Новости партнеров

Чудо

История из наркологической практики о чудотворной иконе и обретенной в сугробе поллитре

Изображение: Dartmouth College / AP

Петр КАМЕНЧЕНКО

Рассказов о чудесных спасениях совершенно конченых алкоголиков и наркоманов я слышал много. В том числе и рождественских. Одна такая история есть и в моей собственной практике.

Лет десять назад я возил в Высоцкий монастырь друга. Звали его Георгий, для друзей — Жорик. Хороший он был человек. Добрый, обаятельный, всегда поможет, если что. Одна беда — Жорик был хроническим алкоголиком и пил к тому времени уже больше двадцати лет почти без передышки.

Лечили его за это время всеми возможными способами. Я сам его и в больницы клал, и в тайгу увозил. На интересную работу устраивал, знакомыми милиционерами пугал с психотерапевтической целью, даже на необитаемый остров с ним ездил. А из разговоров душевных, что мы с ним за эти годы проговорили, состав от Земли до Луны и назад дотянуть можно.

И ничего из всего этого не выходило. Совсем мужик плохой стал. Голова не соображает, печень вот-вот накроется, несколько раз «белочку» перенес, в коме побывал, руки-ноги отнимались, но пить так и не бросил. Не осталось у меня больше никаких докторских и человеческих возможностей, кроме как к иконе чудотворной его вести. Вдруг поможет?

Икона такая, между тем, была мне известна. Образ Божией Матери «Неупиваемая чаша» Покровского храма Высоцкого мужского монастыря в подмосковном Серпухове.

Образ считается чудотворным. Помогает в исцелении пьяниц, наркоманов, курящих, блудников и блудниц, а также всех страдающих телесными недугами.

Рассказывают, что объявилась эта икона еще в позапрошлом веке, точнее в 1878 году. Жил тогда в Ефремовском уезде Тульской губернии заслуженный отставной солдат, ветеран Севастопольской кампании. Пил он горько, дошел до полной нищеты, да еще и ноги от пьянства отнялись. Но однажды явился к нему во сне благолепный схимник и велел идти в город Серпухов, в монастырь, к иконе Богородицы «Неупиваемая чаша», чтобы попросить у нее помощи. Солдат, однако, сну не внял, продолжая пить пуще прежнего. Еще дважды являлся старец во сне пьющему солдату и в последний раз был так грозен лицом, что, проснувшись, перепуганный севастопольский ветеран немедленно пополз на четвереньках в Серпухов.

И дополз. В монастыре о чудотворной, правда, никто и не слыхал. Однако, хорошенько поискав, на обороте одной из икон разобрали надпись «Неупиваемая чаша». Отнесли новообретенный образ в храм, и начал ефремовский отставной солдат перед ним молиться. Молился-молился да и исцелился — и от паралича, и от пьянства.

Весть о чудесном исцелении распространилась быстро. А поскольку пьянство на Руси недуг весьма распространенный, к иконе потянулись страждущие со всей империи. В 1912 году было даже создано Серпуховское Александро-Невское братство трезвости, проводившее ежевоскресные религиозно-нравственные чтения и беседы. Говорят, народа собиралось много.

После революции Александро-Невский храм был разрушен, а его святыни сожжены на берегу реки Нары. Чудотворная икона, однако, уцелела и все последующие годы находилась в единственном действующем в Серпухове Ильинском храме. Когда же в апреле 1991 года вновь начал действовать Высоцкий монастырь, икону перенесли туда, возобновив дореволюционный обычай воскресных молебнов у образа Богоматери.

Туда мы и поехали в первых числах января, как раз под Рождество.

Уже на станции в Серпухове встретили бабу, которая рассказала о соседе. Мол, все пропил человек — и семью, и дом, — а потом к иконе стал ходить и излечился. У церкви с попрошайкой поговорили: денег он скопил, сорокоуст заказал, уже неделю не пьет...

Монастырь на отшибе стоит, место высокое, красивое, между Окой и Нарой, вокруг снег чистый, дышится легко. Батюшки в храме все сытые, гладкие, поют хорошо. Да мы еще на праздничную службу попали. Три часа Жорик перед иконой молился. Человек он крещеный и в Бога верит, хоть и пьяница. За это время я для него три сорокоуста заказал (до 14 мая включительно), крестик, иконку, поясок, книжечек разных полезных купил, водички святой налил.

Через несколько дней еще раз съездили. С батюшками поговорили, оказывается, можно в гостинице при монастыре остаться на излечение практически бесплатно. Постоял Жорик у иконы, святой воды попил и… отказался оставаться.

Прошла неделя, другая. Георгий не пил. Хотя, с другой стороны, и денег у него на водку не было. Ни копейки. Какие еще раньше пропил, какие потерял, а остальное жена отобрала. И вот спустя без малого месяц после нашей поездки к иконе дает жена ему десять рублей и на рынок посылает — купить молока самого дешевого, того что в мягкой полиэтиленовой упаковке. Взял Жора деньги и пошел. Час проходит, два — нет мужика. Наконец за дверью возня какая-то начинает происходить. Открывает Вероника дверь, а там Жорик на четвереньках и весь в грязи, как водится.

— Ну откуда? У тебя же, заразы, и денег то не было, — спрашивает Вероника.

Тут Жорик поднимается за стеночку аккуратно цепляясь и вытягивает из-за пазухи поллитру, уже на три четверти пустую, а потом честно так жене объясняет:

— Не поверишь, Вероничка. Чудо! В сугробе нашел. Иду — а она там лежит. Ну вот я и...

Думал я об этом чуде с поллитрой, думал... И вот что понял. Все ведь справедливо. Чтобы от пьянства избавиться, Жорик за эти двадцать лет палец о палец не ударил. Все за него другие делали. Ведь он этого даже как следует и захотеть-то не пробовал. Потому никакого другого чуда, кроме поллитры в сугробе, у него и не получилось.

Жорика уже нет. Шесть лет прошло, как замерз насмерть. Под Новый год уснул пьяненький на лавочке неподалеку от дома и не проснулся. И я не уследил... Так что конец у этой истории не счастливый, но уж как есть.

Итог голосования: «+» 71, «-» 38

12:1019 августа 2016
Руслан Хасбулатов

«После ГКЧП произошла страшная вещь»

Руслан Хасбулатов о путче 1991 года
09:08 7 июня 2015

«Гитлер поднялся на противостоянии с коммунистами»

Историк Константин Залесский об истоках германского нацизма
00:0328 июля 2016
Мозаичное панно, изображающее дружбу русского и украинского народов, на станции «Киевская» Арбатско-Покровской линии московского метро

«Российская украинистика растет, формируется и зреет»

О чем спорят украинские и российские историки