В субботу, 27 декабря, легенда отечественного спорта Лариса Латынина отмечает 80-летний юбилей. До 2012 года Лариса Семеновна держала рекорд по количеству олимпийских медалей за всю историю спорта — 9 золотых, 5 серебряных и 4 бронзовых. Достижение советской гимнастки продержалось 48 лет. Превзойти его сумел лишь американский пловец Майкл Фелпс — единственный в истории спорта 18-кратный олимпийский чемпион.
Вместо заслуженного отдыха восьмикратная чемпионка мира и семикратная чемпионка Европы по спортивной гимнастике с удовольствием курирует работу детской школы и с ностальгией вспоминает, как в свое время наряду со спортивными достижениями была успешна в балете и точных науках.
«Лента.ру»: Еще помните, как попали в спортивную гимнастику?
Лариса Латынина: Конечно. В десять лет я записалась в хореографическую студию при Доме народного творчества. Занималась примерно год, да так увлеклась танцами, что считала, мое будущее связано только с балетом. Однако в один «прекрасный» день студию закрыли. Для меня это стало жуткой трагедией. Я долго приходила в себя, пока как-то раз через стеклянную дверь физкультурного зала нашей школы не увидела, как девочки занимались спортивной гимнастикой, выполняя под музыку вольные упражнения. Я долго стояла и наблюдала за происходящим. Это очень напоминало балет, и я захотела присоединиться к ним. Подошла к преподавателю физкультуры Михаилу Афанасьевичу Сотниченко, по совместительству тренеру гимнастической команды и попросила взять к себе.
Спорт высших достижений — вещь жестокая. Слезы были?
У меня другой характер. Я никогда не хотела показывать, как мне плохо. Однажды на соревнованиях, когда меня явно засудили и моя мама и муж стали ругать жюри, я все равно нашла в себе силы оправдать действия судей. Настолько не хотела поддаваться жалости моих домашних. А вот на следующий день, когда осталась дома одна, я позволила себе сполна нарыдаться.
Зачем же вы, мастер спорта СССР, поступили после школы в политехнический?
Я хорошо успевала в школе, окончила ее с золотой медалью. Мне нравились математика, геометрия, тригонометрия, любила чертить. Потому меня и тянуло в технический вуз. Все отговаривали и убеждали: мол, учиться будет тяжело. Но я с гордостью отвечала: «Если сложно — значит, это тем более для меня». Но продержалась в институте только два года: из-за постоянных сборов просто не получалось сдавать зачеты вовремя. А тут еще после очередных соревнований в Париже я пришла на экзамен по химии, и наша преподавательница (женщина старой закалки) стала выговаривать мне менторским тоном: «Девочка, вы учитесь в ордена Ленина политехническом институте. Здесь нужно заниматься денно и нощно, а не кувыркаться на матах». Ее слова меня сильно обидели. Зачет я все-таки получила, но каждый раз, когда мне приходилось спешно наверстывать, я испытывала неудовлетворенность, что что-то не знаю или не успеваю. Чтобы не отставать, я стала реже ходить на тренировки, мне приходилось разрываться между спортом и учебой. И однажды мой тренер Александр Семенович Мишаков сказал: «Лариса, если ты хочешь быть хорошим инженером, занимайся как следует в институте. А в свободное время для души посещай гимнастическую секцию. Если же ты намерена стать успешной гимнасткой, тогда надо переходить в институт физкультуры».
Олимпийское золото всегда было во главе угла?
У меня скорее присутствовало желание быть первой. Всегда старалась здорово делать то, что умею. Мне очень помогало отношение моих тренеров: Михаила Сотниченко и Александра Мишакова. Они никогда, даже на самых сложных и ответственных состязаниях, не ставили передо мной максимальных задач. Они знали мой характер и нацеленность на результат, поэтому всегда говорили: «Вспомни лучшие исполнения на тренировке и постарайся их повторить. Если же кто-то сможет выступить лучше, чем ты, тут уж извини — это спорт». Но даже когда на подготовительных занятиях у меня что-то не получалось, я всегда заявляла: «Не переживайте, на соревнованиях исполню как надо».
Давали себе установку?
Не всегда. Иногда раньше времени в голове проскакивало: «Все в порядке. Остался один снаряд, и я выиграла». Но, как только я успевала так подумать, тут же падала. Поэтому дала себе зарок: никогда в жизни, даже на мгновение, до того, как закончатся соревнования, не допускать и мысли, что победа уже в кармане. Свою задачу надо выполнять до последнего пункта.
Расскажите, как появилась школа имени Ларисы Латыниной?
Несколько лет назад ко мне приехала Ольга Коркач, директор детской школы спортивной гимнастики в Обнинске Калужской области, с просьбой разрешить присвоить учебному заведению мое имя. Сначала я была несколько удивлена, а потом поехала знакомиться с тренерами, ребятами, влюбленными в данный вид спорта. Им приходилось ютиться в крохотном помещении, но у них глаза горели — настолько они хотели заниматься. И я согласилась дать школе свое имя. Потом мы уже все вместе решили построить новый зал, и за два года проект был реализован. Но, чтобы осуществить задуманное, понадобилось очень много уговоров, споров, просьб, усилий…
И, как водится, тут же получили от чиновников по полной программе…
Самое удивительное, что от руководителей Федерации гимнастики мы не услышали не только слов благодарности или поддержки, но и просто высказываний о том, что мы трудились не напрасно. Наоборот, говорили: «Зачем все это?! Латынина устраивает себе пиар». Смешно, так называемый пиар мне иногда даже в тягость. Некоторые известные деятели постоянно упрекали нас, что мы поступаем нерационально, строя такой современный зал, оборудованный лучшими спортивными снарядами там, где нет никаких чемпионов. Но Дмитрий Медведев, который приезжал к нам на открытие, сказал: «Не важно, что здесь пока нет чемпионов. Если начинающие гимнасты будут тренироваться в таких условиях, то среди них обязательно таковые появятся».
Сейчас занятия физкультурой для вас — удовольствие или необходимость?
Пожалуй, и то, и другое. С одной стороны, мне нравится. Даже построили на участке нашего загородного дома теннисный корт, на котором раньше часто играли. Сейчас, правда, делаем это все реже. С другой стороны, я понимаю, что в моем возрасте и при соответствующем образе жизни (ведь сейчас мы пешком-то ходим гораздо реже) движения организму все равно нужны. Так что возникает необходимость в физических упражнениях.
Или в работе по хозяйству…
Я всегда увлекалась работами в огороде и саду, но в 2000 году после очередного трудового дня у меня случился инсульт. Теперь стараюсь быть осторожнее. Да и помощников у меня много. Супруг, например, чтобы избавить мою поясницу от излишней нагрузки, поднял грядки на уровень пояса.
Сложно представить олимпийскую чемпионку, копающуюся на грядках…
Тем не менее я с большим удовольствием пропалываю помидоры, огурцы, перцы, баклажаны (у нас две теплицы), всевозможные салаты, петрушку, редис, лук-порей, чеснок, морковь и… разговариваю с ними. Потому что убедилась: любые растения, в том числе деревья и цветы, чувствуют внимание и откликаются на подобное отношение, на мою любовь. Они ведь нуждаются в заботе и внимании, а не только в поливе и рыхлении. Так что иногда даже просто выхожу на участок поговорить с ними: как, мол, вы тут растете? Мне кажется, это имеет положительное воздействие. Кроме растений у нас много и живности: кошки, собаки, лошадка, козочки, коровки. Я очень люблю природу и зверей.
Когда открываете дачный сезон?
Мы его никогда не закрываем. Живем здесь постоянно, это наш дом. У нас, например, есть бассейн, в котором плаваем круглый год (он крытый), даже в самые сильные морозы. Вода в него поступает из колодца, наполняющегося из артезианской скважины — из нее же она проведена в дом. Есть диванчик-качели возле прудика, где водятся карасики. У меня целая фабрика по выращиванию цветов — можно сказать, оранжерея. И очень много в ней ирисов. Причем разноцветных: и синих, и коричневых, чуть меньше желтых. Полно поразительно красивых лилий, семена которых я купила на выставке в Лондоне: есть и белые, и розовые, и даже темно-бордовые. Много роз. Конечно, растет у меня и герань.
А как же холода?
Кое-что я выращиваю в доме — на веранде. Осенью выкапываю, пересаживаю в горшки или просто ставлю в воду, а с потеплением высаживаю на участок. Когда что-либо пересаживаю и обрезаю, то веточки не выбрасываю, а снова укореняю и опять высаживаю. У меня очень много фиалок, разнообразных бегоний. Также растут разные сорта фикусов. Кроме того, на веранде стоят два больших лимонных дерева. И одно из них плодоносит очень маленькими лимончиками с тоненькой кожицей, сочными и очень вкусными. На территории участка растут и сосны, и ели, и лиственницы, и пихты, и дубы. Одно время мне очень не хватало красок. Тогда я купила клены и посадила их по периметру. Теперь каждой осенью меня радуют разноцветные листья кленов. Кстати, на Новый год мы всегда наряжаем вместо елки тую. А так как она растет прямо перед входом в дом, то можно сказать, что праздник у нас продолжается круглый год.