж-банков». На смену рухнувшим тогда монстрам — СБС-Агро, Мост-банку, «Российскому кредиту», «Менатепу» — пришли небольшие и доселе мало кому известные финансовые институты с теми же владельцами, но не отягощенные обязательствами своих именитых предшественников. Бизнес «Менатепа» Михаил Ходорковский и его партнеры разделили между двумя «дублерами» — «Доверительным и инвестиционным банком» (ДИБ) и «Менатепом СПб».

В результате их последующего объединения и возник Национальный банк «Траст». Впрочем, случилось это уже во времена «дела ЮКОСа». Амбициозная команда из ДИБа во главе с бывшим «менатеповцем» Ильей Юровым выкупила банковский бизнес у опальных акционеров. Вопрос о санации банка уже поднимался в кризис 2008-2009 годов. Юров пытался для сохранения бизнеса привлечь в качестве стратегического акционера «Роснефть». Однако дальше партнерства «Траста» с контролируемым госкомпанией Всероссийским банком развития регионов дело так и не пошло. К настоящему времени основными акционерами Национального банка «Траст» являются Илья Юров, Николай Фетисов и Сергей Беляев. Теперь, похоже, у этого кредитного учреждения будут новые владельцы.

< Назад в рубрику