В среду Владимир Путин утвердил «Основы государственной культурной политики». Проект создавался по личному поручению главы государства и с учетом его публичных высказываний. При этом на заседании Совета по культуре и искусству, состоявшемся 24 декабря в Кремле, сама культура отошла на второй план, уступив место финансовым и языковым вопросам. И даже ненавязчиво переплелась с темой алкоголя. «Лента.ру» наблюдала за ходом заседания и отметила, что в иных парламентариях погибли драматурги.
Проект документа «Основы государственной культурной политики» был вынесен на общественное обсуждение еще в мае. И общество действительно активно обсуждало тезис «Россия — не Европа», напечатанный в тексте документа. Многие тогда заговорили о готовящейся культурной самоизоляции страны. Тезис позже был исключен из текста. Путин уверил: никакой самоизоляции не будет, Россия — часть мировой культуры. Других смутило утверждение особой роли православия в формировании системы ценностей в России. Но этот тезис остался в документе.
Хотя не менее интересна и другая формулировка: «Культура России — такое же ее достояние, как и природные богатства». Но если культуру в каком-то смысле уравняли с нефтью, то не упадет ли она в цене? Министра культуры Владимира Мединского вопрос денег всегда очень волнует. Он даже предложил финансировать культуру при помощи гослотерей. Заодно гордо упомянул, что Минкульт у Минфина денег не просит: «Все равно б не дал!».
Деньги Минкульту понадобятся, а времени у них полно. На достижение целей, поставленных в «Основах», потребуется не менее 15-20 лет, в течение которых успеет сформироваться новое поколение. Предполагается подкрепить этот документ законодательно. Нового закона о культуре отрасль ждет давно — в настоящее время действуют «Основы законодательства о культуре», принятые еще в 1992 году.
По словам Путина, в новом документе отражено отношение к культуре как к «миссии, как к общественному благу». «На первый план выходят процессы просвещения граждан, особенно детей и молодежи. Повышенное внимание уделяется их духовному, творческому развитию, воспитанию патриотизма», — разъяснил президент.
Он сделал программное заявление, после которого многие вздохнули с облегчением: власти не должны мешать свободе творчества. «Никто, никакая власть не имеют права диктовать художнику, писателю, режиссеру, собственно говоря, любому человеку свою волю и представление о том, что и как должны делать творчески одаренные люди», — уверен президент. Художники, писатели и режиссеры, наверное, уверены в этом еще больше.
Но президент оговорился: «Нередко свобода творчества оборачивается псевдокультурными суррогатами, просто погоней за тем, чтобы побольше заработать».
Слово «суррогат» еще раз прозвучало на заседании. Но уже в другом контексте. Андрей Воробьев, губернатор Подмосковья, и человек, как оказалось, тоже причастный к культуре (он возглавлял рабочую группу Госсовета по подготовке проекта «Основ»), говорил о том, что интерес к искусству перевесит интерес к суррогатному алкоголю.
«Сегодня, к сожалению, во всех регионах есть место нелегальной водке и другому, извините, пойлу», — объяснил он президенту.
Так разговор о высоком перешел к обсуждению цен на водку. «Нелегальная водка, всякие суррогаты, спиртные напитки подобного рода возникают из определенной завышенности цен на легальную продукцию», — указал Путин. Тут уже вздохнули с облегчением не только творческие люди (хотя и они тоже). Значит, повышения цен на алкоголь не будет. Во всяком случае, пока.
Пришел черед высказаться парламентариям. Председатель Совфеда Валентина Матвиенко отметила глубокий смысл в том, что в тяжелой экономической ситуации в Кремле нашли время для обсуждения культуры.
«Наше телевидение задохнулось от криков и стрельбы», — обратил внимание лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Надо заметить, он сделал большой комплимент российскому телевидению, отнеся его к сфере культуры.
Зюганов поделился хорошим впечатлением от выставки про династии Романовых и Рюриковичей. «Настало время и Советичей», — уверен лидер коммунистов. И заодно призвал переименовать Волгоград в Сталинград — «народ просит».
«Тут все выступают за культуру, — Владимир Жириновский с трибуны строго обвел взглядом присутствующих. — Но когда мы в Госдуме вышли с этой инициативой, все отказали в принятии закона. Какова позиция тех, кто в самом святом месте говорит "за", а по кабинетам — "нет"?».
Осталось неясным, что это за «самое святое место» — Кремль или Госдума.
«Тысячи иностранных слов губят наш язык, — продолжил лидер ЛДПР. — Даже для вашей, Владимир Владимирович, должности чужое слово взяли! Что за президент? В других странах там "башкан", "раис", в Китае — "председатель". Может быть, надо верховный правитель России? А вот сидит мэр Москвы — с какой стати он мэр (в зале как раз находился Сергей Собянин — прим. «Ленты.ру»)? Градоначальник в Москве был сотни лет».
В это время Путин в компании председателя правительства Дмитрия Медведева увлеченно рассматривал какую-то книжицу. Оказалось, брошюрка с названием «Как говорить по-русски», переданная президенту Жириновским. Судя по улыбкам президента и премьера, брошюрка подняла им настроение.
А Жириновский тем временем продуцировал привычный шум за сценой. Политик переживал: есть театр «Современник», но нет ни одной современной пьесы! Если драматургам не хватает своей фантазии, Жириновский был готов поделиться сюжетами: Чичиков промышляет «мертвыми» акциями обанкротившихся предприятий, Молчалин — чиновник–коррупционер, а Герасим из «Муму» — мигрант. В роли барыни либерал-демократ предложил изобразить фигурантку дела «Оборонсервиса» Евгению Васильеву.
«Достоевский почему стал классиком? Десять лет сидел. Вывод? Надо сажать», — рубанул сплеча Жириновский. И призвал открывать поменьше памятников, поскольку и так вся страна — кладбище.
«Лучше сеять, чем сажать», — остудил его пыл спикер Госдумы Сергей Нарышкин.
После таких выступлений президент не мог промолчать. «Наши коллеги из Госдумы всегда выступают ярко, — заметил он. — Все хорошо в меру».
«Я прочитал вашу брошюру "Как говорить по-русски", — обратился Путин к Жириновскому. — Вы предлагаете слово "гений" заменить на слово "талант". Но это не одно и то же. "Талант", судя по его упоминанию в Новом Завете, происходит из языка одного из семитских племен, означая и монету, и меру веса... "Метро" можно поменять на "подземку", но французы же не меняют "бистро" на "кафе"».
Ответив Владимиру Вольфовичу, президент все-таки попросил коллег сместить акценты. Деятели культуры должны «не просто денежки зарабатывать, а обращаться к сердцу человека».