Россия
21:59, 23 декабря 2014

Великолепная пятерка и вратарь Председательство в Евразийском экономическом союзе перешло к Белоруссии

Татьяна Меликян
Заседание ОДКБ
Фото: Алексей Дружинин / РИА Новости

Весь год Россия, Белоруссия и Казахстан усиленно создавали Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Срок начала его работы был определен заранее — 1 января 2015 года. И надо было успеть любой ценой. За десять дней до запуска проекта лидеры стран-союзниц собрались на итоговую встречу в Кремле. В этот же день решили провести и саммит стран-членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Но оба мероприятия неожиданно превратились в бенефис Александра Лукашенко.

Большой евразийский день начался в Кремле заранее. Накануне вечером в Москву прямиком из Киева приехал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. И сразу же отправился в гости к Владимиру Путину. К слову, это была их десятая встреча за год. «Поздний час, но, по-моему, не страшно: будет возможность поговорить не спеша», — встретил его российский президент. Остальные лидеры собрались в Москве на следующее утро.

Казалось, в их общении будет много конфликтных моментов. Президенты Белоруссии и Казахстана — союзники России по евразийской интеграции — несколько дней назад побывали в Киеве. Но, как показали события, не для конфронтации, а ради реального посредничества в урегулировании регионального кризиса. Но ведь были и другие предпосылки для конфликтов.

Еще до своей поездки в Незалежную Лукашенко называл политику России (по запрету на поставки из Белоруссии мясной продукции) абсолютно «глупой и безмозглой». И это ничуть не изменило его отношение к евразийской интеграции. Лукашенко был настроен решительно: союз нельзя загубить. «Будет позором для нас, если мы собственными руками его угробим», — обращался он к своим коллегам.

У Евразийского союза, очевидно, есть и еще одна проблема — курс рубля. Белоруссия, наиболее зависимая от торговли с Россией страна, уже вынуждена защищать национальную валюту от параллельной девальвации. Но и эта беда не беда. Во всяком случае, на желании Киргизии присоединиться к союзу это ничуть не сказалось. Да и Армения — новичок ЕАЭС — вряд ли жалеет о принятом решении.

Не ожидая много от самой повестки заседаний, журналисты внимательно следили, как пройдет встреча президентов России, Белоруссии, Киргизии, Казахстана, Таджикистана и Армении. В Красной гостиной Большого Кремлевского дворца Путин с Лукашенко обнялись, после чего прошли в соседний зал. И о чем-то там долго говорили. До приветствия следующего гостя — президента Армении Сержа Саргсяна — прошло более десяти минут. Армянский президент отчего-то выглядел грустным в этот день. «Не грустный, он просто серьезный у нас», — объясняли армянские журналисты.

Сначала провели саммит Организации Договора о коллективной безопасности. Он не принес громких новостей. Все согласились в отношении того, что надо следить за ситуацией в Афганистане. И продолжили общение практически тем же составом (только без Таджикистана), но уже в рамках Евразийского экономического союза.

Как выяснилось потом, обсуждение за закрытыми дверями было непростым. Но какого-то компромисса удалось достичь. Президенты вышли в зал для проведения заседания ЕАЭС. Протокол есть протокол: предполагалось, что каждому дадут слово. Первым его получил Лукашенко.

«Дискуссия уже?» — оживился он.

«Нет, не дискуссия, а вступительное слово!» — объяснил Путин.

Кремлевский протокол не указ белорусскому лидеру. Он не стал брать вступительное слово и предложил всем остальным пренебречь этой формальностью. Ему не терпелось увидеть журналистов. Вот для них у него было слово. И не одно.

Заседание быстро свернули. «Мы уже бурно и активно обсудили детали нашей работы, нашли все компромиссы и развязки. Может быть, действительно нет необходимости выступать сейчас и можно отложить все заявления до пресс-конференции?» — согласился Путин.

Но и на ней все пошло не по протоколу. Президенты перепутали места. Саргсян сидел под белорусским флагом, Назарбаев — под армянским. А пересел только Лукашенко.

«Евразийская тройка превращается в евразийскую пятерку. Только что подписан договор о вступлении Киргизии», — отметил Путин. Армения станет полноправным членом ЕАЭС со 2 января следующего года, а Киргизия рассчитывает уладить все формальности к маю.

«Впервые в истории на необъятных просторах Евразии, — поэтично продолжил его мысль Назарбаев, — создается объединение на равноправной и взаимовыгодной (тут он сделал эмоциональное ударение) основе. Более 180 миллионов человек обретают одинаковые возможности для жизни и бизнеса».

И вот тут Лукашенко взял слово. Крепко взял. Он высказал все что наболело. И про союзные договоренности: «Был непростой разговор по животрепещущим темам. Промедление в интеграции может вызвать даже откат назад, чего народы наших государств своим политикам не простят. Второго СНГ народы не потерпят!»

И про запрет на ввоз белорусских товаров: «Это все было сделано в одностороннем порядке. И, более того, как стало известно сегодня, без согласия Владимира Владимировича. Свободного движения товаров у нас как не было, так и нет. До сих пор у российской и белорусской сторон не был обеспечен равный доступ к государственным закупкам».

Но больше всего ему хотелось сказать про журналистов. И сказать им это прямо в глаза: «Некоторые СМИ заявили, что союзники хотят что-то отжать, отщипнуть от России. Мы сюда не приехали с протянутой рукой. Если нашим русским братьям нужно будет что-то, мы подставим плечо».

Досталось и политологам: «Кое-кто пишет, что у Лукашенко 2015 год будет непростой, что предстоят выборы. Успокойтесь, господа! Я уже накушался президентского хлеба. Даже в самых худших ситуациях я страдать не буду. Но "отстраивать" меня будет только белорусский народ. Даже если весь мир сегодня выступит против Лукашенко, он все равно станет президентом, если он этого захочет». На этих словах журналисты, давно слегка улыбавшиеся, захлопали. Улыбался и Путин.

«И еще! Не надо переходить на личности! — не успокаивался Лукашенко. — Нравлюсь я вам или нет, но, если вы уважаете белорусский народ, уважайте и Лукашенко. Не надо обсасывать и обмывать то, чего нет! Извините, Владимир Владимирович, что я так выступил, но другой возможности это все сказать у меня не будет».

После столь яркой речи Саргсян лишь пожелал успехов в работе союза. А Алмазбек Атамбаев подчеркнул правильность своего выбора в пользу ЕАЭС. Даже если бы они говорили дольше и эмоциональнее, с Лукашенко было бы сложно сравниться.

«Мы специально попросили Александра Григорьевича, чтобы он поднял планку дискуссии, показал ее во всей красе, — не без иронии пояснил Путин. — Чтобы всем стало ясно, как нам тяжело живется».

В следующем году председательство в ЕАЭС будет как раз у Лукашенко. С такой страстью и напором Евразийский союз ждет серьезное будущее.

< Назад в рубрику