Бывший СССР
12:58, 23 декабря 2014

А в Киеве — дядька Зачем ближайшие союзники России решили сблизиться с Украиной

Александр Медников
Фото: Микола Лазаренко / AP

В последние дни президенту Украины Петру Порошенко пришлось встречать в Киеве сразу двух высокопоставленных гостей — «мать городов русских» поочередно навестили главы Казахстана и Белоруссии — союзников России по Таможенному союзу. Причем визит в украинскую столицу президента Белоруссии Александра Лукашенко состоялся на фоне очередного обострения отношений между Москвой и Минском. Вкупе с благожелательной риторикой гостей Порошенко по отношению к Украине это дает повод усомниться в мирном сосуществовании России, Казахстана и Белоруссии в одном интеграционном проекте, пусть даже имеющем четкие экономические задачи.

Лукашенко отправился в Киев после того, как распорядился перейти в расчетах с Россией на твердую валюту, отказавшись таким образом от использования переживающего не лучшие времена российского рубля. Этот шаг многие расценили как признак грядущего распада Таможенного союза, тем более что еще раньше из-за реэкспорта в РФ попавших под эмбарго товаров на российско-белорусской границе снова заработала таможня. Комментируя конфликт с Кремлем, Лукашенко меж тем не скупился на критику и предостережения в адрес «большого брата». «Никому не будет позволено разговаривать с нашей страной с позиции силы, — заверил белорусский президент. — Мы не гигантское государство, не обладаем мощью ядерного оружия, но наша армия достаточно боеспособна, чтобы ответить на любую угрозу. И не только армия, весь народ».

Не остались в стороне от происходящего и западные политики — уловив возникшую напряженность на линии Москва — Минск, заместитель госсекретаря Виктория Нуланд сделала заявление об улучшении американо-белорусских отношений и напомнила Лукашенко, что Вашингтон открыт для диалога. На это почему-то ответили не в Минске, а в Москве — депутат Госдумы РФ Алексей Пушков предостерег Лукашенко от дружбы с США, напомнив ему об участи Слободана Милошевича и Муаммара Каддафи.

Но вернемся в Киев. Встреча Лукашенко и его украинского коллеги состоялась 21 декабря в закрытом формате, но и из того, что президенты донесли до публики, было понятно, что беседа глав государств прошла в более чем дружеской атмосфере. Это можно объяснить в том числе и взаимной заинтересованностью Минска и Киева в укреплении экономических связей между двумя странами, которые все еще сильно зависят в этом плане от скатывающейся в глобальный кризис России.

Никаких документов по итогам встречи подписано не было, но, как явствует из заявлений президентов, в ходе беседы они затронули вопросы экономического сотрудничества и урегулирования ситуации на востоке Украины. Лукашенко, в частности, пообещал способствовать проведению дальнейших переговоров по Донбассу в Минске. «Я вам еще тогда сказал: "Петр Алексеевич, надо будет от Белоруссии что-то — скажи. Мы тебе за сутки все сделаем, что ты попросишь". Все, что президент Украины ни просил. Вот публично говорю: мы всегда все делали, и так будет впредь», — рассыпался в обещаниях белорусский президент, признавшись, что сегодня ему «больно за Украину». Порошенко в свою очередь отметил, что «минский формат» договоренностей по Донбассу на данный момент является «безальтернативной моделью деэскалации ситуации на части территорий Донецкой и Луганской областей».

Вообще украинский президент был не столь щедр на обещания, как Лукашенко, но предложил Белоруссии помощь в развитии отношений с Евросоюзом. Стороны также договорились организовать в Белоруссии вещание одного из украинских телеканалов и наращивать взаимный товарооборот, который Лукашенко оценил в семь миллиардов долларов. Не исключено, что за счет Украины, а точнее ее рынка сбыта, Лукашенко попытается минимизировать ущерб, который могут принести ограничения России на поставки белорусских товаров — в конце ноября Россельхознадзор уже запретил экспорт продукции семи белорусских мясокомбинатов.

Назарбаев прибыл в Киев 22 декабря и, встретившись с Порошенко, тут же поздравил его с «первой большой победой» в качестве президента. Выступивший в поддержку территориальной целостности Украины казахстанский лидер имел в виду прошедшие на Украине парламентские выборы, по итогам которых сторонники президента и их союзники сформировали в Верховной Раде коалицию большинства и кабинет министров. Помимо традиционного обмена любезностями и изъявления готовности со стороны Назарбаева поучаствовать в мирном урегулирования конфликта на Донбассе, по результатам переговоров стороны достигли и практических результатов.

Так, по заявлению Порошенко, Украина и Казахстан договорились о сотрудничестве в военной, авиационной и космической сферах, в частности о привлечении украинских предприятий к обслуживанию космодрома «Байконур». Для увеличения товарооборота между двумя странами, который за последние два года упал на 30 процентов, президенты договорились возобновить работу межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Помимо этого Порошенко удалось решить еще один жизненно важный для Украины вопрос — о поставках казахстанского угля с Экибастузского месторождения.

Оценивая практически совместный визит Назарбаева и Лукашенко в Киев, можно дать этому дипломатическому маневру двоякое объяснение. С одной стороны, вполне можно предположить, что оба президента являются в своем роде эмиссарами Кремля, которые должны прощупать почву для постепенного сближения Киева с Москвой. Понятно, что российскому президенту съездить в Киев не позволит собственное самолюбие, да и в целом такой расклад представляется невероятным. Лукашенко же с Назарбаевым могут помочь договориться о встрече с Порошенко где-нибудь на нейтральной территории, обозначив намерение РФ пойти навстречу украинским властям в вопросе урегулирования ситуации на Донбассе. Но этот вариант допустим, если в Москве действительно пошли на попятную и хотят смягчить позицию Запада, который должен будет отреагировать на прогресс в российско-украинских отношениях и, допустим, снять часть санкций.

Если же предположить, что визиты в Киев были «самодеятельностью» президентов, на которую те решились из-за краха российского рубля, поставившего Россию на грань самого тяжелого с 1998 года экономического кризиса, а существование Таможенного союза — под большим вопросом, то впервые угроза стать страной-изгоем для России обрела реальные очертания. Преувеличивать ее, конечно, не стоит — та же Белоруссия настолько зависит от российских кредитов и скидок на энергоносители, что реши в Москве лишить Минск всех льгот, белорусская экономика посыплется как карточный домик. На Казахстан Кремль такого влияния не имеет, но при желании может расшатать ситуацию и там.

И все же хотелось бы верить в первый вариант развития событий. Договариваться определенно надо и, возможно, намеченная на вечер понедельника телефонная конференция в так называемом «нормандском формате» с участием лидеров России, Украины, Германии и Франции будет первым шагом к выстраиванию диалога (в ходе общения лидеры стран условились о проведении очередного раунда минских переговоров об урегулировании конфликта). А он в первую очередь необходим именно России.

< Назад в рубрику