Сегодня, 23 декабря, Фонд развития гражданского общества (ФоРГО), именуемый в экспертной среде «Фондом Константина Костина», опубликовал седьмой, итоговый за текущий год, рейтинг эффективности губернаторов. Фонд не проводил новых социологических исследований и не анализировал экономическую статистику. Рейтинг основан на средневзвешенной оценке работы глав регионов за год.
Рейтинг составлялся до банковской паники, захлестнувшей на прошлой неделе российские регионы, и не учитывал один из наиболее точных показателей влияния глав на ситуацию, а именно — курс обмена валют на пике паники в прошлый вторник, 16 декабря. Итоговый рейтинг ФоРГО интересно сравнить с опубликованными 2 декабря 14-м рейтингом выживаемости губернаторов от фонда «Петербургская политика» («рейтинг Минченко») и 10 декабря — рейтингом инвестиционной привлекательности регионов от Национального рейтингового агентства (НРА).
Четверка лидеров рейтинга ФоРГО осталась неизменной: на первом месте — глава Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин, на втором — калужский губернатор Анатолий Артамонов, третье и четвертое делят глава Татарстана Рустам Минниханов и один из губернаторов-долгожителей Аман Тулеев, руководящий Кемеровской областью более 20 лет.
В рейтинге «Петербургской политики» Кобылкин удостоился одной из самых высоких оценок — «пять с минусом», причем минус обусловлен «нарастанием неопределенности после отмены губернаторских выборов». В рейтинге НРА округ вместе с «материнской» Тюменской областью отнесен к категории IC2 — регионов с высокой инвестиционной привлекательностью. Курс евро в прошлый вторник в Салехарде удерживался на уровне 85,5 рублей, что было одним из самых низких показателей по стране. То есть Кобылкин полностью контролирует ситуацию в регионе и проблем с его переназначением на должность (напомним, в ХМАО и ЯНАО губернаторские выборы отменены) возникнуть не должно.
Позиции Артамонова — «четверка» в рейтинге Минченко, высокая инвестиционная привлекательность (IC3), но при этом евро по 100 рублей в прошлый вторник и до 99 рублей сегодня — в целом подтверждает рейтинг ФоРГО. Вместе с тем очевидно, что губернаторские выборы, на которые предстоит идти Артамонову осенью 2015 года, вряд ли будут простыми. Спекулятивные цены на валюту, удерживаемыми калужскими банками даже не фоне укрепляющегося рубля, указывают на проблемы с диалогом между властью и региональными банкирами.
Президенту Татарстана фонд «Петербургская политика» дал пять баллов. Высокая инвестиционная привлекательность (IC2), евро по 88 рублей 16 декабря — все это свидетельствует о стабильности положения Минниханова и практически гарантированном его переизбрании осенью 2015 года.
У Тулеева же ситуация несколько иная. В рейтинге Минченко он получил «четыре с минусом» из-за приближения срока окончания полномочий в сочетании с состоянием здоровья. Не исключено, что Кемеровская область (нижний средний уровень инвестпривлекательности (IC6)) в скором времени обретет нового руководителя, несмотря на явное желание 70-летнего Амана Тулеева остаться у руля. О слабом контроле ситуации говорит и курс евро в кемеровских обменниках неделю назад — доходило до рекордных 150 рублей.
Любопытно, что в ряде регионов, отнесенных НРА к низшей категории инвестпривлекательности (IC9), рейтинг глав высокий или очень высокий. Это в первую очередь Чеченская Республика (Рамзан Кадыров занимает пятую строчку рейтинга ФоРГО и имеет «пятерку с минусом» в рейтинге Минченко), затем — Республики Карачаево-Черкесия (Рашид Темрезов на 18-й позиции и «пятерка с минусом»), Ингушетия (Юнус-бек Евкуров — 37-38-я позиции, «четверка») и Тыва (Шолбан Кара-оол — 39-40-я позиции, «четверка»). Подобный разрыв вполне объясним — все перечисленные регионы дотируются из федерального бюджета, а главы регионов выступают гарантами социальной и политической стабильности в национальных республиках. К слову, в Чечне во вторник на прошлой неделе держались самые низкие цены на иностранную валюту, в частности, евро не превышал отметку 85,1 рубля.
Не менее интересно и сопоставить рейтинг ФоРГО с пиковыми значениями курса в региональных банках в «черный вторник». Безусловными лидерами здесь были Кемеровская, Мурманская и Тюменская области (150 рублей за евро), Пермский край, Калининградская, Омская, Челябинская области и Санкт-Петербург (120 рублей за евро). В остальных субъектах Российской Федерации планка не поднималась выше 100 рублей. Цена продажи валюты, серьезно превышающая установленный Центробанком показатель и биржевой курс, явно указывает на масштабные спекуляции в банковской сфере регионов и отсутствие контроля за ситуацией со стороны региональных властей, фактически проигнорировавших панику населения.
Избранная в текущем году на пост губернатора Мурманской области Марина Ковтун в рейтинге ФоРГО занимает средние позиции (59-62-е место), а в рейтинге «Петербургской политики» — «четверку» с оговоркой: «Сложная экономическая ситуация». Очевидно, именно в прошлый вторник эта оговорка проявилась в виде попавшего во все новостные ленты рекордного курса валют — мурманчане кинулись спасать свои сбережения. Никаких комментариев по поводу валютных спекуляций в столице региона со стороны губернатора в течение прошедшей недели так и не последовало.
Положение в Тюменской области (Владимир Якушев — 6-я позиция в рейтинге ФоРГО, пять баллов в рейтинге Минченко) при все тех же рекордных значениях совсем другое. Во-первых, в данном случае речь идет о регионе с хорошим уровнем жизни и высокими доходами населения. Тюменские банки поднимали ценник не в надежде «урвать напоследок», а вполне осознанно, исходя из большой «подушки безопасности» на руках населения. Уже 17 декабря Якушев на пресс-конференции назвал курс рубля спекулятивным, после чего цифры в тюменских банках быстро были приведены в соответствие с реальностью. При этом, безусловно, необходимо отметить, что на некоторое время ситуация вышла из-под контроля, в отличие от «дочернего» ЯНАО.
Из «120-рублевых регионов» выделяются Санкт-Петербург и Челябинская область. Глава Северной столицы Георгий Полтавченко, замыкающий группу глав регионов с очень высоким рейтингом, как и мурманский губернатор, на панику совершенно не отреагировал. Этим объясняется то, что еще вчера, 22 декабря, на берегах Невы евро продавали по 107 рублей (сегодня — по 90). Избранный осенью губернатор Челябинской области Борис Дубровский (22-25-я позиции, очень высокий рейтинг) в «черный вторник» проводил пресс-конференцию, где заявил, что, с одной стороны, падающий курс рубля осложняет инвестиционную активность в регионе (средняя инвестпривлекательность (IC5)), а с другой — открывает окно возможностей для усиления туристической привлекательности. Подобные высказывания на фоне панических настроений исправлению ситуации не способствовали, а уже 17 декабря были зафиксированы стихийное проявления «черного рынка» и торговля валютой с машин.
Завершим анализ пятеркой глав регионов с самым низким рейтингом. Эту группу в среде политологов обычно называют «смертниками», поскольку ее представители, с высокой долей вероятности, лишатся своих постов в течение наступающего года. Но сначала скажем о Николае Цуканове, усилившем свои позиции в итоговом рейтинге ФоРГО и переместившемся в группу со средним рейтингом. Этот рывок связан в первую очередь с урегулированием проблем со строительством стадиона к чемпионату мира по футболу 2018 года. На место Цуканова опустился глава Карелии Александр Худилайнен («тройка» в рейтинге «Петербургской политики»). Его дальнейшие перспективы во многом зависят от ситуации в моногородах (в них проживает почти четверть населения республики) и привлечения инвестиций в регион. Формально запас времени у Худилайнена имеется — его полномочия истекают в мае 2017 года.
У остальных из пятерки дела куда хуже. Глава Пермского края Виктор Басаргин занимает 78-80-ю позиции в рейтинге ФоРГО и получил «тройку» в рейтинге Минченко. О неконтролируемом росте курса валюты в регионе уже говорилось. Крайне низкая популярность бывшего министра регионального развития и отсутствие поддержки со стороны местных элит ставят под вопрос успешное проведение в крае выборов в Госдуму в 2016 году и практически лишают Басаргина шансов досидеть в своем кресле до мая 2017 года.
У главы Республики Северная Осетия-Алания Теймураза Мамсурова в июне наступающего года истекает срок полномочий. В рейтинге ФоРГО он делит ступеньку с Басаргиным и Худилайненом, а в рейтинге «Петербургской политики» имеет «двойку с плюсом» (плюс — за политическую выживаемость). В сочетании с низшей категорией инвестиционной привлекательности региона результат вполне предсказуем.
Замыкают рейтинг губернаторы Ярославской области Сергей Ястребов и Тверской — Андрей Шевелев. Серьезная активность оппозиции, отмена в рамках реформы МСУ мэрских выборов в крупнейших городах области — Ярославле и Рыбинске, визит руководителя Управления президента по борьбе с коррупцией Олега Плохого с крайне плохими выводами по его итогам — все это говорит о скорой смене руководства Ярославской области. Очевидно, что региону, при его средней инвестиционной привлекательности, требуется прежде всего опытный хозяйственник.
Тверской губернатор, погрязший в конфликтах с Общероссийским народным фронтом и региональными элитами, крайне непопулярный в области, допустивший практически полный паралич общественного транспорта в Твери, также не может рассчитывать на длительное пребывание у власти. Впрочем, следует учитывать, что позиции в «группе смертников» не являются окончательным приговором и на смену Худилайнену вполне может прийти губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин (рейтинг «Петербургской политики» — три с плюсом), с чьим именем в 2014 году было связано немало скандалов. Учитывая то, что островной регион имеет высокую инвестиционную привлекательность, кандидатов на губернаторское кресло долго ждать не придется.
В целом же сопоставление имеющихся региональных рейтингов подтверждают факт усиления губернаторского корпуса и, как следствие, повышение привлекательности регионов для инвестиций, что весьма важно в текущей непростой ситуации.