В американо-северокорейских отношениях очередной скандал. Причем этот скандал связан с кино. Вот его краткое содержание. Кинокомпания Sony Pictures сняла комедию под названием «Интервью», в которой два неудачливых журналиста по заданию ЦРУ убивают Ким Чен Ына. Пхеньян эта фабула возмутила. Но все протесты были проигнорированы, поскольку, как известно, в Соединенных Штатах свобода слова. После чего неизвестные хакеры, которых американские власти объявили северокорейскими, взломали компьютерные системы Sony Pictures и даже угрожали терактами в кинотеатрах. В результате широкая премьера провалилась, КНДР подтвердила реноме «отмороженного» государства, а в США заговорили о необходимости вернуть Северную Корею в список государств — спонсоров терроризма. Но так ли в этой истории все просто?
Начнем с ситуации со съемками комедии и сопутствующими этому этическими проблемами. Да, главам недружественных США государств в американском кино периодически доставалось. Но если героями этих картин становились конкретные иностранные лидеры, то объектом насмешек были не только они, но и все общество, включая американское. В «Интервью» же убийство товарища Кима показано с натуралистичными подробностями (его оторванная пылающая голова летит через весь экран). Кроме того, известно, что руководство компании специально консультировалось с Госдепартаментом США и организациями, борющимися за права человека в Северной Корее, как лучше изобразить некоторые моменты. К этому стоит добавить заявления некоторых американских политологов, что только смех может разрушить ореол ужаса, окружающий пхеньянский режим и заставляющий трепетать рядовых жителей КНДР. А некоторые южнокорейские организации, в прошлом отметившиеся отправкой на Север пропагандистских листовок, пообещали распространять в стране чучхе копии скандального фильма.
В советское время такой «остроумный ход» точно окрестили бы идеологической диверсией. Представьте на минуту, что на фоне развивающегося российско-украинского кризиса какая-нибудь наша кинокомпания сняла бы под Новый год патриотическую и неполиткорректную молодежную комедию, в которой группа застрявших в Киеве российских туристов ставит город на уши и в итоге в буквальном смысле топит в сортире президента Порошенко (его торчащие из унитаза дрыгающиеся ноги показывают крупным планом). Причем актер, играющий украинского лидера, имеет портретное сходство с прототипом. Если бы такое действительно произошло, вряд ли власти Украины и ее союзников удалось бы успокоить рассуждениями о праве режиссера на свободу творчества. Точно так же сложно поверить, что возмущенные украинские пользователи интернета удержались бы от возможности сделать гадость авторам фильма.
Да, в американском кино Северную Корею периодически показывают главным мировым злодеем. По воле режиссеров и сценаристов, за последние годы северокорейские террористы захватывали Белый дом и даже атаковали всю территорию США в ремейке «Красного рассвета». Отметим, по сценарию, в США в этом фильме вторгались китайцы, но, чтобы не портить отношения с Пекином и не потерять доступа к китайскому рынку, захватчиков превратили в чучхейцев.
Учитывая, что на Западе регулярно в прессу попадают утки в стиле «Ким Чен Ын опять расстрелял кого-то из миномета собаками», неудивительно, что именно хакеров из КНДР сразу же назначили виновными в атаке на кинокомпанию. Но, если отбросить эти клише, ситуация не выглядит столь однозначной.
Начнем с того, что для массовой подготовки хакеров требуется определенная атмосфера, способствующая развитию нестандартного мышления и свободного творчества. А с этим в авторитарных режимах неважно. Добавим сюда северокорейский железный занавес, который ставит определенные препоны на пути не только новых технологий, но и понимания того, как функционирует современное общество и по каким болевым точкам в нем надо бить. Если мы проанализируем, что именно взламывали, что именно украли, что и где из этого выложили в широкий доступ (а это далеко не только то, что напрямую относилось к скандальному фильму), то увидим, что с американскими реалиями атаковавшие знакомы очень хорошо. Вдобавок, поскольку речь шла не просто о взломе почты, а о вытаскивании наружу большого числа корпоративных секретов, среди специалистов возникло мнение, что операция не обошлась без инсайдера. Ведь и скандал с «Викиликс», и откровения Сноудена, имевшие такой успех, обеспечивались именно инсайдерской информацией.
Стоит также отметить, что Sony Pictures убыточна уже пять или шесть лет и активно сокращала штат. Кроме того, в интернете ее сильно недолюбливают. Связано это, в частности, со скандалом, разразившимся, когда выяснилось, что компания оснащала свою продукцию шпионским программным обеспечением «в целях борьбы с пиратством». В общем, желающих насолить Sony Pictures было предостаточно и скандальный фильм про КНДР мог послужить не причиной, а поводом. А уж сочувствовали атаковавшие Пхеньяну или нет, были связаны с ним или просто «по приколу» решили выдать себя за сторонников чучхе — вопрос дискуссионный.
Еще один нюанс. В Южной Корее практически каждый крупный хакерский скандал списывается на происки Пхеньяна. Правда, потом обычно выясняется, что либо атака была со стороны Китая, либо в системе безопасности подвергшихся нападению имелись чудовищные дыры. Можно, например, вспомнить, что после гибели корвета «Чхонан» разведка РК заявила, что северокорейские хакеры массово похищают логины добропорядочных граждан, чтобы от их имени критиковать правительственную версию трагедии. Учитывая, что доступ в интернет в Южной Корее осуществляется по удостоверению личности, в этом была особая «соль».
Так или иначе, «в ответ на атаку неизвестно кого Соединенные Штаты нанесли удар куда-нибудь». ФБР заявило, что доказательства северокорейской причастности у них есть, но предъявлять их не стало. КНДР же отказалась взять на себя ответственность и даже предложила США совместное расследование инцидента. Результат закономерен. Президент США произнес пафосную речь про возмездие, после чего (хотя на самом деле непонятно, по этой или другой причине) в Северной Корее сутки не работал интернет. Северокорейские власти разразились в ответ серией не менее пафосных заявлений, по стилистике напоминающих советскую пропаганду конца 1930-х — начала 1950-х годов. А ряд западных деятелей культуры и искусства, включая Джорджа Мартина и Джорджа Клуни, призвали не отказываться от проката «Интервью»: никто не смеет указывать американцам, что им смотреть, а что — нет.
Вот такая получается история с политическим подтекстом и, возможно, с далеко идущими последствиями. Ведь «северокорейские хакеры» даже угрожали терактами в кинотеатрах, и, если такое случится, события могут принять совсем иной оборот. Впрочем, автору хочется надеяться, что все закончится хорошо, пусть и не по канонам голливудских комедий.