В российском ретейле меняется структура и расстановка сил. Торговые центры вытесняют все прочие виды магазинов и яростно конкурируют друг с другом за остатки покупательной способности населения.
Стоимость аренды для магазинов, кафе, ресторанов обычно исчисляется в долларах и потому сейчас возросла вдвое. Так что идет процесс концентрации магазинов и кафе в торговых центрах, где есть надежда удержаться на плаву за счет высокой посещаемости.
Но хватит ли на всех торговых центров? В 2015 году их может открыться не так много. Неизбежны проблемы с финансированием строек, и сами девелоперы склонны отложить реализацию проектов до лучших времен.
По данным международной консалтинговой компании JLL, в Санкт-Петербурге в 2014 году площадь современных торговых центров, введенных в эксплуатацию, снизилась до минимального показателя последних пяти лет. За год открылось всего два новых торговых центра.
Центральные улицы городов пустеют. Аренда здесь самая дорогая, и посещаемость невысокая. Магазины работают не столько на прибыль, сколько на имидж торговой марки. Однако в трудные времена приходится думать о выживании, и тут уже не до имиджа. К примеру, в 2014 году Zara закрыла свой флагманский магазин в центре Москвы на Тверской улице.
Примета кризиса — уход с рынка целого ряда торговых марок, на улицах исчезают примелькавшиеся вывески. Как крупные сети, так и владельцы одной или нескольких торговых точек в лучшем случае режут «планов громадье», в худшем — планируют сокращение оборотов. А ведь кто-то просто разорится, не выдержав падения покупательной способности, спроса в сочетании с ростом арендных ставок и закупочных цен.
В частности, закрывается из-за убытков финская сеть магазинов одежды Seppala, а компания по производству и продаже одежды Mexx объявлена банкротом, и ее магазины распродают остатки запасов.
Российская сеть магазинов отделочных материалов «Старик Хоттабыч» закрылась, не выдержав конкуренции с OBI, «Леруа Мерлен» и Castorama. Разорился и один из старожилов рынка бытовой электроники «Белый ветер цифровой».
Американская сеть быстрого питания Wendy's заявила о своем уходе, не сумев за три года работы в России закрепиться на рынке.
Закрывать магазины в России планируют сети магазинов одежды River Island, Esprit и OVS, принадлежащие польской группе EM&F.
Сокращать количество торговых точек собираются сети Gerry Weber, Diane von Furstenberg, New Look и Bodique, а также Samsung.
Осенью 2014 года две крупные российские сети бытовой техники «Техносила» и «Техношок» объединились в одну, которая продолжит работу под брендом «Техносила».
Финская компания S-Group объявила о прекращении развития сети гипермаркетов Prisma. «Спортмастер», Adidas и Reebok сообщили, что в 2015 году откроют почти вдвое меньше новых магазинов, чем планировалось. Аналогичные решения приняли сети O'stin, Incity и Melon Fashion Group (бренды befree, Zarina, Love Republic). Эксперты не исключают, что лидер на российском рынке одежного ретейла, испанская компания Inditex, которой принадлежат бренды Zara, Oysho, Massimo Dutti, Bershka, Pull and Bear, Zara Home, Stradivarius, Uterque и Lefties, может «почистить» в России свой портфель проектов и свернуть наименее успешные.
Большинство киносетей тоже отказались от планов по расширению. Причем на 2015 год заявлено об открытии более сотни новых торговых центров, и почти везде в концепцию заложено присутствие кинотеатра. Реализовать эту концепцию удастся не всем, считает Анна Никандрова, региональный директор департамента торговой недвижимости Colliers International. Кинотеатров попросту может не хватить.
Владельцы восьми российских киносетей недавно обратились с открытым письмом к владельцам торгово-развлекательных центров, призывая отказаться от сложившейся практики использовать фиксированные арендные ставки в долларах. Киносети считают, что в нынешней ситуации, с падением курса национальной валюты почти в два раза, было бы справедливо перейти на расчеты в рублях. Арендную ставку предлагается зафиксировать в виде процента с оборота, как в Европе.
Письмо подписали владельцы крупнейших в стране сетей «Синема парк», «Каро фильм», «Формула кино», «Люксор», «Киномакс», «Монитор», «Мираж синема», «Мори синема», «5 звезд» и «Чарли» (небольшая сеть на юге России). Все они предупредили, что не пойдут на штрейкбрехерство, и не станут занимать площади, освободившиеся вследствие конфликта с другой киносетью по поводу стоимости аренды.
С похожим обращением выступила российская Федерация рестораторов и отельеров, опубликовав на своем сайте меморандум о поддержке предприятий индустрии гостеприимства. Документ подписан владельцами сетей «Чайхона №1», Ginza Project, Maison Dellos, «Ла Маре», Torro Grill, Starbucks, Novikov Group, Food Retail Group, «Якитория», «Кофемания» и «Росинтер». Рестораторы предупредили, что не будут снимать помещения, освободившиеся из-за повышения арендной платы, какие бы скидки и льготы им ни предлагали.
Меморандум предлагает ввести законодательный запрет привязывать стоимость аренды коммерческой недвижимости к иностранной валюте. Помимо этого предлагается установить, что стандартный договор аренды действует не менее десяти лет — сейчас договоры чаще всего заключают всего на два-три года.
До сих пор, несмотря на кризис и санкции со стороны Запада, в Россию все-таки больше приходило брендов, чем уходило. К примеру, в третьем квартале 2014 года на рынок Москвы вышло 11 новых международных торговых марок, это рекорд последних лет, сообщают эксперты международной консалтинговой компании в области недвижимости CBRE Group.
За девять месяцев 2014 года в Москве открыли свои магазины 29 новых игроков рынка. К ним могут присоединиться еще с десяток международных сетевых ретейлеров. О своем намерении выйти на российский рынок заявили британские торговые сети Harvey Nichols, SuperDry, знаменитая французская Galeries Lafayette и тоже французская The Kooples, испанская сеть Cortefiel, популярная шведская сеть магазинов одежды Cos, американские сети White house black market, Abercrombie&Fitch, Disney store, турецкая сеть DeFacto.
Можно сказать, что кризис пошел на пользу небольшим магазинчикам, действующим на рынке в формате шаговой доступности, «у дома». Потребители все чаще предпочитают их гипермаркетам, поскольку в огромных магазинах чересчур много соблазнов и тратится много лишних денег. Не случайно лидер российской розничной торговли продуктами сеть магазинов «Магнит» приоритетно развивает именно формат магазинов "у дома". По данным на 30 сентября 2014 года в составе сети насчитывалось почти 7,8 тысячи таких магазинов.
В России в 2014 году новые магазины и точки питания в составе торгово-развлекательных центров открывались в пять раз чаще, чем в отдельных помещениях. Такие данные получила консалтинговая компания «Магазин магазинов» в рамках своего ежегодного исследования «Международные бренды: степень развития в России 2014». В 2013 году разница была менее заметной: на один магазин «сам по себе» в торговых центрах открывалось по три магазина. В целом же магазинов и точек питания в торговых центрах сконцентрировано вчетверо больше, чем на улицах.
Все реже открываются отдельные магазины по продаже аксессуаров, товаров для детей, бытовой техники и электроники. Примерно наравне с торговыми центрами развиваются общественное питание и магазины по продаже товаров для дома.
Сейчас в России работают около 850 торговых центров, рассказала Анна Никандрова. Современные торговые центры строят уже не только в крупных городах, но и в относительно небольших населенных пунктах с населением от 150 тысяч человек.
В 2014 году открылось 67 торговых центров, из них 17 — в Москве. В том числе в российской столице открыли самый большой торговый центр в Европе под названием «Авиа Парк».
В 2015-м по стране в целом запланировано построить и запустить в эксплуатацию 105 торговых центров. Большинство — в городах с населением от 300 тысяч до одного миллиона человек. Лидерами по количеству станут Курск, Барнаул, Архангельск, Иркутск, Тюмень. А крупнейшие проекты запланированы в Москве, Красноярске, Курске, Челябинске, Туле и Перми.
«Однако можно предположить, что многие объекты, которые заявлены девелоперами к открытию на четвертый квартал 2015 года, будут перенесены на 2016 год», — считает Никандрова.
Кстати, первое место в России по количеству торговых площадей на душу населения в данный момент занимает отнюдь не Москва, как, вероятно, многие думают, а Самара. А до 2014 года лидировал Санкт-Петербург (сейчас на втором месте). Москва же занимает только четвертую позицию, после Екатеринбурга. Замыкает топ-5 Ростов-на-Дону.
В аутсайдерах — города-миллионники Пермь, Омск, Новосибирск. Из городов поменьше торговых центров не хватает в Махачкале, Томске, Владивостоке, Владикавказе, Нижнем Тагиле, Чите.
Что интересно, чем холоднее страна, тем больше в ней торговых центров, отметил Николай Казанский, генеральный директор Colliers International. По его словам, в Северной Европе на долю крупных центров приходится 70-80 процентов всех торговых площадей в стране. А вот в странах Южной Европы этот показатель втрое-вчетверо ниже: 20-25 процентов.
Проводить выходные в торговых центрах вошло в привычку. Но многим прискучил стандартный набор городских развлечений: шопинг, кино и посиделки в кафе. Выходят из моды и катки, десять лет назад служившие одной из главных приманок для посетителей. С тех пор в большинстве городов появились открытые катки, больше, качественнее и комфортнее. Поскольку катки занимают большую площадь, а эффекта от них немного, компания «Мега» их закрывает во всех своих торговых комплексах.
Как показал опрос консалтинговой компании NAI Becar, москвичи теряют интерес к торговым центрам. Туда стали реже заходить в 2014 году более 25 процентов жителей столицы. Каждый третий посетитель торгового центра отметил нехватку рекреационных зон, предназначенных для отдыха, общения и работы, отмечает Маргарита Трофимова, директор департамента консалтинга и оценки NAI Becar.
Чтобы удержать покупателей, торговым центрам приходится предлагать им все больше развлечений. Последняя мода — устраивать концерты известных артистов. В петербургском «Европолисе», например, выступала певица Зара. Причем вход по билетам, а билеты за деньги. Правда, небольшие. Билеты с удовольствием раскупают владельцы магазинов, расположенных в торговом центре, и дарят своим покупателям в качестве бонусов.
Торговые центры постепенно превращаются в досуговые. Это, кстати, в русле общемировой тенденции. По данным NAI Becar, 29 процентов посетителей торговых центров приходят туда не столько для того, чтобы совершить покупки, сколько для развлечений и встреч с друзьями.
Эксперты проектного бюро Portner Architects считают, что в недалеком будущем в торговых центрах появятся интерактивные музеи и галереи, детям и взрослым предложат познавательно-образовательные развлечения. В частности, компания Lego в ближайшее время собирается оборудовать в своих магазинах специальные интерактивные обучающие зоны для детей.
Магазинов же в привычном для нас виде через десять лет вообще не останется, их заменят шоу-румы с индивидуальным сервисом, прогнозируют эксперты Portner Architects. Широкое распространение получат такие высокотехнологичные сервисы, как 3D-сканирование телосложения, создание личных виртуальных манекенов, изучение базы потребительских привычек и интересов со смартфонов.
Поскольку шоу-румы не занимают столько места, как магазины, основное пространство в торговых центрах будущего будет принадлежать не торговым зонам, а развлекательным и общественным. Это позволит превратить их в многофункциональные комьюнити-центры, где человек может удовлетворить разные потребности, включая культурные и социальные.